Одна из лучших игр этого года: с отличным сюжетом, потрясающей картинкой и необычными геймплейными механиками
Спустя 13 лет Remedy все-таки выпустила Alan Wake 2 – продолжение игры, которая заставила фанатов кусать локти и гадать, что же там будет дальше. За это время изменилась индустрия, сами видеоигры, принципы их создания. Но не студия Remedy, которая уже 20 лет радует нас сюжетными блокбастерами и отказывается следовать популярным трендам.
Alan Wake 2 – это плохой сиквел, но отличная игра. Делимся своими впечатлениями от нового хоррор-приключения, которое оставляет после себя много мыслей.
События Alan Wake 2 разворачиваются спустя 13 лет после первой части. Писатель Алан Уэйк все еще заперт в Темной Обители и безуспешно пытается из нее выбраться. Однако у него появляется шанс на спасение: в городок Брайт-Фоллс, где есть вход в Обитель, приезжают агенты ФБР Сага Андерсон и Алекс Кейси. Сюда их приводит след странного культа, который подозревают в череде ритуальных убийств, однако вскоре события начинают выводить детективов на след Уэйка. Вся игра разделена на две большие части: в одной мы выслеживаем культистов за Сагу, а в другой играем за писателя, пытаясь найти выход из Темной Обители.
Одной из главных претензий к первой Alan Wake была боевая система. Герою приходилось много сражаться, но битвы почти не менялись до самого конца. Сначала с противников надо было снять «щит» в виде тьмы, посветив фонариком, а потом расстрелять. Почти все пушки и дополнительные средства обороны выдавались в начале игры – менялись только арены для битв. То ли по этой причине, то ли по каким-то другим соображениям Remedy решила сменить жанр. Alan Wake 2 – не экшен-боевик, а чистый survival horror в духе ремейка Resident Evil 4: с упором на исследование, загадки и нарратив. Битвы остались, но врагов теперь гораздо меньше, и любой из них расправляется с героями всего парой ударов. А патроны найти сложно.
Если первую часть ругали за чрезмерное количества экшена, то сиквел – другая крайность. Сражений в этот раз очень мало, а основную часть времени приходится тратить на перемещение между локациями, сбор улик и общение с другими персонажами. При этом геймплейные механики у героев немного отличаются. Например, все диалоги и найденные предметы в голове у Саги превращаются в специальные фотокарточки, которые она объединяет на детективной доске в своих чертогах разума. Подбирая правильные ответы на вопросы, игроки вместе с героиней узнают новые детали сюжета и двигают его вперед.
Уэйк же пытается вырваться из кошмарного альтернативного Нью-Йорка, поэтому постоянно переписывает реальность, причем буквально. Выглядит это так: прибывая в новую локацию, герой получает возможность изменить сюжет и увидеть его другую версию. Например, писатель приходит в отель и узнает, что тут собирались кого-то убить. После этого появляется возможность «переключиться» на версию вестибюля, где культисты планируют преступление. В этой реальности локация выглядит иначе, а еще там будет другая улика: она позволит изменять уже этаж, где настигли жертву. Так герой будет исследовать разные части отеля и менять их до тех пор, пока не найдет решение очередной загадки.
Детективные механики в Alan Wake 2 сделаны достаточно просто, хотя и зрелищно. Однако без хорошего сюжета они вряд ли бы выдержали серьезную критику. Но Remedy в этот раз сделала очень необычную игру: не пытаясь угодить фанатам оригинала и не оглядываясь на современные тренды. Геймплей очень тесно переплетается с нарративом, иногда этот симбиоз даже вредит одному из элементов. Например, если герой застрял в петле, то игрок будет перепроходить какой-то фрагмент несколько раз – даже если с этим трюком зачастили. Но своего видения авторы придерживаются до конца, и в финале игры это вызывает если не восторг, то как минимум уважение.
Обсуждать историю Alan Wake 2 без спойлеров тяжело. Но всем фанатам первой части перед прохождением сиквела стоит знать одно – это не прямое продолжение оригинала, и уж тем более не финал, которого все ждали 13 лет. Remedy уже давно объявила, что хочет сделать свою игровую вселенную, как это сделала Marvel в кино. И если Control заложила базу для этой вселенной, то Alan Wake 2 делает для ее развития гораздо больше.
Пройти новую игру можно и как самостоятельное произведение, даже не играя в первую часть, – ее события в сиквеле подробно пересказывают. И если абстрагироваться от глобального сюжета, то можно смело сказать, что у Remedy получился отличный триллер в духе фильмов Дэвида Финчера, «Твин Пикса» и первого сезона «Настоящего детектива». Локальная история тут закручена так, что подбираться к развязке приходится с разных сторон. Сразу несколько сюжетных линий долго вводят в заблуждение, однако со временем все же переплетаются к захватывающему финалу.
Однако в Alan Wake 2 огромное количество отсылок ко всем прошлым сюжетам студии: даже тем, на которые у них нет прав. Например, тут есть Макс Пэйн – только теперь его зовут Алекс Кейси, потому что франшизой владеет Take Two. Не забыли и Quantum Break, права на которую оставила себе Microsoft. Remedy отказывается бросать эту историю, пускай и касается ее очень осторожно, чтобы не получить повестку в суд. Ну а больше всего связей тут с Control – можно даже сказать, что это ее прямое продолжение.
