Организация работы, необходимые документы преподавателя СПО. Рабочие программы ФГОС СПО 2023-2024 года
- Что включает в себя ФГОС СПО
- Порядок организации образовательной деятельности
- Документы преподавателя и рабочие программы СПО 2023 2024 года
С начала 2023 года вступает в силу значимый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в области профессионального образования. Этот стандарт тщательно определяет содержание образовательных программ, которые предусмотрены в системе профессионального образования, и привносит существенные трансформации в учебный процесс.
Что включает в себя ФГОС СПО 2023
С начала 2023 года в системе профессионального образования (СПО) запускается инновационный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Эти изменения заряжены на улучшение качества образования и гарантирование, что выпускники будут соответствовать высоким требованиям современного рынка труда.
Что представляют из себя новые образовательные стандарты в СПО:
- Учебные планы пересматриваются с учетом актуальных требований и динамики развития отрасли. Основные курсы дополняются новыми предметами, важными для успешной деятельности в профессиональной сфере.
- Новые стандарты образования уделяют особое внимание развитию информационно-коммуникационных технологий. Учебные планы включают дисциплины, связанные с цифровыми навыками и компьютерной грамотностью.
- Ключевой принцип новых стандартов - ориентация на практическое применение знаний и навыков. Студенты активно участвуют в профессиональной практике, проходят стажировки и занимаются на практических занятиях в реальных предприятиях и организациях.
- Новые стандарты образования ставят акцент на развитии ключевых компетенций, важных для успешной профессиональной деятельности. К ним относятся коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, а также другие современные навыки.
Перечень обновленных ФГОС СПО на 2023 год охватывает следующие специальности:
- Специалист по информационным системам.
- Электромеханик.
- Профессиональный мельник.
- Мастер столярного дела.
- Технический специалист по обслуживанию операционно-режущих станков.
Данный перечень является предварительным и может быть подвержен изменениям или дополнениям в процессе разработки и актуализации ФГОС СПО.
Список обновленных профессий охватывает разнообразные сферы деятельности, включая:
- Информационные технологии и цифровую сферу.
- Машиностроение и обработку металлов.
- Строительство и архитектурное проектирование.
- Транспорт и организацию логистики.
- Энергетику и электротехнику.
- Сферу медицины и фармацевтику.
- Туризм и гостиничное обслуживание.
Порядок организации образовательной деятельности
Образовательные программы разделены на несколько ключевых направлений, которые включают в себя:
- Технические науки.
- Гуманитарные и социальные науки.
- Естественные науки и математика.
- Медицинские науки.
- Экономические науки.
- Сельское и лесное хозяйство.
- Информационные технологии.
- Искусство и культура.
Каждое из этих направлений предоставляет множество образовательных программ, различающихся по уровню подготовки студентов, продолжительности обучения и специфическим предметам.
Для проведения учебных занятий и практики в очной форме обучения, уровень затрат составляет не менее 80% от общего объема учебных циклов образовательной программы для профессии и не менее 70% для специальности.
Промежуточная аттестация по учебным дисциплинам и профессиональным модулям является отдельной графой в учебном плане и включается в общий объем учебной нагрузки в рамках учебного цикла. В промежуточной аттестации для профессионально-образовательной программы включаются только экзамены, включая консультации. Зачеты (включая дифференцированные зачеты) распределяются образовательной организацией самостоятельно среди часов, отведенных на дисциплины и модули.
В соответствии с приказом Министерства просвещения России № 762, количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации учащихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов ограничивается 10. В указанные ограничения не включаются экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, а также дисциплинам (модулям).
В соответствии с ФГОС СПО 2023 года, важные аспекты образовательной программы включают в себя следующие положения:
- Вариативная часть учебной программы должна составлять не менее 20% от общего времени, отведенного на освоение образовательной программы, если она базируется на среднем общем образовании. Часы, относящиеся к вариативной части, указываются в учебном плане отдельной строкой, в соответствии с таблицей № 1 ФГОС СПО для определенной профессии или специальности.
- Часы, отводимые на государственную итоговую аттестацию, также вносятся в программу обучения согласно данным таблицы № 1 ФГОС СПО.
- При разработке календарного учебного графика, первоочередно учитываются недели каникул в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, указанным в приказе Минпросвещения России № 762. Затем распределяются недели на государственную итоговую аттестацию и практику. Оставшиеся недели выделяются для теоретического цикла, который обозначается отдельным цветом.
- Учебная недельная нагрузка по дисциплинам распределяется равномерно внутри семестра или чередованием цифр, и для каждой строки дисциплин суммируется учебная нагрузка и указывается в графе "Всего часов". Этот объем нагрузки не должен быть менее 32 академических часов, в соответствии с требованиями пункта 1.12 ФГОС СПО.
- При распределении часов обязательной части образовательной программы рекомендуется придерживаться кратности по циклам (социально-гуманитарному, общепрофессиональному и профессиональному), которая равна 36.
- Суммарная недельная нагрузка не должна превышать 36 часов. Если суммарная недельная нагрузка меньше 36 часов, то она увеличивается за счет распределения часов вариативной части. Этот показатель отражается в строке "Всего час. в неделю учебных занятий".
- При разработке программы обучения следует также предусмотреть указание наименования направленности широкой квалификации в соответствии с требованиями пункта 1.15 ФГОС СПО.
