С Михаилом мы знакомы давно, но «шапочно». Не брат, не сват, так, знакомый знакомых, седьмая вода на киселе. Запомнился он потому, что громко и агрессивно проповедовал философию «жениться надо на сироте». Я морщила носик. Да ладно тебе, посмотри на его, он просто адекватно оценивает свои возможности, возражали приятели. Кто за него еще пойдет?
Впрочем, тогда, 20 лет назад, ничего особенно страшного Михаил собой не представлял. Ну полноват, неопрятен. Но сколько у нас женщин, готовых закрыть на это глаза? Думаю, десятки миллионов. Зарабатывает только на необходимое в свои 30? Да я вас умоляю, откройте окно, высуньте нос на улицу. Там сотни таких ходят, и все женаты. Скуповат? Ну тоже не самое страшное. Зато не сидел. И пьет умеренно. По понятиям кумушек на лавочке у подъезда – вполне себе дееспособный жених. Короче говоря, лет десять назад он все-таки нашел себе жену, как и мечтал. Обзавелся ребенком, а потом начались проблемы.
Как я понимаю, пушной зверек там подкрался со стороны денег. Миша всегда был жадноват, а получив под свой полный контроль женщину с проблемами, разошелся не на шутку. И вообще перестал выделять финансы без унизительной мольбы. Вообще. Она же оказалась вдруг не так проста, и резко вышла из роли жертвы, подав на алименты в браке. Михаил не выдержал такого пердюмонокля, и думаю, дело было не в сумме – если живешь вместе, видишь же, куда деньги уходят и почему. А именно в контроле – раньше он мог заставить жену плясать под свою дудку, потрясая у нее перед носом этой десяткой, а теперь не мог – десятка уходила ей автоматически. И его это почему-то возмущало.
Не получалось больше с видом благодетеля и света в окошке чего-то требовать. Деньги уходили те же, но вот удовольствия от них стало заметно меньше. И отношения покатились под откос. Миша в ужасе понял, что план «чемодан-вокзал» не выгорел. Супружница растворяется в пространстве, не аннигилирует, более того, как тигрица отстаивает свои права. Ребенок не рассасывается сам собой, хотя путем нехитрых манипуляций заработки удалось минимизировать, а алименты снизить. Ну, поругались еще немного, дальше живут, вернее не живут, а разводятся. И разочарованный Михаил снова в активном поиске.
Я недавно писала что-то про сайты знакомств, залезла на первую страницу посмотреть, что там, а там он, ищет женщину 25-40 лет, без детей. Хотя не знаю, зачем ему новая женщина, он еще прежнюю не доел. Но самое удивительное, что какие-то женщины находятся, и они даже пытаются вникать в хитросплетения его семейной драмы. Короче говоря, вокруг него в соцсетях собрался клуб дам – сочувствовальщиц и сопереживальщиц. Не знаю, может им заняться нечем, или у них материнский инстинкт просыпается по отношению к 50-летним дядечкам, но в общем и целом они там придумывают, как сжить со света бывшую жену. Типа несправедливо она обогащается за счет нашего пирожочка, и вообще пиранья. А вот пошла бы сама и заработала, если чего-то не хватает. Где женская гордость? И я смотрю на это и думаю – как, зачем? Вот эта «тетя Дуся» условная, из группы поддержки, она это делает зачем, чтобы что? То, что она хочет замуж – это вряд ли. Даже через экран очевиден глубоко пенсионный возраст. Зачем ей, чтобы какая-то незнакомая и без того несчастная женщина работала за двоих?
Ведь нет у этого никакого объяснения логического. Нет и быть не может. Даже если этот Михаил совсем не будет работать, не сможет платить, или скроется в землянке где-то под Воронежем от судебных приставов, это не повлияет на нее ровным счетом никак. И это «никак» здесь тот элемент, который и вносит в историю неописуемый ужас. Ну то есть когда в городе объявился грабитель, который дергает серьги из ушей, это страшно, но хотя бы понятно. Когда появился сбрендивший маньяк, который орудует просто так, и никто не понимает его странную логику, вот это действительно жуть.
