Дом, подаренный тобой,
Светом душу озарил.
Я любуюсь там собой.
Счастье ты мне подарил.
Прочитав много информации про дом Курлиной, в голове возникли такие слова. На время представился образ девушки, которая вдохновила мужчину на создание такого произведения искусства на года. Хвала тем женщинам, что не разводят войны, а являются музой и свежим ветром вдохновения для своего избранника.
Изначально я нашла пару статей с мифами и легендами о данном доме. Одна история повествует о жутких происшествиях, что не очень то похоже на правду. Поговаривали, что Александр Курлин, муж хозяйки дома, был убит от рук любимой. А она же скрывалась в подвалах и подземных тоннелях, что соединяли несколько домов. Якобы Александра имела связь с одним из представителей известных в Самаре купцов Шихобаловых. И именно Антон приносил ей еду в подвал.
Никогда не соглашусь с данным слухом, построить такой особняк, с таким изысканным чувством красоты вряд ли можно было для простой заурядной женщины. А Александра Журавлева (в молодости), если судить по ее происхождению и биографии, вряд ли стала бы изменять мужу и тем более пачкать руки кровью. Про красивых женщин всегда сочиняют легенды и порой они не в лучшую сторону красят человека. Но как говорят, красота требует жертв, а героиня моей статьи принесла свою жертву, войдя в историю Самарского края, как хозяйка Дома Курлиной.
Александр Георгиевич Курлин-купец первой гильдии, гласный городской Думы, попечитель общества слепых, детских приютов,домов для душевнобольных, коммерческих училищ. Окончил гимназию, затем университет. После продолжил дело отца, хлебную торговлю. Купцы первой гильдии имели дополнительные права. Так указом императора Александра | от 1824 года они получили право приезда к Императорскому двору. Отец Александра относился к первому поколению ("оборотистые деды") основателей купеческих родов. Георгий Иванович приехал в Самару в возрасте 37 лет со второй женой Марией Захаровной, дочерью войскового старшины Мизинова. С ними было четверо сыновей. От первого брака Иван, рожденный 12 июня 1862 года, от второго брака — Дмитрий, Александр и Георгий, умерший в младенчестве.
Во время создания гильдий и в целом купечества сильна была клановость.
Так, самарский вице-губернатор И-М.Ф. Кошко вспоминал: «Купеческий круг Самары, несмотря на то, что насчитывал среди себя десятки миллионеров, жил замкнуто, среди ближайшей родни. Богатые люди понастроили себе пышные особняки с преобладанием стиля модерн, но приемов у себя не делали, так что решительно неизвестно, для чего они завели такие хоромы. Должно быть, из чувства подражания».
Александр Курлин стоял у истоков создания хлебной биржи.
Александр был завидным женихом, он был красив, богат, умен и образован. Но повезло лишь одной девушке стать его избранницей. Шестнадцатилетняя Александра Павловна была одной из самых красивых девушек Самары, но при этом была незаконнорожденной дочерью купца Павла Михайловича Журавлёва. Неудивительно что купец Курлин сделал предложение жить вечно вместе такой прекрасной девушке.
Венчание проходило в Успенском соборе города Куйбышева(переименован в 1935г.в г.Самару) в 1893г.
В следующем году в 1894г. молодых и счастливых супругов ждала радость, у них родилась прелестная дочь. Младенца назвали Лидией. В переводе с Итальянского это имя означало-музыкальная. Но чудесная музыка материнства и отцовства звучала недолго. Через год и три месяца после рождения девочка умерла, навсегда оставшись маленьким ангелом в сердцах Курлиных. Больше детей у исторической пары не было. Александра была убита горем и не было ей утешения. Именно эти события и сподвигли Курлина построить необычный дом с огромной внутренней душой для своей красавицы жены. В 1899 году купил участок под строительство особняка. Проект дома заказал лучшему в Самаре архитектору Александру Устиновичу Зеленко, который впоследствии уехал в Москву и работал у знаменитого Ф.Шехтеля.
Особняк был выполнен в стиле модерн(переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы). Новизна особняка поражала взоры современников. Архитектор использовал новый отделочный материал-цветную изразцовую плитку. Фасад особняка отделан голубой плиткой и зеленовато-изумрудной майоликой. Существует версия, что майоликовая плитка на особняке является печными изразцами.По красоте и изысканности дом мог встать в один ряд со сказочным замком. В 1903 году семья въехала в свое уютное любовное гнездышко, которое писатель Толстой в своем романе "Хождение по мукам" прозвал "нелепо роскошным". Может быть его смутила нежная цветовая гамма,необычный фасад, ажурная ограда и ворота, похожие на крылья бабочки. Фронтон фасада над парадным входом в особняк украшает маскарон в виде изящной женской головы , очень напоминающий хозяйку.Над угловым окном - растение с длинными текучими стеблями. Спустя года людей восхищает лепнина на потолке будуара Александры Павловны в виде парящей нимфы, созданной по образу прекрасной хозяйки. Также другие потолки выполнены весьма живописно, декорированы лепестками и стеблями цветов. В доме два балкона на обоих фасадах. Балкон над центральным входом функционален. В начале прошлого века, когда ещё не было высотной городской застройки, отсюда открывался живописный вид на Волгу.