Разработка ПУП и ПКУГ
При разработке примерного учебного плана (далее ПУП) и примерного календарного учебного графика (далее ПКУГ) для программы основного профессионального образования (далее ПОП) с несколькими направленностями в рамках широкой квалификации, нагрузка на каждую направленность планируется с одинаковым количеством часов. Однако в общей нагрузке ПУП и ПКУГ учитывается только одна из направленностей. Индексирование профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, учебных и производственных практик осуществляется без учета первого порядкового номера, а аббревиатура снабжается индексом "н". Нумерацию порядковых номеров присваивает образовательная организация при формировании ОПОП (образовательных программ основного профессионального образования).
В ПКУГ затемнением отмечаются периоды, в которые проходят основные разделы программы:
- социально-гуманитарный,
- общепрофессиональный и профессиональный циклы,
- профессиональные модули,
- государственная итоговая аттестация.
На основе примерного календарного учебного графика, представленного в ПОП, образовательные организации сами разрабатывают рабочие календарные учебные графики для каждого курса и семестра обучения.
Количество часов в примерном учебном плане ППКРС (программы профессионального обучения по курсам) в колонке "Всего" берется из примерного календарного учебного графика и представляет общую нагрузку по колонкам "теоретические занятия", "лабораторные и практические занятия", "практики", "самостоятельная работа" и "промежуточная аттестация" (К5+ К6+К7+К8+К9).
Количество часов в примерном учебном плане программ профессионального обучения по сетевым специализированным знаниям в колонке "Всего" высчитывается из суммы показателей колонок "теоретические занятия", "лабораторные и практические занятия", "практики", "курсовая работа (проект)", "самостоятельная работа" и "промежуточная аттестация" (К5+ К6+К7+К8+К9+К10).
В графе "Теоретические занятия" указываются часы, отводимые на теоретическую подготовку, которая может быть организована в различных формах, включая лекции разного типа, семинары, экскурсии и другие.
В графе "Практики" определяется количество часов, отведенных на учебную и производственную практику, которые включаются в профессиональный цикл обучения и могут рассредотачиваться в разные периоды, а также могут входить в состав профессиональных модулей. Виды практики определяются разработчиками программы.
Объем образовательной программы, включая практическую подготовку, охватывает все циклы обучения (социально-гуманитарный, общепрофессиональный и профессиональный) и учитывает рекомендации, связанные с общими подходами к реализации программ среднего профессионального образования в форме практической подготовки.
Документы преподавателя СПО
Журнал учета самостоятельной работы студентов важен для:
- Отслеживания активности и прогресса студентов в выполнении самостоятельных заданий и задач.
- Оценки эффективности образовательной программы и методов обучения.
- Предоставления студентам обратной связи и поддержки в их учебном процессе.
- Обеспечения прозрачности и контроля за самостоятельной работой в рамках образовательной программы.
Индивидуальный план работы преподавателя необходим для:
- Структурирования и планирования учебного процесса.
- Целенаправленного развития преподавательских навыков и компетенций.
- Оценки и контроля результативности преподавательской деятельности.
- Учета индивидуальных потребностей и особенностей студентов.
- Обеспечения качественного образовательного процесса и достижения образовательных целей.
Календарно-тематический план необходим для:
- Структурирования учебного материала и распределения его по времени.
- Обеспечения систематического и последовательного обучения.
- Планирования учебных занятий и контроля за их выполнением.
- Учета и адаптации к учебным условиям и потребностям студентов.
- Оценки прогресса студентов и достижения учебных целей.
План проведения недели предметно-цикловой комиссии необходим для:
- Организации и структурирования работы комиссии на неделю.
- Планирования обсуждения актуальных вопросов и задач предметной области.
- Координации деятельности преподавателей и обмена информацией.
- Оценки и анализа учебных планов и результатов обучения.
- Принятия решений и разработки рекомендаций по улучшению учебного процесса.
Должностная инструкция преподавателя необходима для:
- Определения обязанностей и ответственности преподавателя.
- Обеспечения структурированности и ясности в процессе преподавания.
- Установления стандартов профессиональной деятельности.
- Обеспечения оценки и контроля выполнения учебных задач и образовательных целей.
- Поддержания качества образовательного процесса и достижения учебных результатов.
Оценочный лист необходим для:
- Оценки и контроля качества преподавания и обучения.
- Обратной связи и поддержки профессионального развития преподавателя.
- Оценки достижения образовательных целей и стандартов.
- Принятия управленческих решений для улучшения учебного процесса.
- Соблюдения норм и стандартов образовательной деятельности.
абочие программы СПО 2023-2024
Согласно новым ФГОС СПО 2023 года, образовательные программы представляют собой комплексный набор элементов, включающих в себя:
- Определенные стандарты, описывающие ожидаемые результаты обучения в рамках образовательной программы.
- Обязательный перечень общекультурных компетенций, необходимых для формирования успешной социальной адаптации и развития индивидуальности студента.
- Спецификацию обязательных дисциплин, которые студенты обязаны освоить.
- Подробное описание профессиональных навыков и компетенций, обязательных для успешной карьеры в конкретной профессиональной области.
- Подробную информацию о трудоемкости и структуре образовательной программы.
- Критерии и требования, применяемые при оценке усвоения образовательной программы и при получении квалификации.
- Возможности для индивидуализации обучения и различные варианты обучения, включая очное, заочное и дистанционное обучение.
- Дополнительные ресурсы и мероприятия, способствующие развитию и повышению квалификации студентов.