Деспотичная Кабаниха, соблазнитель-негодяй Борис, изворотливая Варвара и муж-тюфяк Катерины Тихон — кого только не обвиняют в трагичном финале возвышенной и поэтичной героини, не вписавшейся в рамки «тёмного царства» пьесы Островского.
Но часто забывают о главных виновниках. Или недооценивают степень их причастности к трагедии.
Вышеперечисленные товарищи, конечно сыграли определённые роли. Но всё же это для Катерины люди посторонние.
Навряд ли они, даже всем скопом обрушившись с утроенной силой, могли бы так легко и просто разделаться с Катериной, будь она правильно воспитана.
Связь между воспитанием и жизнестойкостью очевидна
Если почитать биографии известных людей и понаблюдать в жизни за людьми не очень известными, можно заметить, что изнеженные и чуть экзальтированные люди с тонкими порывами души вырастают, как правило, в семьях любящих, за редким исключением.
Борясь за жизнь с малых лет, даже чувствительная натура становится более практичной, как крути. Воздушность — зачастую привилегия выросших в любви и достатке и чаще всего никогда не работавших.
Любить детей можно по-разному
Для кого-то любить — это дарить тепло, ласку и заботу, не забывая в то же время и о воспитании. У таких взвешенных родителей семей могут вырасти морально устойчивые дети, сочетающие внутренний стержень с гибкостью характера.
Для иных любить ребёнка — это всё ему позволять. Из такой семьи может выйти как избалованный тиран, так и просто психически неустойчивый капризный человек, которого мир реальный сломает.
"Любящая" семья Катерины из пьесы Островского «Гроза» как раз идёт по второму пути. И на выходе получает соответствующий результат.
«… ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...
… цветов было много-много.
… полон дом был странниц да богомолок …
… придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют.
… вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
… любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…
… какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху…»
Обратим, кстати, внимание на «религиозность» Катерины, о которой часто пишут и говорят
Что де, довели, девку до измены сначала эти людишки из "тёмного царства", потом и до самого страшного греха — самоубийства. А ещё хуже, что скрепы скрепные её погубили, чувство вины взрастившие.
Но ни о каких прочных фундаментах веры в жизни Катерины речь не идёт. Храм и молитвы она воспринимает не как общение с Господом, а как фон и обрамление своего состояния и своих чувств.
Она не следит за ходом службы, не молится, она просто «улетает» в свой мир приятных фантазий. Кстати, с точки зрения духовной жизни, такие фантазии изначально могут дарить бесы, чтобы отвлечь человека от Бога и от молитвы. То есть истинного понимания христианства у девушки нет, как и предназначения человека. Религия в её жизни — красивый фон.
Куда больше внимания Катя уделяет мечтам и досужим размышлениям.
Всё, на чём зациклена Катерина — это она сама, её чувства и ощущения
Оно, конечно, понятно, что своя рубаха и всё такое. Но внимание к себе и своим чувствам у неё носит преувеличенный характер, оттого и переключиться ни на что другое она не способна. Как и справиться с этим.
Некоторые называют поведение героини неосмысленным протестом. Но Катерина на борца непохожа. Скорее на бабочку, которая запуталась в паутине и с каждым новым движением ввязывается в липкие сети всё больше.
Или на нетрезвого человека, потерявшего опору и оттого шатающегося в разные стороны. На растерянную, разочарованную, страдающую, непоследовательную и сумасбродную похожа, а на бунтарку — нет. Уж, простите. А ещё на эгоистку немножко.
Катерину в пьесе из «видимых в кадре» персонажей никто не любит...
Тихон её жалеет, конечно, и привязан к ней. Но больше он любит свою свободу от присмотра маманьки и погулять.
Борис, ясное дело, изначально был сосредоточен только на развлечении с ней.
Варвара хорошо относится к жене брата, но не скрывает своих интересов.
Остальные герои и не пытаются показаться любящими.
Где-то за кадром в идиллических картинках остаётся баловавшая Катю семья, но с последствиями их любви мы сейчас и разбираемся.
...но по сути не умеет ни любить, ни ограничивать себя ради кого-то и сама Катерина
К Богу она и не стремится. Понятие жизненного «креста» у неё отсутствует.
