В предыдущей статье я поделился своими мыслями и инсайтами о проблеме двух миров и цифровой информации, которая нас окружает.
Но что дальше? Что со всем этим делать?
Дороги без знаков
Во-первых, что на самом деле произошло с началом цифровой эры?
Мы создали что-то новое, что-то действительно масштабное. Что-то, что может быть очень полезным и ярким, но в то же время что может принести беспорядок, тьму и чистое зло, если оно выйдет из-под контроля.
Мы начали это, но я пока не видел, чтобы кто-то взял на себя ответственность за то, куда все это идет в глобальном масштабе.
У нас есть миллионы приложений, сервисов, платформ, типов информации, и каждый из них живет в своей маленькой вселенной, преследуя свои цели и мечты, делая что-то по-своему. Сервисы и приложения рождаются, умирают, сливаются, разделяются, размножаются, дублируются и так далее.
Получается, мы, как пользователи, как посетители этого Второго Мира, попали сюда без карты или GPS,- и вынуждены самостоятельно разбираться с навигацией.
Но как? Нам никто не сказал.
Почему-то мы думаем, что доступность технологий равна простоте управления ими.
Понимаете где поломка? На самом деле все наоборот. У нас есть бесконечные варианты, множество направлений и способов работы, взаимодействия с цифровой информацией, но компаса для навигации нет.
Нам нужен Подход
Похоже, что для чего-то такого масштабного не может быть простого одношагового решения. Не может быть какого-то одного действия или меры, которые волшебным образом все уладят.
Поскольку мы здесь одни, лицом к лицу с вызовами в этой анархии, нам нужна система мер, некий стандартный подход ко всему этому и — очень важно! — определенный уровень самодисциплины, чтобы справиться с этим.
Я не говорю про жесткую дисциплину а-ля «6 часов в тренажерке 5 дней в неделю», но уж точно никаких «я пропущу спортзал на этой неделе» - не сработает.
Есть определенные уровни, на которые мы можем обратить внимание. Кратко поговорим о них.
Ментальный уровень — изменить отношение и привычки
Психология важна. Этот Второй Мир, будучи таким интересным, не должен стать “абьюзивным”. Его богатства и инструменты должны служить вам, а не наоборот.
К сожалению, многие люди в той или иной степени не в состоянии совладать именно с этим. В лучшем случае, они не используют цифровые инструменты в полной мере. В худшем - становятся рабами, и просто теряют свою жизненную энергию на борьбу с беспорядком и стрессом.
Нам нужно изменить отношение, выработать определенные привычки и совсем небольшую часть дисциплины.
Прежде всего, нужно перестать реагировать и действовать компульсивно со всем происходящим вокруг нас.
Прежде чем приступить к составлению следующего ответа на электронное письмо сразу же после его получения, дайте себе 2 минуты на размышление. В следующий раз, когда вы увидите какой-то полезный сайт или инструкцию, не просто добавляйте его в закладки в браузере или оставляйте вкладку открытой, надеясь найти его позже в открытом окне браузера. В следующий раз, прежде чем выходные закончатся, не уходите сразу спать после просмотра воскресного фильма.
Вся цель этой истории состоит в том, чтобы комфортно существовать в этом цифровом Втором Мире, достигая наших жизненных целей.
Часть, выделенная жирным шрифтом, суперважна.
Какие цели мы преследуем? Должны же быть какие-то? Потому что цели обладают волшебной способностью структурировать вещи. Без постановки цели любое движение будет не в том направлении. И наоборот, если они у нас есть, они очень хорошо отфильтруют все нерелевантное и выделят только то, что имеет значение и приносят нам пользу.
Цели обладают волшебной способностью структурировать вещи. Без постановки целей любое движение будет в неверном направлении.
Помните, мир, в котором мы живем, «внезапно» разделился на два — физический и виртуальный. И оба мира, хотим мы этого или нет, связаны. Цели, которые мы преследуем, в конечном итоге затронут оба мира, включая все части мира цифрового — от структуры файлов и заметок, до конфигурации наших домашних экранов.
Уровень структуры — познакомьтесь со своим цифровым миром
Как незнакомец в чужой стране, мы должны понимать, где именно мы находимся. Что нас окружает? Какие способности у нас есть? Какие здесь правила? Культура? И самое главное — какие цели мы здесь преследуем?
Нужно подумать немножко наперед. Если мы поймем, с какими типами информации мы имеем дело чаще всего, как мы можем ее классифицировать, откуда этой информации приходит больше всего, и каковы те моменты времени, когда нам нужно что-то с ней делать, - мы сделать очень интересные выводы.
Результатом этого процесса может стать структура, которую можно использовать во всем нашем наборе инструментов — от файлового менеджера до приложений для заметок и дел, которые вы используете.
Итак, нужно приложить некоторые усилия, чтобы понять и выработать свою собственную структуру и применимую во всех своих инструментах.
Если мы возьмем самый примитивный (и наиболее распространенный) пример разделения на структурные группы - «Работа» и «Личное», - тогда лучше всего иметь папки «Работа» и «Личные» в файлах, заметках, задачах, закладках и любых других инструментах, связанных с цифровой информацией, которые вы можете использовать. . Скорее всего, на ваших телефонах и планшетах также будут настроены рабочие и домашние экраны. Каждый только для соответствующих приложений и виджетов.
Таким образом, мы стремимся резко сократить время навигации по нашему контенту.
Но если мы говорим о построении сильной и эффективной структуры, разделения на «рабочее» и «личное» может быть недостаточно. Более того, иногда явное разделение между «работой» и «личным» может лишить вас потенциальной эффективности и возможностей для синергии.
