На днях я проводил экскурсию гостье из США, которая ведёт активную жизнь и регулярно путешествует. В последние годы по странам Азии.
Женщине 80 лет, так что жизненного опыта у неё предостаточно.
За стаканчиком крепкого вьетнамского кофе на местном рынке города Нячанг она решилась на откровение.
— Вьетнамцы недружелюбные, — было видно, что она действительно испытала неприятные эмоции от каких-то ситуаций во Вьетнаме.
Я попросил рассказать подробнее.
— Я недавно начала жить во Вьетнаме, хотя была здесь когда-то очень давно, помню, что в первое мое посещение испытала от страны полнейший восторг. Так вот сейчас я разочарована.
Через полтора месяца я переезжаю на Филиппины, вот там люди очень приветливые, очень услужливые, всегда тебе улыбаются.
А во Вьетнаме они грубые, а я не понимаю, почему.
К примеру, недавно была ситуация, когда я обратилась за помощью к охраннику комплекса апартаментов, в котором я живу, так он был очень недоволен тем, что я его отвлекла от просмотра видео на телефоне. Но ведь он получает деньги, которые все жильцы, в том числе и я, ему платят.
На рынке, в магазинах продавцы смотрят в телефоны, я вынуждена обращать на себя внимание, как будто они вовсе не заинтересованы в продаже.
Дальше наступила моя очередь что-то говорить или в оправдание вьетнамцев, или согласиться с её словами. Но я выбрал иной путь.
— Я был в разных странах, видел улыбки мне как туристу, но я предпочитаю честную злость вьетнамца и тем более искреннюю улыбку. Вьетнамцы умеют дружить истинно, если считают тебя своим другом.
— А мне это не нужно, я хочу, чтобы мне пусть и неискренне улыбались, но оказывали услуги приветливо, с заботой.
— Вьетнам заботлив, но забота у него другая, она глубже. Я лучше покажу вам на экскурсии.
Вьетнам тоже заботлив, только забота спрятана глубже
В течение следующих часов я по ходу экскурсии заезжал в разные места, где живут и работают мои знакомые местные.
Мы были в кафе, где готовят рис с мясом прямо на улице, когда меня увидели, сразу замахали руками и лица растянулись в улыбках.
Мужчина, который готовит суп ФоБо, вышел из-за прилавка и протянул мне руку, хотя сами вьетнамцы редко так здороваются.
На центральном рынке я подъехал к знакомой продавщице овощей, представил ей и ее соседкам гостью, все радостно замахали ей руками.
А там, где мы остановились пить местный чай с кислыми мандаринками, хозяйка 68 лет завела беседу с моей туристкой. И когда узнала, что ей 80 лет, она в восторге выставила большой палец вверх, приговаривая, что она очень красивая и выглядит на 65 максимум.
Этот день был наполнен улыбками. И я рассказал мудрость, которую однажды услышал от своего вьетнамского друга.
— Когда вьетнамцы принимают решение, что ты их друг, для тебя это ничего не значит, ничего не меняет, ты за это ничего не должен.
С этих пор мы сами себе обещаем, что этот человек — член семьи. И мы будем помогать в любом случае, пусть ты позвонишь среди ночи.
Но ты совершенно необязательно должен так же относится в ответ, это твой выбор.
Эта мудрость перевернула мой мир, потому что до этого я считал, что мой настоящий друг не тот, для которого я готов сделать что угодно, а который обязан мне помогать, бежать по любому моему зову, вытаскивать в сложных ситуациях.
Я понял, что к дружбе я отношусь потребительски.
В день экскурсии я показал гостье настоящие улыбки вьетнамцев, надеюсь, что это сдвинуло её мнение в сторону лояльности к Вьетнаму.
Во всяком случае она решила продолжить экскурсии со мной, наверное, это знак.
А когда я остался наедине со своими мыслями, я спросил себя, почему вьетнамцы так по-разному относятся к приезжим. Мне кажется, это зависит от того, открыт сам человек к ним или нет. И, если ты закрыт, они на генетическом уровне чувствуют угрозу. И тогда они не улыбаются.
Тогда почему человек предпочитает быть закрытым?
Я предпочитаю честную улыбку и дружбу, но многим людям это не нужно, потому что не все живут в чужой стране так долго, им важнее сервис.
Хочу узнать ваше мнение, что для вас дружелюбие в путешествии.