Кто-то очень метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми. Но, пожалуй, не знаю больше ни одного, когда такую известность приносила эпизодическая роль без слов». И действительно, Элеонора Шашкова на сцене родного театра им. Вахтангова создала галерею прекрасных женских образов. А всенародно прославилась как «жена полковника Исаева - Штирлица».
...Мы встретились в кафе недалеко от ее дома. От первого же вопроса, как ей удалось пройти такой тернистый путь и не разочароваться в профессии, Элеонора Петровна «ушла» элегантно:
- Все-таки я невероятно счастливая артистка! Кто бы меня знал, если бы я не снялась в тех же «17 мгновениях весны»? Не было бы «Линии жизни» на ТВ, такого журналистского ажиотажа накануне юбилеев. Заслуженным артисткам такое внимание «не положено». А так меня все знают. Одна съемка и – моя жизнь перевернулась! Выходит, она мне удалась».
В день рождения Элеоноры Шашковой (24 декабря 1937 г.) предлагаю ее большое интервью. Фотографии из личного архива актрисы.
ПАПА, ЛЕМЕШЕВ И «ПРОЕДЕННЫЙ» АККОРДЕОН
- Элеонора Петровна, ваш отец хотел, чтобы вы стали учительницей, мама – видела вас врачом. Откуда вдруг у вас такое безумное желание стать актрисой?
- Не «вдруг» - я хотела этого всегда! Мой отец – военный, прошел всю Великую Отечественную, и потом всю жизнь мы мотались с ним по пограничным гарнизонам. Жили в Тбилиси, Баку, Кишиневе, Симферополе… Но я с детства занималась в драматических кружках, пела, училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Помню, смотрела фильмы с любимыми артистами, переживала за героинь и думала: «А я смогла бы тоже так сыграть... А может быть, и лучше!»
Но все было не так просто. Когда папа узнал, что я собралась в Москву – поступать в Щукинское училище, он порвал билет и спрятал мою обувь. Папа был ярый противник моего поступления в театральный.
- Аргумент «классический» - «несерьезная профессия»?
- Естественно - бл… жизнь! Он увез меня на Курилы – на остров Кунашир, надеялся, что передумаю. Но бесполезно. Был крупный семейный скандал, но меня уже было не удержать. Это был 1959 год.
- В Москву, на сцену… Не было страшно?
- Я вообще ничего не боялась с детства. Дружила с одними мальчишками - у нас во дворе не было девочек. Наравне играла во все мальчишечьи игры, поэтому росла абсолютно бесстрашная – я не боялась высоты, не боялась нырять в воду… К тому же воспитывалась на подвигах героев-комсомольцев - Зои Космодемьянской, Гули Королевой, чья храбрость и мужество были для многих предметом восхищения.
- Как получилось, что перед экзаменом в Щуке вы, что называется, «ошиблись дверью»?
- Да я не знала, что на первом этаже Щукинского училища - оперная студия. Пришла, декорации стоят, кто-то что-то поет. Говорю самому представительному мужчине: «Прослушайте меня, пожалуйста». Оказалось, это знаменитый оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев! Я-то его видела только в «Музыкальной истории». А здесь он уже был в возрасте, и я его не узнала. «Хорошо, - сказал он, - идите на сцену. Послушаем». Спела «Вдоль по Питерской», он покачал головой: «Это наивно… Но из вас может получиться неплохая драматическая актриса. Может, вам надо этажом выше – там поступают в театральное». Оказалось, я просто ошиблась этажом. Поднялась на второй этаж и поступила.
- Расскажите историю, как вы со своей однокурсницей Людмилой Чурсиной «проели» аккордеон.
- Аккордеон действительно был уникальный. Папа заказывал его для меня из Германии, я не расставалась с ним никогда. Играла очень неплохо. Но, проступая в театральное училище, сделала ошибку – не сказала преподавателям, что владею инструментом. В результате он долго пролежал на складе и рассохся... Пришлось продать, а на вырученные 200 рублей мы с Людочкой купили еды.
- Так тяжко было?
