Найти тему

#Организация работы, необходимые документы преподавателя СПО. Рабочие программы ФГОС СПО 2023-2024 года

Организация работы, необходимые документы преподавателя СПО. Рабочие программы ФГОС СПО 2023-2024 года


- Что включает в себя ФГОС СПО
- Порядок организации образовательной деятельности
- Документы преподавателя и рабочие программы СПО 2023 2024 года

С начала 2023 года вступает в силу значимый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в области профессионального образования. Этот стандарт тщательно определяет содержание образовательных программ, которые предусмотрены в системе профессионального образования, и привносит существенные трансформации в учебный процесс.

Что включает в себя ФГОС СПО 2023

С начала 2023 года в системе профессионального образования (СПО) запускается инновационный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Эти изменения заряжены на улучшение качества образования и гарантирование, что выпускники будут соответствовать высоким требованиям современного рынка труда.

Что представляют из себя новые образовательные стандарты в СПО:

  1. Учебные планы пересматриваются с учетом актуальных требований и динамики развития отрасли. Основные курсы дополняются новыми предметами, важными для успешной деятельности в профессиональной сфере.
  2. Новые стандарты образования уделяют особое внимание развитию информационно-коммуникационных технологий. Учебные планы включают дисциплины, связанные с цифровыми навыками и компьютерной грамотностью.
  3. Ключевой принцип новых стандартов - ориентация на практическое применение знаний и навыков. Студенты активно участвуют в профессиональной практике, проходят стажировки и занимаются на практических занятиях в реальных предприятиях и организациях.
  4. Новые стандарты образования ставят акцент на развитии ключевых компетенций, важных для успешной профессиональной деятельности. К ним относятся коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, а также другие современные навыки.

Перечень обновленных ФГОС СПО на 2023 год охватывает следующие специальности:

  1. Специалист по информационным системам.
  2. Электромеханик.
  3. Профессиональный мельник.
  4. Мастер столярного дела.
  5. Технический специалист по обслуживанию операционно-режущих станков.

Данный перечень является предварительным и может быть подвержен изменениям или дополнениям в процессе разработки и актуализации ФГОС СПО.

Список обновленных профессий охватывает разнообразные сферы деятельности, включая:

  1. Информационные технологии и цифровую сферу.
  2. Машиностроение и обработку металлов.
  3. Строительство и архитектурное проектирование.
  4. Транспорт и организацию логистики.
  5. Энергетику и электротехнику.
  6. Сферу медицины и фармацевтику.
  7. Туризм и гостиничное обслуживание.

Порядок организации образовательной деятельности

Образовательные программы разделены на несколько ключевых направлений, которые включают в себя:

  1. Технические науки.
  2. Гуманитарные и социальные науки.
  3. Естественные науки и математика.
  4. Медицинские науки.
  5. Экономические науки.
  6. Сельское и лесное хозяйство.
  7. Информационные технологии.
  8. Искусство и культура.

Каждое из этих направлений предоставляет множество образовательных программ, различающихся по уровню подготовки студентов, продолжительности обучения и специфическим предметам.

Для проведения учебных занятий и практики в очной форме обучения, уровень затрат составляет не менее 80% от общего объема учебных циклов образовательной программы для профессии и не менее 70% для специальности.

Промежуточная аттестация по учебным дисциплинам и профессиональным модулям является отдельной графой в учебном плане и включается в общий объем учебной нагрузки в рамках учебного цикла. В промежуточной аттестации для профессионально-образовательной программы включаются только экзамены, включая консультации. Зачеты (включая дифференцированные зачеты) распределяются образовательной организацией самостоятельно среди часов, отведенных на дисциплины и модули.

В соответствии с приказом Министерства просвещения России № 762, количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации учащихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов ограничивается 10. В указанные ограничения не включаются экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, а также дисциплинам (модулям).

В соответствии с ФГОС СПО 2023 года, важные аспекты образовательной программы включают в себя следующие положения:

  1. Вариативная часть учебной программы должна составлять не менее 20% от общего времени, отведенного на освоение образовательной программы, если она базируется на среднем общем образовании. Часы, относящиеся к вариативной части, указываются в учебном плане отдельной строкой, в соответствии с таблицей № 1 ФГОС СПО для определенной профессии или специальности.
  2. Часы, отводимые на государственную итоговую аттестацию, также вносятся в программу обучения согласно данным таблицы № 1 ФГОС СПО.
  3. При разработке календарного учебного графика, первоочередно учитываются недели каникул в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, указанным в приказе Минпросвещения России № 762. Затем распределяются недели на государственную итоговую аттестацию и практику. Оставшиеся недели выделяются для теоретического цикла, который обозначается отдельным цветом.
  4. Учебная недельная нагрузка по дисциплинам распределяется равномерно внутри семестра или чередованием цифр, и для каждой строки дисциплин суммируется учебная нагрузка и указывается в графе "Всего часов". Этот объем нагрузки не должен быть менее 32 академических часов, в соответствии с требованиями пункта 1.12 ФГОС СПО.
  5. При распределении часов обязательной части образовательной программы рекомендуется придерживаться кратности по циклам (социально-гуманитарному, общепрофессиональному и профессиональному), которая равна 36.
  6. Суммарная недельная нагрузка не должна превышать 36 часов. Если суммарная недельная нагрузка меньше 36 часов, то она увеличивается за счет распределения часов вариативной части. Этот показатель отражается в строке "Всего час. в неделю учебных занятий".
  7. При разработке программы обучения следует также предусмотреть указание наименования направленности широкой квалификации в соответствии с требованиями пункта 1.15 ФГОС СПО.

