Большая беда детей со сколиозом - не сама болезнь. Не так страшно искривление позвоночника, как отсутствие образованности у родителей и нежелание углубиться в этот вопрос ради своего же ребенка. Вторая проблема - тотальная зависимость ребенка от решений взрослого.
В тупик приводит не отсутствие денег на лечение, а пассивная позиция "вдруг, само решится" и откладывание адекватной диагностики и лечения до последнего.
Есть квоты, группы поддержки, но нездоровый пофигизм, лень или страх принять на себя ответственность за операцию - вот главная причина, почему уходит время и последствия становятся необратимыми.
Как психосоматика влияет на сколиоз, осанку, кости ребенка?
Недавно была в детском отделении ортопедии и хирургии. Это хороший центр, куда приезжают со всей России с различными травмами и патологиями позвоночника, включая сколиоз у детей, подростков.
Справа от меня сидела женщина с мальчиком 7-8 лет. Они ждали своей очереди к врачу. Мать постоянно одергивала сыны: "Не сутулься! Сядь прямо! Держи спину ровно, убери ноги из-под себя, сядь нормально".
Подобное поведение говорит об отсутствии понимания, что на самом деле происходит с мышцами ребенка.
Большинство людей не знают, что такое осанка, как она поддерживается
Ребенок сутулится и садится, подложив под себя ноги, потому что так тело компенсирует нагрузку на слабые мышцы кора, бедер и ног. Это единственный способ сохранить стабильность и равновесие тела.
Спина адаптируется таким образом под вертикальное положение и силу тяжести собственного веса. И это происходит бессознательно. Когда начинаются прессинг "сядь ровно", ребенок действительно может выпрямить спину и контролировать ее несколько минут. Но это уже не осанка, а сознательное придание своему телу определенной позы, которая требует максимального напряжения мышц и истощает энергию. В норме осанка минимизирует нагрузку на мышцы.
По аналогии можно заставить ребенка следить за своим дыханием и осознанно делать вдох выдох каждую минуту.
Ребенок может тренироваться и запоминать, как правильно держать спину, но он не способен поддерживать эту позу автоматически, если мышцы слишком слабые.
Даже у взрослого условно здорового человека будет наблюдаться перекос плеч, таза и перенос массы тела больше на правую или левую ногу при сидячем образе жизни.
Если у ребенка есть дефицит мышц ног, бедер и ягодиц, ему будет сложнее сидеть на стуле ровно. Потому что не хватает опоры, его тело колеблется из стороны в сторону.
То же самое происходит в положении стоя. Отсюда появляется желание опереться на одну ногу, стену, расставить широко ноги. Чем лучше мышцы в нижней части тела, тем больше центр тяжести смещается к ягодицам, человек обретает надежную опору, колебания снижаются. Организму больше не нужно тратить лишнюю энергию на удержание себя на стуле.
Если мышцы не знают как правильно работать, мозг не имеет правильной карты тела (он просто не знает о существовании ягодиц и их функционале), происходит перекос плеч, или ребенок начинает сутулиться. Таким образом компенсируется нагрузка. Тело ищет приятное для себя положение, где все процессы будут происходить в режиме энергосбережения.
Не помогут при сколиозе советы постоять у стены ровно 15 минут, чтобы поддержать осанку, не лечит сколиоз обычная гимнастика, где максимум поднимаются ножки и ручки. Не эффективен массаж и коррекция с помощью грузиков у ортопеда.
Слабые мышцы не становятся от этого сильнее, ничего не меняется в нервной системе, не повышается сила, скорость тела. Мозг не учится новым паттернам движения, балансу левой и правой стороны.
Чем больше ребенок лишен спорта, бега, подвижных игр, тем хуже будет его осанка
Мускулатура не выдержит гравитации и напряжения. И даже генетическая предрасположенность к определенным прогибам в позвоночнике реализуется под действием внешней нагрузки и питания.
Без поступления витаминов и минералов, у организма нет строительного материала для костей, связок и мышц. А без должной нагрузки не происходит укрепления или коррекции слабых мест.