Существуют фреймворки, отличные попытки структурировать все это, которые вы можете использовать в качестве отправной точки. Одним из них является методология PARA (или GAPRA, как одно из ее производных). И хотя это очень продуманный метод, я чувствую, что он может подойти не всем.
Универсальная система организации цифровой информации должна быть достаточно широкой, чтобы работать везде, но также должна быть достаточно конкретной, чтобы быть полезной в конкретному пользователю. Вот почему, если вы хотите добиться успеха и максимизировать свою эффективность в этой области, вам придется изобрести структуру, адаптированную именно к вашим потребностям. И, конечно же, будет здорово, если она будет основана на каких-то из имеющихся практик.
Уровень инструментов - основа основ
Инструменты, пожалуй, самая большая часть нашего Цифрового Мира. Ведь сам этот Мир по своей сути представлен Инструментами, он создан Инструментами, а информация течет от одного Инструмента к другому.
Операционная система на вашем ПК или телефоне — это всего лишь Инструмент, который помогает вам осмысленно понимать нули и единицы. Интернет — ничто без Инструмента, который позволит вам просматривать интернет-контент — я говорю о Браузере. События в цифровом мире происходят в Календарях и больше нигде. И так далее.
Итак, что именно мне нужно с этим делать? Мне нужно всё это настроить, или что?
Существует поистине огромное разнообразие инструментов, которые помогают управлять цифровой информацией во всех формах. Многочисленные приложения Todo, приложения для создания заметок, календари и планировщики, менеджеры закладок и альбомы, журналы и дневники и многое-многое другое. В этот список также входят встроенные функции управления информацией в таких сервисах, как YouTube («Посмотреть позже») или Instagram («Закладки»).
Существуют определенные принципы управления цифровой информацией, которые, насколько я понимаю, диктуют функции и возможности приложений, на которые вы захотите обратить внимание.
Ключевой принцип №1 — в идеале должна быть единая точка входа для входящей информации.
Как минимум, к этому нужно стремиться. Вот почему центральный инструмент, который вы выберете для управления информацией, должен быть:
- Универсален для всех устройств, которые вы используете. По крайней мере, он должен иметь настольную и мобильную версии
- Тесно интегрирован в используемые вами Операционные Системы.
- Контент-агностик. Он должен быть в равной степени способен работать с различными типами контента (текст, PDF, презентации, фото, видео, веб-ссылки и так далее).
- Должен быть легко наполняем новым контентом. Пара кликов и готово.
Что это означает на практике? Если мы выбрали инструментом, допустим, Evernote, то вложения из почты мы больше не сохраняем на рабочий стол, а отправляем в нашу заметочницу. Списки фильмов на просмотр ведем не в YouTube или Vimeo, а также в Evernote. Заметки со встречи с коллегами не в ворде или черновике сообщения Outlook, а в Evernote. И так далее.
Ключевой принцип №2 — информация должна оставаться актуальной.
Этот момент больше касается нашего понимания наших Целей и способности различать, что важно, а что не имеет значения, а не самих инструментов.
Тем не менее, Инструмент, который вы выберете, может помочь или не помочь в этом. В идеале Инструмент должен помочь вам определить связи между вашими Целями и Информацией, с которой вы работаете. Уметь создавать структуры и связи между контентом.
Один из примеров - ссылки между заметками, links and backlinks, с которыми позволяет работать Obsidian, Craft, Roam Research и тд. Возможно именно поэтому сегодняшней последней тенденцией в приложениях для управления информацией являются именно они.
Ключевой принцип №3 — релевантная информация должна оставаться доступной
Один из основных принципов, которым, как мне кажется, должны соответствовать приложения. Нет никакого смысла генерировать знания и придумывать остроумные структуры для их хранения, если раскопки этих данных занимают больше времени, чем их заполнение.
Вы должны иметь возможность быстро найти свои вещи в цифровом мире — и это обязательно.
С этой точки зрения я думаю, что продукты Apple недосягаемо хороши в первом и третьем пунктах. Их инструменты просты в использовании, тесно интегрированы в операционные системы, а их функциональность Spotlight, которая одинаково эффективна для всех их продуктов и систем, позволяет получить информацию из любого темного уголка вашего Мира всего одним движением (или одной клавишей 🔍).
И это дает вам важные преимущества. Например, даже если созданная вами Структура хранения информации неоптимальна, возможность быстро найти то, что вам нужно, с помощью встроенного поиска, а не навигации, в большинстве случаев перевесит этот пробел.
Подведем итоги
- Инструменты - наиболее важная часть в цифровом мире.
- По факту, Информация в Цифровом Мире двигается от одного инструмента к другому.
- Чем ближе мы к тому, чтобы иметь одну единственную точку входа для поступающей информации, тем меньше усилий мы будем тратить на её поиск и сопутствующее обслуживание.
- Инструменты должны иметь возможность работать с различными типами контента.
- Информация должна быть актуальной = то есть на 100% соответствовать вашим целям.
- Инструменты помогут вам отфильтровать и связать контент.
- Актуальная информация должна оставаться доступной. Инструменты должны уметь выдавать содержание быстро.
Как я уже сказал, на каждой программной платформе доступно множество инструментов. А изучение их комбинаций само по себе являются кошмаром. Но если вы будете следовать основным принципам, будет легче сузить список предпочтительных инструментов.
Помните: каждая из тулзов требует отдельного процесса обучения. Их пользовательские интерфейсы отличаются. Представление контента, взаимодействие с пользователем и обработка информации различны. Поэтому постарайтесь максимально сократить этот список.
Итак, вы правильно выбрали инструменты. Теперь осталось позаботиться о чем-то очень важном. Про Рабочий Процесс и то, как вы ежедневно работаете с информацией - в следующей статье.