Потому что дорожу своей нервной системой, и вообще, в моих мечтах о фрилансе вот это вот всё не показывали.
За годы работы на фрилансе мне приходилось сталкиваться с разными типами клиентов. Некоторые из них становятся постоянными заказчиками, которых рада видеть снова и снова. Но, к сожалению, бывают клиенты, с которыми стоит поработать один раз и больше возвращаться не хочется.
Правда, я верю в человечество и всегда даю второй, а, иногда и третий шанс людям. Мне сложно рубить под корень и сжигать мосты.
Часто случается, что просто не берусь за работу, придумывая всякие отмазки, после паузы, если заказчик вдруг возвращается. Так проще, конечно, — ничего объяснять не нужно.
В этой статье вспомнила пять типов клиентов, с которыми больше стараюсь не работать.
Хочу то, не знаю что...
Этот клиент обычно обращается с неопределенными запросами вроде «Чтобы ВАХ!» или «Напиши вкусно, чтоб ваще». Они не могут четко сформулировать свои потребности, а когда вы предлагаете варианты, то ни один не кажется вкусным. Результат — бесконечные правки и неясность, падение самооценки и зря потраченное время.
Я сам знаю, как надо, но не успеваю...
О, этот Знайка во всех областях утрет нос любому эксперту: в маркетинге, дизайне, педагогике. Он уверен, что знает, как делать вашу работу лучше вас. Просто у него времени нет этим заниматься. Чаще всего это люди, которые вечно в шаге от успеха, но никак не добредут до него. Результат — постоянные изменения задания, недовольство («не совсем то, не совсем так»).
Побыстрее, пожалуйста, и... можно скидочку?
Суета-сует. Клиент всегда куда-то спешит, параллельно делает десять дел. Звонит вам за рулем или во время тренировки. Кажется, что пытается успеть больше, чем это физически возможно. И от вас требует того же. При этом он постоянно просит скидку, потому что «это же так просто и быстро». Или даже поработать «взаймы»: «Денег сейчас нет, вот раскручусь, тогда...». Результат — стресс, несостыковки в сроках, задержка оплаты.
Семь пятниц на неделе
Этот клиент постоянно меняет мнение и требования, и это случается не из-за изменений в проекте, а просто потому, что ему вдруг захотелось. Пришло озарение. С такими без ТЗ вообще нельзя работать. Иначе, результат — бесконечные правки, увеличение сроков и ощущение, что вы работаете на ветер.
Я твой Босс
Этот клиент пытается контролировать каждый аспект вашей работы, будто бы является вашим начальником. Проявляет высокомерие, ну, или по крайней мере дает понять, что ты всего лишь обслуживающий персонал. Результат — утеря независимости и творческой свободы, неуверенность в своих силах.
Надеюсь, мои примеры помогут вам распознать в потенциальных заказчиков тех, кто попьет вашей кровушки. Решать, конечно, вам, но я советую подумать несколько раз, стоит ли овчинка выделки. Понимаю, что в самом начале пути кажется, что если откажешься, больше не найдешь клиента. Но выгорание и разочарование не дремлют ;).
Желаю успехов! Буду рада ответить на ваши вопросы.
Поделитесь, с какими из этих типов клиентов приходилось сталкиваться? А, может, вспомнили еще какие-нибудь?