И, конечно, когда практикующий хирург говорит "займитесь атлетической гимнастикой", родители возмущаются. Как это их ребенку со сколиозом сказали заниматься спортом? Это не тот образ жизни, который они уже ведут в семье. Внезапно нужно менять режим. Ребенка нужно отвезти и привезти с тренировок. Дети тоже не хотят заниматься спортом дисциплинированно, у них нет таких навыков и примера в лице родителя.
Психосоматика сколиоза существует
На том же примере:
Мальчик неуверен в себе, ему нужно постоянно прятаться за мать. Мир для него - это осуждающие глаза, которые смотрят со всех сторон. Мать говорит заходить в кабинет, он боится сделать шаг.
Отвечает: "Иди ты вперед". Она открывает дверь и подталкивает его, чтобы он зашел, ребенок обегает мать из-под руки, заходит за ее спину. "Иди ты".
Ребенку около 8 лет. В нем уже нет опоры на себя и детского любопытства к жизни. Здесь можно сказать, что это следствие болезни. Но в биологии уравнение "Чем ты здоровее и сильнее, тем увереннее чувствуешь себя" можно прочитать наоборот. "Чем увереннее ты себя чувствуешь, тем сильнее и здоровее будешь".
Я не знаю ни одного человека, который бы радовался жизни, имел адекватную самооценку, и чтобы у него был сколиоз или иные патологии спины. Травмы сюда не относятся. И наоборот, люди, у которых метафорически сломан внутренний остов, страдают именно нарушениями опорно-двигательного аппарата. Потому что, если мы говорим о костях и позвоночнике с точки зрения психобиологии - это падение самоценности.
Второй пример:
Девочка лет 6. Еще очень подвижный, эмоциональный ребенок, которому тоже нужно постоянно держаться за маму. Ее тянет познавать мир вокруг, и они слишком долго ждут своей очереди, чтобы ребенок спокойно сидел и не шумел.
"Мама, посмотри. Мама это что? Мама, почему холодильник светится?". И она не может подойти ни к одной из вещей без опоры на маму. Ей скучно и она, вроде, делает шаг в сторону детского пеленального столика. Ребенку хочется забраться на него, потрогать, понять эту вещь, но тут же звучит: "Сядь, быстро, тихо, на место!".
Она садится, но снова вскакивает. И в этот момент я поворачиваю голову в ее сторону, мы встречаемся глазами. Она просто привлекает мое внимание. Но, когда она понимает, что на нее смотрит другой человек, девочка замирает. Она тоже воспринимает мир, как враждебные осуждающие глаза. Все ее тело ждет наказания за шум и беспокойство, которое она причиняет.
Хотя в моих глазах этого нет. Я приветствую даже, если она залезет на этот пеленальный столик, посидит на всех диванах, подойдет к другим людям, достанет напитки из холодильника. Это нормально, это говорит о том, что она абсолютно здоровый ребенок, у которого легко переключается внимание. Ее родители не понимают, насколько им повезло.
Психосоматика всегда работает на трех уровнях одновременно:
- психика - задает программу;
- мозг - исполняет программу как мощный компьютер;
- органы - берут на себя нагрузку как периферийные устройства.
Если твой остов сломан изначально, у тебя будут проблемы с костями и позвоночником в целом.
Если есть угроза, нарушаются личные границы - телесные и ментальные, возложен непомерный эмоциональный груз на ребенка, происходит частое сравнение с братьями, сестрами, подавляется воля и навязывается родительская, проявляется ненависть к этому малышу - проблемы с костной системой обнаружатся довольно быстро.
P.S: данная статья не несет руководства к действию. Если вы подозреваете сколиоз у своего ребенка, обратитесь к практикующему детскому вертебрологу, хирургу-ортопеду в специализированные центры. Психосоматика никогда не отменяет традиционного медицинского лечения.
...
Подписывайтесь на мой личный блог в телеграм.
Вконтакте: https://vk.com/mentalbloger
Другие статьи по теме:
Существует ли ген сколиоза на самом деле? Причины искривления позвоночника у подростков