69,7K подписчиков

«Жженов сказал: «Без этой актрисы сниматься не буду». Элеонора Шашкова о свалившейся в 45 лет славе и об актерской зависти, часть 1

51K прочитали
Э. Шашкова, 1971 год
Э. Шашкова, 1971 год

Кто-то очень метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми. Но, пожалуй, не знаю больше ни одного, когда такую известность приносила эпизодическая роль без слов». И действительно, Элеонора Шашкова на сцене родного театра им. Вахтангова создала галерею прекрасных женских образов. А всенародно прославилась как «жена полковника Исаева - Штирлица».

...Мы встретились в кафе недалеко от ее дома. От первого же вопроса, как ей удалось пройти такой тернистый путь и не разочароваться в профессии, Элеонора Петровна «ушла» элегантно:

- Все-таки я невероятно счастливая артистка! Кто бы меня знал, если бы я не снялась в тех же «17 мгновениях весны»? Не было бы «Линии жизни» на ТВ, такого журналистского ажиотажа накануне юбилеев. Заслуженным артисткам такое внимание «не положено». А так меня все знают. Одна съемка и – моя жизнь перевернулась! Выходит, она мне удалась».

Э. Шашкова в сериале "17 мгновений весны"
Э. Шашкова в сериале "17 мгновений весны"

В день рождения Элеоноры Шашковой (24 декабря 1937 г.) предлагаю ее большое интервью. Фотографии из личного архива актрисы.

ПАПА, ЛЕМЕШЕВ И «ПРОЕДЕННЫЙ» АККОРДЕОН

- Элеонора Петровна, ваш отец хотел, чтобы вы стали учительницей, мама – видела вас врачом. Откуда вдруг у вас такое безумное желание стать актрисой?

- Не «вдруг» - я хотела этого всегда! Мой отец – военный, прошел всю Великую Отечественную, и потом всю жизнь мы мотались с ним по пограничным гарнизонам. Жили в Тбилиси, Баку, Кишиневе, Симферополе… Но я с детства занималась в драматических кружках, пела, училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Помню, смотрела фильмы с любимыми артистами, переживала за героинь и думала: «А я смогла бы тоже так сыграть... А может быть, и лучше!»

Эля в детстве
Эля в детстве

Но все было не так просто. Когда папа узнал, что я собралась в Москву – поступать в Щукинское училище, он порвал билет и спрятал мою обувь. Папа был ярый противник моего поступления в театральный.

- Аргумент «классический» - «несерьезная профессия»?

- Естественно - бл… жизнь! Он увез меня на Курилы – на остров Кунашир, надеялся, что передумаю. Но бесполезно. Был крупный семейный скандал, но меня уже было не удержать. Это был 1959 год.

- В Москву, на сцену… Не было страшно?

- Я вообще ничего не боялась с детства. Дружила с одними мальчишками - у нас во дворе не было девочек. Наравне играла во все мальчишечьи игры, поэтому росла абсолютно бесстрашная – я не боялась высоты, не боялась нырять в воду… К тому же воспитывалась на подвигах героев-комсомольцев - Зои Космодемьянской, Гули Королевой, чья храбрость и мужество были для многих предметом восхищения.

В молодости.
В молодости.

- Как получилось, что перед экзаменом в Щуке вы, что называется, «ошиблись дверью»?

- Да я не знала, что на первом этаже Щукинского училища - оперная студия. Пришла, декорации стоят, кто-то что-то поет. Говорю самому представительному мужчине: «Прослушайте меня, пожалуйста». Оказалось, это знаменитый оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев! Я-то его видела только в «Музыкальной истории». А здесь он уже был в возрасте, и я его не узнала. «Хорошо, - сказал он, - идите на сцену. Послушаем». Спела «Вдоль по Питерской», он покачал головой: «Это наивно… Но из вас может получиться неплохая драматическая актриса. Может, вам надо этажом выше – там поступают в театральное». Оказалось, я просто ошиблась этажом. Поднялась на второй этаж и поступила.

- Расскажите историю, как вы со своей однокурсницей Людмилой Чурсиной «проели» аккордеон.

- Аккордеон действительно был уникальный. Папа заказывал его для меня из Германии, я не расставалась с ним никогда. Играла очень неплохо. Но, проступая в театральное училище, сделала ошибку – не сказала преподавателям, что владею инструментом. В результате он долго пролежал на складе и рассохся... Пришлось продать, а на вырученные 200 рублей мы с Людочкой купили еды.

- Так тяжко было?