- Конечно, трудно. Поначалу снимали скромную комнатку на двоих – чтобы ее оплачивать вставали в шесть утра и мыли полы в аудиториях. Голодно – мы ели только бублики, иногда печеньице, пили чай и кефир. В училище в буфете брали какой-нибудь винегрет…
В это время нам помогали выживать и духовно и материально наш худрук Леонид Моисеевич Шихматов и педагог Вера Константиновна Львова. Но все равно жили мы весело – мечтами, надеждами!
- Мечтали сниматься в кино?
- О чем вы говорите?! Наш ректор Борис Евгеньевич Захава ежедневно встречал нас, студенток, у входа в училище и требовал немедленно смыть туш с ресниц, лак с ногтей. Мы должны были быть все умытые, целомудренные, совестливые. Так и было тогда. Было жестко и в отношении кино – нам категорически запрещалось сниматься. Именно за «кино» были выгнаны из училища Никита Михалков, Таня Самойлова и многие другие будущие известные актеры.
Я тихо-тихо снялась в короткометражном фильме «Когда казаки плачут» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова – у Евгения Моргунова. Но там у меня ни слова не было, только пару раз мой портрет показали – казачку с зачесанными назад русыми волосами… Нет, вообще я долго «не шла» в кино.
- Папа в конце концов смирился, что дочь - актриса?
- Мамы рано не стало… А папа потом жил в Москве, женился. Он приходил на мои спектакли в театр Вахтангова - «Золушка», где я играла Фею, «Конармия» по новеллам Бабеля (там я играла Настю)… И в конце концов папа сказал: «Я был не прав». Признал свою ошибку! Он гордился, что его дочка в таком театре работает.
«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» В КИНО - ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ
- В 2023 году у вас красивая дата - 60 лет служения театру имени Вахтангова. Какое время было для вас самым золотым?
- Пожалуй, при Евгении Рубеновиче Симонове. В 1963 году он выпустил свой режиссерский дипломный спектакль «Вишневый сад», где я играла Раневскую. Именно за эту роль при просмотре на худсовете я была принята в театр. Понимаете, девушка, приехавшая из провинции, без знакомых, без блата… Но взяли - посчитали нужным.
В тот период я очень много играла. Например, Мамаеву в спектакле Александры Ремизовой «На всякого мудреца довольно простоты», маркизу Доримену - в комедии «Мещанин во дворянстве» в постановке Владимира Шлезингера, Александру в «Идиоте» А. Ремизовой… Это очень значительные роли. В «Живом трупе», когда Людмила Максакова заболела, сыграла Машу. Это был последний спектакль сезона, срочный ввод… До сих пор храню программку, на которой Рубен Николаевич написал: «Желаю вам такого же успеха во всей вашей творческой жизни в театре». И добавил устно: «Только надо похудеть».
- Разве вы…
- О! Я тогда была довольно пышненькая девушка. Так я за лето, как говорила замечательная Майя Плисецкая, «зашила рот», и сбросила сразу 20 килограммов. Была молодая, и это было легко. На открытии нового сезона меня многие не узнавали.
Кстати, сразу после этого и в кино пригласили: в 29 лет я сыграла Марию - жену советского разведчика Тульева в «Ошибке резидента».
- Которого блестяще сыграл Георгий Жженов… Почему вы именно его называете своим «крестным кино отцом»?
- Он меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, от волнения зажалась. В театральном училище нам ставили голоса, учили доносить текст до зрителей через весь зал, без всяких микрофончиков. И на пробах я также начала говорить свой текст по театральному - громко, «внятно».
Режиссер Вениамин Давыдович Дорман, видимо, хотел уже отправить меня восвояси. Вдруг Жженов сказал: «Веня, дай мне ее на 15 минут». Прямо на студии Горького мы пошли в кафешку, сели за стол: «Ну расскажи про себя что-нибудь». Я стала рассказывать… Он говорит: «Ты слышишь себя?» «Слышу». «А чего ты орешь? Я тоже театральный актер… Над тобой висит микрофон, который даже шепот слышит. Поняла? Пошли». Один дубль сняли. «Достаточно». Жженов говорит Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Повернулся, ушел… Вроде сказал полусерьезно-полушутя, а меня утвердили.
