Найти тему
Евгений Барханов

Одним глазом видит добро, а другим видит зло

Я сказал: «Иван, дай мне винтовку». Он дал мне свою винтовку, и я убил немца...

"День в день 80 лет назад". Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.

Василий Павлович Ильенков, советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Член РКП(б) (с 1918). Член Союза писателей (1934). Отец философа Эвальда Ильенкова, который также воевал с 1943 года мл. лейтенантом. Во время Великой Отечественной войны Василий Павлович был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 1943 году получил тяжёлое ранение.
Василий Павлович Ильенков, советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Член РКП(б) (с 1918). Член Союза писателей (1934). Отец философа Эвальда Ильенкова, который также воевал с 1943 года мл. лейтенантом. Во время Великой Отечественной войны Василий Павлович был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 1943 году получил тяжёлое ранение.

Статья опубликована в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 6 ноября 1943 г., суббота:

ДОБPO И ЗЛО

В землянку командира полка вошел широкогрудый человек с черной повязкой на правом глазу, в выцветшей гимнастерке без погонов и, приложив руку к виску, сказал:

— Товарищ майор! Бывший красноармеец вашего полка Тусун Кузумбаев явился по своему желанию... Поговорить хочу, с вами, товарищ майор, насчет моей жизни.

— Садитесь, товарищ Кузумбаев. Рассказывайте, — удивленно разглядывая обветренное лицо человека, проговорил майор.

Пришедший уселся на табурет, снял побелевшую от солнца пилотку, вытер ладонью крутой лоб. Красное, обожженное ветром и солнцем лицо его с выдавшимися скулами блестело, как отлитое из меди. Черный строгий глаз настороженно выглядывал из узенькой щели, словно зверек перед тем, как вылезти из норы. Он открыто, в упор изучал майора.

— Вы не знаете Тусуна Кузумбаева,— с оттенком гордости начал он, прижимая пилотку к груди, — у нас тогда был другой командир полка, и он знал, кто такой Тусун Кузумбаев...

— Нет, я знаю Тусуна Кузумбаева, — перебил его майор, улыбаясь. — Он убил двенадцать немцев в штыковом бою под Москвой в 1941 году...

— Ага! — удивился Кузумбаев. Он не ожидал этих слов и умолк, а единственный глаз его налился влагой, и Кузумбаев сердито ткнул в него кулаком, чтобы разогнать туман, вдруг заволокший лицо майора и всю землянку.— Я убил двенадцать немцев, потерял глаз и уехал домой... Дома у меня была жена, дети и богатый колхоз. Встретили меня хорошо. Председатель колхоза Абалда зарезал барашка. Абалда спросил: «Ты опять будешь у нас пастухом, Тусун?» До войны я был пастухом. Пастух в нашем колхозе — важный человек, большая должность, товарищ майор... И мое стадо было самое лучшее. Я был первый человек в колхозе. Мне перед войной выдали в награду двадцать пять барашков... И я опять погнал свое стадо в степь. Потом Абалда собрал собрание и сказал: «Тусун — плохой пастух. У него пропадают ягнята и не все овцы дали приплод. Его надо снять с важной должности». Тогда Бимирбек, самый старый и самый мудрый человек в нашем колхозе, сказал: «Подождем снимать. Я подумаю, узнаю, в чем тут причина». Бимирбек пришел ко мне в степь. Он сидел и смотрел, а глаза у него, как у беркута, — всё видят, даже маленькую мышь видят, когда она высунет свой нос из норки.

-2

Опять собрали собрание. Бимирбек сказал людям:

«Человеку дано два глаза. Одним глазом он видит добро, а другим видит зло. Тусун Кузумбаев имеет один глаз. Немцы выбили ему глаз, который видел добро. Теперь Тусун видит только зло. Он смотрит, на овец, а видит детей, лишившихся матерей и отцов. Он смотрит на степь, а видит города и села, сожженные немцами. Он смотрит на молоко, а видят кровь. Он смотрит на собаку, а видит немца. Тусун не спит по ночам, а всё командует и кричит «ура», и зовет не овец, а какого-то Ивана Капустина и кричит, чтобы Иван стрелял, потому что немцы уже близко...»

Меня сняли с важной должности и дали совсем плохую должность — сторожить по ночам амбар с колхозным добром. Бимирбек сказал: «Тусун видит только зло, и он не подпустит к нашему амбару злого человека». Мне дали ружье. Но мой глаз видел только зло, и я кричал на всех, чтобы никто не подходил к амбару, и чуть не застрелил председателя Абалда... Тогда меня опять сняли и дали в руки лопату, чтобы я копал землю под яблони. Я копал ямы под яблони, потом пришел агроном, посмотрел и сказал: «Ты, Кузумбаев, вырыл не ямки для яблонь, а окоп в полный профиль». И я увидел, что ямки очень глубокие, туда можно спрятать целую роту и она будет жива, когда налетят «Юнкерсы»... Тогда Бимирбек сказал: «Тусун Кузумбаев, ты всё воюешь. Твой глаз видит только войну»

Наш Бимирбек очень мудрый. Я долго думал и потом сказал: «Абалда, собери собрание. Я хочу сказать людям умное слово». Собрали собрание, и я сказал: «Наши товарищи сражаются на фронте, соберем им подарки: барашков, масла, того-сего...». И собрание, постановило собрать барашков и много-много масла. Тогда я сказал: «Надо выбрать людей, которые отвезут наши подарки на фронт». Выбрали людей, а меня не выбрали. Тогда я сказал: «Я хочу тоже ехать на фронт, чтобы увидеть Ивана Капустина — моего друга». И меня выбрали...

И вот я приехал в свою дивизию, привез барашков, масла и того-сего... И я пришел к вам, товарищ майор, в свой полк, где я потерял глаз, видевший добро... Бимирбек очень мудрый старик. Он хорошо сказал, что мой глаз видит только зло. Я пришел в окоп к моему другу Ивану Капустину. Я посмотрел в щель и увидел немца. Я сказал: «Иван, дай мне винтовку». Он дал мне свою винтовку, и я убил немца...

-3

Тусун Кузумбаев помолчал, выжидательно глядя на майора. Глаз его снова подернуло влагой, он ткнул в него, кулаком и, встав, вытянувшись по-строевому, громко сказал:

— Товарищ майор! Я не поеду домой.

— Если бы у вас, товарищ Кузумбаев, были оба глаза, вы всё равно видели бы пока только зло, — задумчиво сказал командир полка. Человек видит лишь то, что ему показывает сердце.

— О ! — радостно воскликнул Кузумбаев, и черный глаз его весело сверкнул, как камень-самоцвет, озаренный солнцем.

— Товарищ майор! Вы мудрый, как наш Бимирбек.

Майор взволнованно пожал руку Кузумбаева и кликнул адъютанта.

— Распорядитесь, чтобы бойцу Тусуну Кузумбаеву выдали снайперскую винтовку. (Василий ИЛЬЕНКОВ)

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 263 (5634) 6 ноября 1943 г., суббота.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 263 (5634) 6 ноября 1943 г., суббота.
МинАкультуры

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "День в день 80 лет назад". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1943 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.