- Конечно, трудно. Поначалу снимали скромную комнатку на двоих – чтобы ее оплачивать вставали в шесть утра и мыли полы в аудиториях. Голодно – мы ели только бублики, иногда печеньице, пили чай и кефир. В училище в буфете брали какой-нибудь винегрет…

В это время нам помогали выживать и духовно и материально наш худрук Леонид Моисеевич Шихматов и педагог Вера Константиновна Львова. Но все равно жили мы весело – мечтами, надеждами!

- Мечтали сниматься в кино?

- О чем вы говорите?! Наш ректор Борис Евгеньевич Захава ежедневно встречал нас, студенток, у входа в училище и требовал немедленно смыть туш с ресниц, лак с ногтей. Мы должны были быть все умытые, целомудренные, совестливые. Так и было тогда. Было жестко и в отношении кино – нам категорически запрещалось сниматься. Именно за «кино» были выгнаны из училища Никита Михалков, Таня Самойлова и многие другие будущие известные актеры.

Я тихо-тихо снялась в короткометражном фильме «Когда казаки плачут» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова – у Евгения Моргунова. Но там у меня ни слова не было, только пару раз мой портрет показали – казачку с зачесанными назад русыми волосами… Нет, вообще я долго «не шла» в кино.

- Папа в конце концов смирился, что дочь - актриса?

- Мамы рано не стало… А папа потом жил в Москве, женился. Он приходил на мои спектакли в театр Вахтангова - «Золушка», где я играла Фею, «Конармия» по новеллам Бабеля (там я играла Настю)… И в конце концов папа сказал: «Я был не прав». Признал свою ошибку! Он гордился, что его дочка в таком театре работает.

Элеонора Шашкова (Фея) в фильме-спектакле "Золушка", 1966 год
Элеонора Шашкова (Фея) в фильме-спектакле "Золушка", 1966 год

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» В КИНО - ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ

- В 2023 году у вас красивая дата - 60 лет служения театру имени Вахтангова. Какое время было для вас самым золотым?

- Пожалуй, при Евгении Рубеновиче Симонове. В 1963 году он выпустил свой режиссерский дипломный спектакль «Вишневый сад», где я играла Раневскую. Именно за эту роль при просмотре на худсовете я была принята в театр. Понимаете, девушка, приехавшая из провинции, без знакомых, без блата… Но взяли - посчитали нужным.

В тот период я очень много играла. Например, Мамаеву в спектакле Александры Ремизовой «На всякого мудреца довольно простоты», маркизу Доримену - в комедии «Мещанин во дворянстве» в постановке Владимира Шлезингера, Александру в «Идиоте» А. Ремизовой… Это очень значительные роли. В «Живом трупе», когда Людмила Максакова заболела, сыграла Машу. Это был последний спектакль сезона, срочный ввод… До сих пор храню программку, на которой Рубен Николаевич написал: «Желаю вам такого же успеха во всей вашей творческой жизни в театре». И добавил устно: «Только надо похудеть».

- Разве вы…

- О! Я тогда была довольно пышненькая девушка. Так я за лето, как говорила замечательная Майя Плисецкая, «зашила рот», и сбросила сразу 20 килограммов. Была молодая, и это было легко. На открытии нового сезона меня многие не узнавали.

В роли Мамаевой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты", 1968 год
В роли Мамаевой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты", 1968 год
Маркиза Доримена в комедии «Мещанин во дворянстве»
Маркиза Доримена в комедии «Мещанин во дворянстве»

Кстати, сразу после этого и в кино пригласили: в 29 лет я сыграла Марию - жену советского разведчика Тульева в «Ошибке резидента».

- Которого блестяще сыграл Георгий Жженов… Почему вы именно его называете своим «крестным кино отцом»?

- Он меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, от волнения зажалась. В театральном училище нам ставили голоса, учили доносить текст до зрителей через весь зал, без всяких микрофончиков. И на пробах я также начала говорить свой текст по театральному - громко, «внятно».

Режиссер Вениамин Давыдович Дорман, видимо, хотел уже отправить меня восвояси. Вдруг Жженов сказал: «Веня, дай мне ее на 15 минут». Прямо на студии Горького мы пошли в кафешку, сели за стол: «Ну расскажи про себя что-нибудь». Я стала рассказывать… Он говорит: «Ты слышишь себя?» «Слышу». «А чего ты орешь? Я тоже театральный актер… Над тобой висит микрофон, который даже шепот слышит. Поняла? Пошли». Один дубль сняли. «Достаточно». Жженов говорит Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Повернулся, ушел… Вроде сказал полусерьезно-полушутя, а меня утвердили.

