Найти тему

Поэма "Минин и Пожарский"

Сегодня отмечается так называемый День Народного единства. А также День Казанской Иконы Божьей Матери. Связаны эти праздники с эпохальными событиями, происходившими после смерти Ивана Грозного (1584) до воцарения династии Романовых (1613 год). "Смута" одним словом. Россия тогда могла погибнуть, но спаслась. И спас ее народ, "единый во всех лицах" (русские, татары, чуваши и многие др.). Главным своим спасителям - гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия воздвигла известный всем нам памятник. Великому подвигу народа-героя и незавидной роли "великородного" московского боярства посвящается.

 

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому

***

(400-летию великого подвига посвящается)

 

 В России появился новый праздник,

 Что призван нации объединить в одну

 Тем самым наш божественный помазанник

 Напомнил о событьях в старину.

 

1.

 Воззвание услышал люд посадский

 У стен нижегородского кремля:

 

«Доколе будем слушать, братцы, сказки?

 Пошто страдает русская земля?

 Пристало ли нам прятаться за стены?

 И не пора ль поверить Гермогену

 Что правда славная лишь на Руси живет?

 Спасем же Русь! Спасем Москву из плена!

 За веру православную не пощадим живот!"

 

2.

 То было время Смуты – все непросто

 Кругом Беда. И та ведь не одна.

 Напившись кровью с первого же тоста

 Святая Русь заснула на погосте

 А вот проснуться долго не могла.

 

3.

 Случилось, царь Иван Московский Грозный

 Вдруг умер. Сам ли, или кто помог?

 То знал Борис, да спрашивать уж поздно

 С такой же тайной сам в могилу слег.

 

4.

"Два крестьянина"

 

На дороге столбовой

 Встретились крестьяне

 Разговор их непростой

 Передам я прямо:

 

- Што тут, братец, толковать

 Видно все очами

 Остается лишь мечтать

 Отобедать щами.

 Опустел московский край

 Съели даже кошек

 Хоть золу с печи сметай

 А хоть с пола мошек.

 Нет ни хлеба, ни плотвы

 Все погнило с головы.

 Быть ли правде на Руси

 С борода-боярами

 Юрьев день святой еси

 Уж не ждать нам с ярами.

 Эх Руси-то пропадать

 Без царя без батюшки

 Зол боярин словно тать,

 Заполонит матушку.

 

Молвил тут уж и второй,

 Весь оборван и худой:

 

-На ка, милай, вот те хлеб

 Не серчай, што малость

 Урожая хоть и нет,

 Совесть та осталась…

 И куда же ты теперь?

 

- Прям в ватагу к Хлопку

 С ним и чудь уже и мерь

 И братья холопы.

 Казачки и те идут.

 Казаки-то – сила.

 Нас боярам не свернуть.

 Мы-то их на вилы.

 Вилы есть и топоры

 Берегли их до поры

 Будем головы рубить,

 Будем правду наводить.

 Животы их отберем,

 Девок в полон уведем

 Все поделим поровну

 Заживем по-новому.

 

-Страшно... Русь-то пропадет

 Без царя без батюшки

 Коль боярин не возьмет,

 Умыкнет казачешка.

 …

 Суров безумный гнев

 Кровав народный бунт

 Как вырвавшийся лев

 Он не потерпит кнут…

 

5.

«Бояре»

 

Но не пресекся смертью корень царский

 Не пусто свято место - царский двор

 Романов, Шуйский ли достоин иль Мстиславский

 Голицын, Бельский или князь Черкасский -

 Затеяли бояре старый спор,

 Как чудом-чудным иль по чьей указке

 В Москве царем был назван Гришка-вор.

 Поверили ему простые люди

 Пусть ляхи с ним, пусть католичка Мнишка

 "Царевич Дмитрий он, ему царем и быть"

 Бояре ж думали: "терпеть не долго будем,

 Коль сукин сын, не грех ведь и убить

 Но до поры придется послужить".

 

6.

"Плач Ксении"

 

В тереме темничном

 Дочь Бориса плачет

 Красоту девичью

 От расстриги прячет.

 Черноброва, белолица,

 Волосы на плечи

 Как у ладной у девицы

 Стройны, чинны речи.

 Да вот молвит Ксения

 Страшными словами:

 

«Нету мне спасения,

 Вы спаситесь сами.

 Силой взял охальный,

 Обесчестил косы,

 В Белоозер дальний

 Во темницу бросил.