Милая маменька в воспоминаниях мелькает как некий объект, фон. Та, что любила меня.
Тихона сложно любить за слабости. Она доброжелательно к нему относится, потому что так нужно. Но любви нет.
Бориса Катя тоже не любит. Потому что не знает его. Она любит образ, нарисованный в своей голове, и свои чувства по отношению к нему.
К работе — ни умственной (молитва), ни по хозяйству (не заставляли) она не приучена. То есть всё время была предоставлена себе и своим мечтам. Откуда уж тут взяться собранности и силе характера? Самообладанию? Бунту в конце концов?
Недостатки поведения ребёнка корректируются в детстве
Как те же кривые зубы, плоскостопие или осанка. Или пара лет со скобками, специальной обувью и корсетом. Или вся жизнь, подчинённая устранению уже развившихся проблем. В детстве всё у нас пластичнее: и характер, и кости.
Скорее всего, вот эти все особенности Катерины близкие и любящие люди отмечали (вспомним её поведение в церкви), но не сделали ничего, чтобы как-то приспособить детку к суровой жизни. Может, не видели в этом особых проблем, а может, подсознательно играли с хорошенькой девочкой, как с куколкой, находя её эмоциональность и впечатлительность забавными и трогательными.
Однако вероятность, что ждёт её в будущем не сахар, была велика. И это любящие родители тоже не могли не знать. Кабаниха — не частное явление, а целый портрет представителя «тёмного царства». То есть не исключительный случай в то время.
Подобный подход к воспитанию может не так губительно сказаться на ребёнке сегодня, когда в моде и пестование, и малость пришибленные люди. Такая Катерина сегодня могла бы блог вести и деньги заколачивать, просто часами рассуждая на камеру: «Отчего люди не летают?». А какая-нибудь Варвара бы подсуетилась бы, и открыла запись на её интенсив.
Но в девятнадцатом веке, зная, что для общества требуется женщина другого формата: покорная и умеющая запрятать свои мысли и чувства куда подальше, излишне баловать дочь и потворствовать её зацикливанию на себе — значит, своими руками погубить её.
Сама девочка не так уж и виновата. Врождённые особенности + воспитание + смена среды на враждебную. Падение перед искушением вследствие неразвитой силы воли. Эмоциональное признание и трагичный уход под невероятным давлением свекрови. Эта цепочка событий вкупе с характером героини не оставила ей шанса. Но первый гвоздик в гроб несчастной заколотила именно любящая семья своим потаканием.
Если уж любовь родителей была так сильна, то нужно было очень тщательно искать мужа, чтобы уберечь от подобной участи. Что-то по типу доброго папеньки, не отягощенного старшими родственниками.
Возможно, при другом воспитании у Катерины был бы шанс
А вот представляете, если бы Катерина росла в семьей с какой-нибудь холодной, отвергающей матерью? Или с требовательными родителями? Да неужели бы мы на выходе имели всё ту же мятежную душу?
Вероятнее всего, нет. Не в такой степени. Она бы волей-неволей или научилась бы выкручиваться, как Варвара, или стала бы окончательно бессловесной, как тень, или, напротив, взрастила бы в себе такой характер, что взвыла бы уже Кабаниха.
Возможно, у неё бы выработалась особая модель поведения в ходе травмы детства и при переходе из одной семьи в другую она бы не страдала от сильного контраста, как литературная Катерина, а вообще бы не заметила разницы или даже бы получала своеобразное удовольствие. Как те женщины, выбирающие определённый тип мужчин, исходя из детского сценария. Как минимум, шансов вписаться в новую семью и закончить дни не в бурных водах Волги были бы явно выше.
Конечно, травму ребёнку наносить совсем необязательно. Достаточно было всё же хоть как-то ограничивать волюшку любимой детки, чтобы немножко подготовить к будущему.
Во все времена, сознательно подходя к воспитанию ребёнка, родители отвечали на внутренний вопрос: для каких обстоятельств и для какого общества я готовлю своё дитя?
Исключения случаются, но всё же в воспитании лучше придерживаться здравого смысла и реалистичного взгляда на мир и будущее.
А вы как считаете?