С Г. Жженовым в шпионском детективе "Ошибка резидента", 1968 год
С Г. Жженовым в шпионском детективе "Ошибка резидента", 1968 год

А какая личность мощная, какой актер! Когда шли съемки, я думала, что Георгию Степановичу лет 45, а оказалось, что – 58. Помню, в 1995-ом, когда он со своей женой Лидочкой и дочерью Юлечкой был у нас с мужем в гостях на Сухаревке, Георгий Степанович спросил: «Элка, придешь на мой юбилей?» Конечно, - говорю, - такая дата – 70-летие…» Он сказал: «Дура! Мне - 80!» Я быстренько стала отсчитывать… Не поверила - он всегда был в такой форме потрясающей.

- И при том, что отбыл немалый срок на Колыме – якобы за шпионаж…

- А эти люди невероятно закаленные возвращаются оттуда. Этому много примеров – Татьяна Окуневская, Зоя Федорова, Иннокентий Смоктуновский… Да много! Они имеют очень большую силу воли и жажду жизни.

Георгий Степанович мне часто рассказывал про свою отсидку тяжелейшую, работу на лесоповале, на руде. Когда ему исполнилось 90, они с женой пригласили меня в Дом кино на юбилей, я пришла со своим внуком Давидом. Там показывали третью серию фильма «Георгий Жженов. Русский крест» - документальной трилогии о его жизни. Я смотрела и больше всего опасалась реакции моего шестилетнего внука, ведь с экрана звучали крепкие непечатные выражения писателя Виктора Астафьева, с которым встречался Жженов. А внук после показа сказал: «Бабушка, у тебя есть фотография этого человека?» «Есть». «Подари мне!» «Зачем?» «Я хочу его запомнить на всю жизнь!» Настолько его потрясла личность Жженова, его воля, мощь, терпение, бесстрашие.

Кадр из фильма "Ошибка резидента"
Кадр из фильма "Ошибка резидента"
Кадр из фильма "Возвращение резидента"
Кадр из фильма "Возвращение резидента"

ЗАГАДКА «ВОЗВРАЩЕНИЯ РЕЗИДЕНТА»

- Почему в заключительной серии «Резидента» («Конец операции «Резидент») нет вашей героини? Согласитесь, - нелогично.

- Более тридцати лет зрители задают мне этот вопрос. А причины не имеют никакого отношения к творчеству, они личные. Как раз в этот момент я встретила своего будущего второго супруга – режиссера и сценариста Валентина Селиванова (В. Селиванов снял, например, известный фильм "Большое космическое путешествие", - авт.). Вспыхнула любовь… Но кое-кому из клана режиссерского это не понравилось: «Как так? На нас внимание не обратила, а с этим – любовь?» И, конечно, нам начали мстить – «ставили палки в колеса» ему и мне. В том числе, не сняли меня в последней серии. Ведь действительно нелогично: резидент, наконец, возвращается на свою родину навсегда. А жены - нет. Моя героиня и в сценарии была, я уже и костюмы мерила. Не пригласили, и все.

- Как объяснили?

- Никак. А зачем? Я понимала все. Поверьте, я все «подводные камни» и "водовороты" знаю и в кино, и в театре. Просто никогда никому ничего не говорю.

Роспись в загсе с режиссером В. Селивановым, 1979 год
Роспись в загсе с режиссером В. Селивановым, 1979 год

- Вашим партнером в сериале «Тени исчезают в полдень» был Петр Вельяминов. У него похожая с Жженовым судьба: ни за что девять лет лагерей, Абакан, лесосплав…

- Мне повезло, что в трех знаковых фильмах моими партнерами были такие три потрясающих наших актера российских. В жилах Петра Вельяминова текла голубая дворянская кровь и человек он был безумной доброты и силы. Несмотря на то, что по фильму «Тени исчезают в полдень» моя героиня его предает и сбегает с «нашей с ним свадьбы», мы после этих съемок очень с Петром Сергеевичем подружились: ездили друг к другу в гости, и, когда он жил уже в Ленинграде, я приезжала на его 75-летие – поздравляла его на сцене Акимовского театра. Он так симпатично ко мне относился.

Кто-то очень метко сказал о ней: «Я знаю сотни случаев, когда актеры после сыгранной роли наутро просыпались знаменитыми.-12
С Петром Вельяминовым в сериале "Тени исчезают в полдень", 1971 год
С Петром Вельяминовым в сериале "Тени исчезают в полдень", 1971 год

Вот говорят: нет дружбы между мужчиной и женщиной… Есть! Также и с Вячеславом Васильевичем Тихоновым. Общались мы редко, в основном по телефону, да на каких-то концертах, банкетах, но очень тепло. Помню, встретились на 60-летии Владимира Зельдина в Театре Советской армии, и он представил меня своей супруге так. «Тамарочка! Познакомься: это моя «жена»!»

Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZUXgwIiUwn_DQfIC.