 Погубил он батюшку

 Матушку и брата,

 Сирота, царевна я

 В том и виновата.

 Что ж вам, православные,

 Люди величавы,

 Иноверцу главному

 Не сыскать управы?»

 

Плачет, плачет Ксения

 Горькими слезами:

 Нету ей спасения

 Вы спасайтесь сами...

 …

 Смутился русский ум

 Незваным самозванством

 И почернел от дум,

 От грусти и от пьянства...

 

 

 7.

«Цареубийство»

 

Чуть вору послужив

 и вспомнив сладость власти

 Неужто отказалось от такого яства

 Великородное московское боярство?

 Да никогда! Поклон подобострастный

 Закончился. И вор убит

 И в яме с колом во груди лежит.

 

8.

«Шуйский»

 

 Исполнив обещание боярства

 На трон влез Шуйский, но дал маху

 Того обидел, этому мытарства

 И хоть холуи пели по-холуйски

 Постригли силою царя в монахи

 Сменив клобуком шапку Мономаха,

 В телегу крытую его и с глаз долой -

 Семибоярщина! Слыхали о такой?

 

9.

«Семибоярщина»

 

Но что за власть - без лидера без цели?

 Грош ей цена! Они и не сумели

 Что должно совершить:

 Не накормить народ,

 Не дать ему свободы

 Не выполнить наказ Собора

 Избрать Землей царя заместо вора

 А он тем временем под самою Москвой

 Опять Лжедмитрий, но уже второй.

 

10.

«Надежда»

 

Великая есть сила у надежды

 Отсюда вера в доброго царя

 И кем бы ни был этот вор-невежда

 Явился на Москву быть может он не зря.

 

11.

«Предательство бояр"

 

- И снова с ним шиши, грабители-казаки,

 Воры-бояре и литва-поляки,

 Болотниковские шпыни,

 Заруцкого резаки -

 Тогда как и теперь,

 то нашей смерти знаки...

 

- Вора так любит чернь,

 Она его так любит,

 А нас она наверное погубит...

 

- Немало кровью русскою земля полита

 Пусть защитит нас краль из Речи Посполитой

 С ним договор мы честный заключим

 Мы государства с ним соединим

 Поставим сына мы его на царство

 Чем нам ни панацея и лекарство

 И что с того, что он Смоленск бомбит

 Он - Жигмунт-краль почти уж московит.

 Пусть нас спасет и нас же сохранит.

 Коронный гетман здесь,

 В литавры бьет по свойски

 Гусары в перьях - красота, не войско.

 

Москва поспешно присягнула Владиславу

 Послам - почет, а принцу - слава.

 

- Что ж, вот и ночь. Затихла суета.

 Открыть для рыцарей кремлевские врата!

 

Примерно так, без боя, но с коварством

 Кремль занял враг предательством боярства .

 

12.

"Подвиг"

 

История могла б быть, да случилась.

 Хоть у поляков правда и своя

 Но ничего у них не получилось

 И очень жаль погибших их тогда.

 Какие б подвиги они не совершали

 Во имя сына, славного отца

 Ходкевичам великим помешали

 Казалось бы простые два лица.

 

Пожарский с Мининым!

 

То Минин да Пожарский

 

В одежде сказочной на площадях стоят

 Стоят в Москве, стоят в соседнем Нижнем

 И что-то нам безмолвно говорят.

 

И то не сказка - быль! Но как поверить?

 Что староста-мясник и худородный князь

 Смогли гордыню, страх в себе умерить

 И меж собой узреть спасенья связь?

 Спасенье не свое, а всей страны и разом

 От иноверцев, смуты и заразы!?

 

Что смог один: собрать без денег лишних

 Людей, одеть их, сытно накормить?

 И видя в них родных своих и ближних

 На подвиг смертный вдохновить?

 

Другой был воеводой - в бой повел

 И с божьей помощью с врагами счеты свел.

 

Секрет быть может в том,

 Что это есть народ,

 Его вершина иль наоборот,

 Его это особая порода

 Ее б назвал я - "глас и меч народа"

 Когда себя он четко сознает,

 Народ свое коль хочет, то возьмет...

 Возьмет. Отдаст. И скромно отойдет.

 

13.

"Тост"

 

Уж если все так просто, то нет и проще тоста:

 

"За наш народ, единый во всех лицах!"

 

И не считайте подвиг небылицей.

 Народ - герой, вы знаете и сами,

 Ну вспомните хотя бы про Сусанина...

 

(Москва - Н.Новгород. 2012 г. )