Такое явление я видела не раз. И ладно бы речь шла о всяких там женах футболистов, бывших супругах бизнесменов, или кто там еще всеми силами хватается за деньги и публичность. Потому что на самом деле даже я, иногда наблюдая за приключениями холеной хищницы, думаю: алименты 500 тысяч, миллион – это очень спорная штука. Но именно вокруг таких красоток с обложки обычно кучкуется группа поддержки. Мол, ну 500 тысяч, ну и что, это богатые люди, там частный садик, дорогая школа, свитер из ЦУМа, условно, и что ты хочешь, снизить ребенку уровень жизни? Нет уж, пусть содержит, как миленький. И возможно в этом что-то есть. Но я сейчас про другое. Например, в случае, когда женщине реально некуда идти, зачем пишут ее бывшему что-то вроде «просто вышвырни ее из своей квартиры» (своими глазами видела недавно)? То есть ты реально хочешь, чтобы какая-то женщина с ребенком скитались по вокзалам, обивали пороги «центров помощи женщинам» или просто сидела на мерзлой ноябрьской земле?
***
В моем детстве и юности, кстати, актуальны были мотивы «женской гордости». Гордая женщина должны была отказаться от алиментов, забыть дорогу к отцу, и растить ребенка, не разгибая спины. Недоедать, плохо спать, много работать, МЫТЬ ПОЛЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО, вязать по ночам, сажая зрение. Чем более страшной, бедной, наполненной страданиями была ее жизнь, тем больше у нее было этой странной «гордости». Про мужскую же гордость не говорили почему-то. Мужчина был горд всегда, а женщина – только в миг страдания.
И вот у бабушки во дворе бродила одна байка. Я ее видела потом не раз в других местах, и до сих пор не понимаю, правда это была, или это мне рассказывали как пример «правильной» женской жизни. Что, мол, была у нас соседка-сирота, и вот взял ее мужчина, а потом выгнал из дома беременную. И растила она ребеночка где-то в комнате в общежитии, а потом этот мужчина угодил в аварию, и родня его в слезах валялась перед ней три дня, умоляя о прощении. Мол, кто же теперь продолжит наш род, только твой сын, великий наследник наших ковров и сервантов. Мол, есть справедливость на земле, смотри. Я тогда верила, но повстречав этот сюжет с десяток раз, засомневалась. А был ли мальчик? Ну то есть, что девушку выгнали, я верю, это как раз я видела. А вот что потом в ногах валялись… уж не израненное воображение ли создало это в виде компенсации?
Эти мотивы – они же глубинные, народные. Например, сказка есть такая, «Безручка», там главную героиню несправедливо обидели, рук лишили, из дома выгнали. А потом само провидение отомстило за нее, и сделало великой воительницей и богатыршей. И сын у нее родился всем на зависть, и богатство пришло и слава. И все за ее смирение. И вот я думаю – про руки-то, допустим, я верю. Даже в наши дни такие истории случаются. А вот в то, что от смирения они отросли…
***
Конечно, все мы цивилизованные разумные люди. Но, увы, много вокруг темного, инстинктивного, древнего. Какая-то страшная поведенческая программа, подсказывающая встать на сторону сильного. Даже если это хулиган и пьяница, крысящий от жены алименты. Я бы даже сказала – ТЕМ БОЛЕЕ. Потому что с таким лучше дружить. Обезопасить себя, прикормить, задобрить. А жена – что жена? Все равно уже не жилец. В дикой природе, в дикой общине. Будешь помогать – вместе с ней выгонят… Есть в нас это темное еще, что и говорить. Как есть и механизмы компенсации. Старые сказки на новый лад. Как пришли к скромной, покорной и бессловесной женщине, отказавшейся от всего, со справедливостью. Как валялись у нее в ногах, просили прощения. Как сияла эта новая справедливость. Только сияла ли? Увы, обстоятельства показывает, что сияет она крайне редко. Не чаще, чем выигрыш в лотерею. А Мишиной жене я желаю терпения, настойчивости и "зубов2 побольше. И никакой «женской» гордости. Только так и можно выжить...