3 декабря 1926 года на могиле Есенина раздался выстрел. Так покончила с собой Галина Бениславская, которая была бесконечно преданна поэту. По мнению Августы Миклашевской, строки из стихотворения «Шаганэ» посвящены именно Галине:
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ и Галина, действительно, похожи: ведь у обеих – кавказские корни.
Молодая журналистка Галина познакомилась с Есениным на поэтическом вечере в 1920 году и влюбилась в него страстно. Вот запись из дневника: «Что случилось, я сама еще не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубоярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать еще и еще». С того момента начались их отношения, которые не были взаимными и которые доставили немало боли Галине Артуровне. «Несмотря на все тревоги, столь непосильные моим плечам, несмотря на все раны, на всю боль — все же это была сказка»,- вспоминала Галина. Вскоре Есенин поселился в её квартире.
Читая письма Есенина к Бениславской, я обратила внимание, что во всех письмах Есенин обращался к ней на «Вы» и что это была сугубо деловая переписка, в основном, по издательским делам и финансовым вопросам. Лишь в письме от 15 апреля 1924 года в конце – строки: «Привет Вам и любовь моя. Правда, это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».
Она для него – «большой друг и большая заботница» (из письма Вержбицкому). Но ей-то хотелось большего, она надеялась, что когда-то станет его единственной любимой женщиной.
Её самопожертвование заслуживает уважения: занимается его делами, вытаскивает из кабаков, селит в своей квартире сестёр Есенина…. Но его женитьба на Айседоре Дункан убивает эти надежды. Галина записывает в дневнике: «несмотря на мою бесконечную преданность я — ничто после нее (с его точки зрения, конечно). Я могла бы быть после Л.К., З.Н., но не после нее. Здесь я теряю». ( Л.К. – Лидия Кашина, З.Н. – Зинаида Николаевна Райх, по-видимому). Она тяжело переживает потерю, даже попадает в клинику нервных болезней. Но, когда Есенин вновь поселяется у неё в квартире, ещё не до конца разорвав отношения с Дункан, она бесконечно счастлива.
А вот когда Есенин снова уходит от неё, приняв решение жениться на Софье Толстой, оскорблённое самолюбие Бениславской даёт о себе знать: «Я думала, ему правда нужен настоящий друг, человек, а не собутыльник… Думала, что для него есть вещи ценнее ночлежек, вина и гонорара. А теперь усомнилась… стоил ли Сергей того богатства, которое я так безрассудно затратила.»(из дневника). Она вновь лечится от нервного расстройства, на время уезжает из Москвы. Не было её и на похоронах Есенина.
И всё же она единственная из женщин, которая не смогла пережить его гибель. На могиле поэта она оставила записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…».
Её могила находится рядом с могилой поэта на Ваганьковском кладбище.