Разработка ПУП и ПКУГ

При разработке примерного учебного плана (далее ПУП) и примерного календарного учебного графика (далее ПКУГ) для программы основного профессионального образования (далее ПОП) с несколькими направленностями в рамках широкой квалификации, нагрузка на каждую направленность планируется с одинаковым количеством часов. Однако в общей нагрузке ПУП и ПКУГ учитывается только одна из направленностей. Индексирование профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, учебных и производственных практик осуществляется без учета первого порядкового номера, а аббревиатура снабжается индексом "н". Нумерацию порядковых номеров присваивает образовательная организация при формировании ОПОП (образовательных программ основного профессионального образования).

В ПКУГ затемнением отмечаются периоды, в которые проходят основные разделы программы:

  • социально-гуманитарный,
  • общепрофессиональный и профессиональный циклы,
  • профессиональные модули,
  • государственная итоговая аттестация.

На основе примерного календарного учебного графика, представленного в ПОП, образовательные организации сами разрабатывают рабочие календарные учебные графики для каждого курса и семестра обучения.

Количество часов в примерном учебном плане ППКРС (программы профессионального обучения по курсам) в колонке "Всего" берется из примерного календарного учебного графика и представляет общую нагрузку по колонкам "теоретические занятия", "лабораторные и практические занятия", "практики", "самостоятельная работа" и "промежуточная аттестация" (К5+ К6+К7+К8+К9).

Количество часов в примерном учебном плане программ профессионального обучения по сетевым специализированным знаниям в колонке "Всего" высчитывается из суммы показателей колонок "теоретические занятия", "лабораторные и практические занятия", "практики", "курсовая работа (проект)", "самостоятельная работа" и "промежуточная аттестация" (К5+ К6+К7+К8+К9+К10).

В графе "Теоретические занятия" указываются часы, отводимые на теоретическую подготовку, которая может быть организована в различных формах, включая лекции разного типа, семинары, экскурсии и другие.

В графе "Практики" определяется количество часов, отведенных на учебную и производственную практику, которые включаются в профессиональный цикл обучения и могут рассредотачиваться в разные периоды, а также могут входить в состав профессиональных модулей. Виды практики определяются разработчиками программы.

Объем образовательной программы, включая практическую подготовку, охватывает все циклы обучения (социально-гуманитарный, общепрофессиональный и профессиональный) и учитывает рекомендации, связанные с общими подходами к реализации программ среднего профессионального образования в форме практической подготовки.

Документы преподавателя СПО

Журнал учета самостоятельной работы студентов важен для:

  1. Отслеживания активности и прогресса студентов в выполнении самостоятельных заданий и задач.
  2. Оценки эффективности образовательной программы и методов обучения.
  3. Предоставления студентам обратной связи и поддержки в их учебном процессе.
  4. Обеспечения прозрачности и контроля за самостоятельной работой в рамках образовательной программы.

Индивидуальный план работы преподавателя необходим для:

  1. Структурирования и планирования учебного процесса.
  2. Целенаправленного развития преподавательских навыков и компетенций.
  3. Оценки и контроля результативности преподавательской деятельности.
  4. Учета индивидуальных потребностей и особенностей студентов.
  5. Обеспечения качественного образовательного процесса и достижения образовательных целей.

Календарно-тематический план необходим для:

  1. Структурирования учебного материала и распределения его по времени.
  2. Обеспечения систематического и последовательного обучения.
  3. Планирования учебных занятий и контроля за их выполнением.
  4. Учета и адаптации к учебным условиям и потребностям студентов.
  5. Оценки прогресса студентов и достижения учебных целей.

План проведения недели предметно-цикловой комиссии необходим для:

  1. Организации и структурирования работы комиссии на неделю.
  2. Планирования обсуждения актуальных вопросов и задач предметной области.
  3. Координации деятельности преподавателей и обмена информацией.
  4. Оценки и анализа учебных планов и результатов обучения.
  5. Принятия решений и разработки рекомендаций по улучшению учебного процесса.

Должностная инструкция преподавателя необходима для:

  1. Определения обязанностей и ответственности преподавателя.
  2. Обеспечения структурированности и ясности в процессе преподавания.
  3. Установления стандартов профессиональной деятельности.
  4. Обеспечения оценки и контроля выполнения учебных задач и образовательных целей.
  5. Поддержания качества образовательного процесса и достижения учебных результатов.

Оценочный лист необходим для:

  1. Оценки и контроля качества преподавания и обучения.
  2. Обратной связи и поддержки профессионального развития преподавателя.
  3. Оценки достижения образовательных целей и стандартов.
  4. Принятия управленческих решений для улучшения учебного процесса.
  5. Соблюдения норм и стандартов образовательной деятельности.

абочие программы СПО 2023-2024

Согласно новым ФГОС СПО 2023 года, образовательные программы представляют собой комплексный набор элементов, включающих в себя:

  1. Определенные стандарты, описывающие ожидаемые результаты обучения в рамках образовательной программы.
  2. Обязательный перечень общекультурных компетенций, необходимых для формирования успешной социальной адаптации и развития индивидуальности студента.
  3. Спецификацию обязательных дисциплин, которые студенты обязаны освоить.
  4. Подробное описание профессиональных навыков и компетенций, обязательных для успешной карьеры в конкретной профессиональной области.
  5. Подробную информацию о трудоемкости и структуре образовательной программы.
  6. Критерии и требования, применяемые при оценке усвоения образовательной программы и при получении квалификации.
  7. Возможности для индивидуализации обучения и различные варианты обучения, включая очное, заочное и дистанционное обучение.
  8. Дополнительные ресурсы и мероприятия, способствующие развитию и повышению квалификации студентов.