А какая личность мощная, какой актер! Когда шли съемки, я думала, что Георгию Степановичу лет 45, а оказалось, что – 58. Помню, в 1995-ом, когда он со своей женой Лидочкой и дочерью Юлечкой был у нас с мужем в гостях на Сухаревке, Георгий Степанович спросил: «Элка, придешь на мой юбилей?» Конечно, - говорю, - такая дата – 70-летие…» Он сказал: «Дура! Мне - 80!» Я быстренько стала отсчитывать… Не поверила - он всегда был в такой форме потрясающей.
- И при том, что отбыл немалый срок на Колыме – якобы за шпионаж…
- А эти люди невероятно закаленные возвращаются оттуда. Этому много примеров – Татьяна Окуневская, Зоя Федорова, Иннокентий Смоктуновский… Да много! Они имеют очень большую силу воли и жажду жизни.
Георгий Степанович мне часто рассказывал про свою отсидку тяжелейшую, работу на лесоповале, на руде. Когда ему исполнилось 90, они с женой пригласили меня в Дом кино на юбилей, я пришла со своим внуком Давидом. Там показывали третью серию фильма «Георгий Жженов. Русский крест» - документальной трилогии о его жизни. Я смотрела и больше всего опасалась реакции моего шестилетнего внука, ведь с экрана звучали крепкие непечатные выражения писателя Виктора Астафьева, с которым встречался Жженов. А внук после показа сказал: «Бабушка, у тебя есть фотография этого человека?» «Есть». «Подари мне!» «Зачем?» «Я хочу его запомнить на всю жизнь!» Настолько его потрясла личность Жженова, его воля, мощь, терпение, бесстрашие.
ЗАГАДКА «ВОЗВРАЩЕНИЯ РЕЗИДЕНТА»
- Почему в заключительной серии «Резидента» («Конец операции «Резидент») нет вашей героини? Согласитесь, - нелогично.
- Более тридцати лет зрители задают мне этот вопрос. А причины не имеют никакого отношения к творчеству, они личные. Как раз в этот момент я встретила своего будущего второго супруга – режиссера и сценариста Валентина Селиванова (В. Селиванов снял, например, известный фильм "Большое космическое путешествие", - авт.). Вспыхнула любовь… Но кое-кому из клана режиссерского это не понравилось: «Как так? На нас внимание не обратила, а с этим – любовь?» И, конечно, нам начали мстить – «ставили палки в колеса» ему и мне. В том числе, не сняли меня в последней серии. Ведь действительно нелогично: резидент, наконец, возвращается на свою родину навсегда. А жены - нет. Моя героиня и в сценарии была, я уже и костюмы мерила. Не пригласили, и все.
- Как объяснили?
- Никак. А зачем? Я понимала все. Поверьте, я все «подводные камни» и "водовороты" знаю и в кино, и в театре. Просто никогда никому ничего не говорю.
- Вашим партнером в сериале «Тени исчезают в полдень» был Петр Вельяминов. У него похожая с Жженовым судьба: ни за что девять лет лагерей, Абакан, лесосплав…
- Мне повезло, что в трех знаковых фильмах моими партнерами были такие три потрясающих наших актера российских. В жилах Петра Вельяминова текла голубая дворянская кровь и человек он был безумной доброты и силы. Несмотря на то, что по фильму «Тени исчезают в полдень» моя героиня его предает и сбегает с «нашей с ним свадьбы», мы после этих съемок очень с Петром Сергеевичем подружились: ездили друг к другу в гости, и, когда он жил уже в Ленинграде, я приезжала на его 75-летие – поздравляла его на сцене Акимовского театра. Он так симпатично ко мне относился.
Вот говорят: нет дружбы между мужчиной и женщиной… Есть! Также и с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Общались мы редко, в основном по телефону, да на каких-то концертах, банкетах, но очень тепло. Помню, встретились на 60-летии Владимира Зельдина в Театре Советской армии, и он представил меня своей супруге так. «Тамарочка! Познакомься: это моя «жена»!»
Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZUXgwIiUwn_DQfIC.