Дом был прекрасен и своей внутренней обстановкой, дорогой мебелью, выполненной на заказ. Чему свидетельствует уникальный столовый гарнитур "Виноград", единственный в России, выполненный автором Луи Мажорель. Он сделан из массива ореха, украшен узорами в форме листьев винограда и ягод. Подлинные изогнутые стекла с добавлением свинца очень ценные, поскольку теперь такие не делают. Гарнитур включает все необходимое для столовой: буфет, горка, сервант, обеденный стол и стулья. В украшениях столовой можно увидеть мистических существ, что очень характеризует стиль модерн.Кабинет же самого хозяина был полон семейных фотографии, что несли свою историю, находясь на стене в рамках.
В строительство особняка Александр отдал по тем временам очень много денег, за что спасибо большое ему. Дом того стоил и стоит. Не смотря на изысканность и роскошь, особняк был оборудован самыми современными коммуникациями — электрическим освещением, системой отопления, водопроводом, канализацией. Супруги Курлины стали одними из первых обладателей телефонной станции. Вообще, Курлин очень заботился, чтобы у его Любимой было все самое лучшее: дом, наряды, повозка. Говорят, когда Александра впервые переступила порог дорогого подарка, она впервые улыбнулась, после смерти ребенка. Старания супруга не прошли бесследно. Александра ожила и толпа зевак стали собираться у необычного дома, чтобы посмотреть как хозяйка выезжала на обитой темно-синим сукном пролетке, в которую была запряжена белая, в серых яблоках лошадь. Курлина отправлялась на конные прогулки.
Пять прекрасных лет Курлины прожили вместе в особняке. В нем устраивались музыкальные вечера и гостинные. В доме гостил и Шаляпин, когда приезжал на гастроли в Куйбышев.
1908 год стал для Курлиных роковым, Александр заболел, говорят сошел с ума. Много есть версий почему, от самых банальных до страшных. Александра признали недееспособным и отправили в больницу для душевнобольных, которую он сам когда-то спонсировал.(Сейчас это психиатрическая больница на Нагорной).По иронии судьбы за 13 лет до этого Александр Курлин выделил деньги на строительство отдельного корпуса больницы, предназначенного для «интеллигентных пациентов». Болезнь со скрытым диагнозом длилась 6 лет. Все дела мужа приняла на себя жена. В 1914 году Александр умер от паралича, как говорит официальная версия, но хоронили его почему-то в закрытом гробу. Может быть и есть какая-то страшная тайна в смерти купца, ведь не зря ходят легенды об одиноком призраке блуждающем в нашей современности по особняку ночами.
Сама Александра прожила в особняке недолго. После революции она стремительно уехала в Москву, так как начались обыски и конфискация имущества. В столице Сандра провела остаток своей жизни в простой коммунальной квартире в одиночестве с воспоминаниями. И лишь один предмет был с ней, как напоминание о былой роскоши и счастливой жизни, это была печать супруга из горного хрусталя. Незадолго до своей смерти единственное напоминание о супруге было отдано соседке по коммунальной квартире с просьбой передать печать в ее дом, дом Сандры в Самаре. Может быть она надеялась оставить там часть своей души.
Хозяева оставили дом, но особняк продолжил жить своей жизнью.
1918г. -особняк был захвачен чехословацкими войсками.
1924г. по 1925г. - самарский губернский отдел труда, а также музей охраны труда и гигиены, биржа труда.
1940г. - музей революции.
1941г. - дом принял посольство Швеции.
1943 по 1970-е - детский сад.
1966г. - здание получило статус исторического памятника.
1989г. - филиал музея Алабина стал гостем особняка.
1995г. - памятник истории и культуры федерального значения.
2008г. - реконструкция.
2012г. - музей Модерна, он занимается изучением стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов той эпохи.
В плодотворной работе с профессионалами из разных областей культуры и искусства Музей Модерна стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. Усадьбу Курлиных называют "жемчужиной" самарского модерна. А сама Самара неофициально названа столицей русского модерна.
Вот так дом, созданный с любовью, пережил своих хозяев, перелистывая страницы эпох. Жаль, что в наше время в строительство дома мало кто вкладывает душу. Города больше приобретают однообразность и подобие друг другу. А исторические памятники культуры уходят в прошлое.