После прохождения Alan Wake 2 даже у фанатов игр студии останется много вопросов. А у тех, кто не играл в Control или пропустил Quantum Break, вряд ли будут шансы понять в глобальном сюжете хоть что-то. Это и сильная, и слабая сторона игры: она плохо отвечает именно на вопросы фанатов Алана Уэйка, но здорово связывает разрозненные элементы новой вселенной и задает им вектор.
Основы сражений в игре не поменялись, но битвы обставлены чуть иначе, и ощущаются тоже по-другому. Например, по миру Уэйка часто блуждают тени, и далеко не все из них враждебные. Противники скрываются среди них, поэтому даже обычная прогулка по улице всегда может обернуться сюрпризом. Выжигать все тени подряд не получится – на это просто нет ресурсов. А враги хоть и делятся на условные классы, но даже в их рамках ведут себя непредсказуемо. Скажем, если противник оказывается поблизости, то угадать его следующий шаг сложно: он может нанести один мощный удар, серию порезов или просто отскочить, чтобы герой зря потратил патрон.
Alan Wake 2 вообще очень хорошо держит в напряжении. Благодаря качественной работе со звуком, красивой картинке и темпу любой визит в новую локацию напрягает. В особенно удачные моменты игра просто вгоняет в оцепенение: например, вы заходите в затопленный подвал под вой нагнетающей музыки и наклоняетесь над столом, чтобы прочитать записку. А потом слышите, как из воды позади вас что-то встает.
Если вы любите триллеры, но плохо перевариваете хорроры, то в Alan Wake 2 все равно стоит сыграть. Во-первых, потому что большинство из описанных выше эпизодов ничем не заканчиваются: авторы постоянно нагнетают, но очень редко действительно пугают игрока. Во-вторых, главным источником ужасов тут выступают постоянные скримеры в виде появляющихся жутких лиц. К ним со временем привыкаешь, особенно когда понимаешь, что жизни героев они не угрожают.
Интеграция хоррор-моментов также постоянно напоминает, как Remedy мастерски использует современные технологии для повествования. Например, возможности SSD: когда Алан переписывает реальность, уровень меняется мгновенно стильным переключением. Сага тоже попадает в чертоги разума сразу же, без всяких подгрузок. Alan Wake 2 вообще очень кинематографичная и стильная игра: благодаря красивой картинке, дизайну уровней и творческим решениям. Например, каждая глава начинается с названия, которое появляется на экране огромными буквами с крутым звуком – как в Control. Герои медленно ходят, но здесь это не раздражает, потому что любая сцена выглядит как постановочный кадр из трейлера. Авторы также активно используют сцены с живыми актерами и часто проецируют их прямо на игровые уровни. Реальности смешиваются, и градус сюрреализма постоянно растет.
Отдельно стоит отметить качественные загадки. В игре полно опциональных головоломок, в которых иногда приходится действительно подумать. Решать их, как правило, можно в любой момент: если не получается прямо сейчас, всегда есть возможность вернуться. А наградой становятся либо ценные ресурсы, либо какое-то новое оружие или амулет, усиливающий героя. И хотя я активно изучал все локации, в конце моего прохождения примерно треть загадок остались неразрешенными. Так что мотивация исследовать мир в игре остается до финальных титров.
Alan Wake 2 очень хочется называть шедевром и поставить «10 из 10», но небольшие проблемы у игры все же есть. Во-первых, в глаза бросаются бюджетные лимиты. Remedy экономила везде, где могла, и ее умение работать с ограниченными ресурсами вызывает восторг. Однако на фоне общего качества сложно отделаться от мысли, что с большим бюджетом эта студия могла бы выпускать совершенно поразительные игры без всяких компромиссов. Локальный перфекционизм студии в каком-то смысле вредит Alan Wake 2: почти всегда заметно, какие аспекты доводили до совершенства, а где срезали углы. Например, мир Уэйка – всего одна большая локация на всю игру, тогда как у Саги – несколько разных городов.
Из-за этих же ограничений страдает и темп повествования. Некоторые решения для затягивания прохождения, например, сразу же бросаются в глаза. Стартует игра медленно, а необходимость постоянно перебирать улики или возвращаться в старые локации иногда чуть-чуть утомляет. В нескольких эпизодах мне показалось, что стоило сменить формат: сделать геймплейные секции обычной катсценой и наоборот.
Но все это скорее придирки, чем серьезные недостатки. Видеоигры нечасто балуют нас увлекательными сюжетами, а Alan Wake 2 после прохождения можно еще неделю обсуждать с другими фанатами. И уже за это Remedy хочется сказать спасибо. Но и другие аспекты игры тоже сделаны на высшем уровне – может не все, но большинство.
Alan Wake 2 не похожа на современные игры. Местами это почти артхаус, а в отдельные моменты она напоминает другой авторский хит, Death Stranding. Но если вы любите захватывающие детективные истории со стильной подачей, то точно не будете разочарованы.
9 из 10