Найти тему

Реабилитация революции 1917 года ЧАСТЬ 2 СОСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Реабилитация революции 1917 года ЧАСТЬ 2 СОСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

По каким принципам жила Российская Империя до 1917 года, я пишу в предыдущей статье, а теперь хотелось бы ответить «хрустобулочникам», какая жизнь начала строиться и была построена на просторах РИ.

В умы граждан нынешней России вбивается мысль о том, что РИ все было хорошо, и вот если бы плохой Ленин не осуществил Великую Октябрьскую революцию, то жили бы мы обязательно лучше, но история не отвечает на вопрос, «что было бы если было бы», а что было, т.е. какая жизнь был в РИ до 1917 года, я пишу здесь в 1 части.

СОСЛОВИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Я объединила эти 2 пункта, потому, что считаю их взаимосвязанными. Часто слышу в СМИ вот в Индии была кастовая система – о ужас , ужас. А в РИ были сословия и никаких страшных осуждений сим правилам жизни, в СМИ не прослеживается. Объясните мне, а какая разница между кастами и сословиями? Да практически никакой! Большая часть населения по кастовому признаку лишена гражданских прав, низшая часть общества отрезана от образования, здравоохранения, культуры – обязана прозябать в тяжелом физической труде и не имеет шансов и прав изменить свою жизнь к лучшему. Покорное быдло (рабочий скот) был обязан обеспечивать беззаботную жизнь небольшому проценту высшего общества. Отдельно нужно напомнить, еще об одном сословии РИ – иноверцы. Они хоть и не были, так эксплуатируемыми собственными соотечественниками как православные крестьяне, однако имели строгие запреты на образование и карьеру.

Что же сделала октябрьская революция 1917 года – уничтожила сословия. Это произошло уже 23 ноября 1917 года на заседании ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, а уже на следующий день, 24 ноября, декрет был одобрен Советом Народных Комисаров, а 25 ноября за подписями В.И. Ленина и Я.М. Свердлова был опубликован и вступил в силу. С этого момента все граждане огромной страны, занимавшей 1/6 часть суши, стали равными в юридических правах. Советская власть не только закрепила юридические права всех на законодательном уровне, но и сразу начала воплощать эти права на практике неграмотность особенно среди крестьян была вопиющей, а именно составляла 73%, с рабочим населением дела обстояли немного лучше - безграмотных было порядка 47%. По уровню грамотности РИ стояла последней в списке европейских держав. В 1917 году был создан Наркомат просвещения РСФСР, а уже в декабре того же года в (был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет), а октябре 1918 г. ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе РСФСР", которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1 й и 2 й ступеней. В 1919 г. на 8 м съезде РКП(б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17 летнего возраста. Планомерная кампания ликбеза началась с 26 декабря 1919 г., когда Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», несмотря гражданскую войну и свирепствование эпидемий. В декрете за подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина)провозглашалось следующие цели: обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет; каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», где обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты приспосабливали все возможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа. Наркоматами просвещения и его отделы привлекались для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности. Кода заметных успехов в ликвидации безграмотности отмечено не было, то уже 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением. Теперь задачи решались не только на уровне примитивной ликвидации азбучной безграмотности населения с целью их научить читать и писать, но и открылись школы для малограмотных, как второй этап образования вновь научившихся грамоте. Целью второго этапа было обучения основам обществоведения, экономической географии и истории, а кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро и зоотехники, а в городе – политехнических наук.

В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, несмотря на то, что, не хватало ни учебников, ни методик ни самих ликвидаторов. задачи образования ставились намного шире , чем ликвидация элементарной азбучной безграмотности. Преподавались основы наук, разъяснялись цели и задачи строительства советского хозяйства, культуры, велись беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения. Несмотря на некоторые очаги сопротивление обучению со стороны населения – прежде всего, сельского, Советская власть планомерно выполняла задачи образования на местах не гнушаясь ни кнута , ни пряника. Были и поощрения для учащихся - торжественные вечера, с выдачей дефицитных товаров, а с другой стороны вводились применялись «агитсуды», штрафы за прогулы уроков.

В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы». А для населения начали издаваться массовые газеты и журналы , специальные приложения для малограмотных. В таком листке-приложении в первом номере журнала «Крестьянка» (в 1922 г.) в популярной форме излагалось содержание декрета о ликбезе 1919 г.

Активно проводилась работа и в Красной армии, в которой тоже шло целенаправленное обучение грамоте солдат: по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада». Задача выполнялась всеми доступными средствами.

В 1922 г. был состоялся Первый Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности: приоритетом для обучения становились рабочие промышленных предприятий и совхозов в возрасте 18-30 лет. Срок обучения увеличили до 7-8 месяцев.

В 1923 г. по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН). Его возглавил председатель Центрального исполкома съезда Советов РСФСР И СССР М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу. По официальным данным, ОДН быстро росло: от 100 тыс. членов к концу 1923 г. до более полумиллиона в 11 тыс. ликпунктов в 1924 г., и около трех млн человек в 200 тыс. пунктов в 1930г. Несмотря на нехватку всего: помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей работа не останавливалась. Работники ликбеза проявляли завидную изобретательность, доходило до того, что из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек. На масштаб проблемы указывает и специальный раздел в методических руководствах начала 1920-х годов «Как обойтись без бумаги, без перьев и без карандашей», но работа шла, и она приносила результаты.

Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было 40,7%, т. е. меньше половины, при этом в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%. К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности. Это еще было не так, но к переписи 1937 г. уже в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%. По данным следующей переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%. Можно сказать, что задачи были ликвидации безграмотности были выполнены.

Уже 2 августа 1918 года Ленин подписал декрет о новых правилах приёма в высшие учебные заведения, который предоставил трудящимся право поступать в вузы без экзаменов и отменил плату за обучение, а также позволил посещать занятия вовсе без предъявления документа об образовании. «На первое место, — провозглашалось в декрете, — безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии».

Количество желающих получить высшее образование в сентябре 1918 года, превысило все мыслимые ожидания. Так, в Саратовском университете в 1917-1918 учебном году было 2250 студентов, а в 1918-1919 году их оказалось уже 10242. В Московский университет до 2 августа 1918 года на 2350 мест было подано 2632 заявления от выпускников средних школ. После 2 августа 1918 года – 5892 заявления, главным образом от тех, кто не имел законченного среднего образования. И многие из них верили, что постичь науки можно «пролетарским нутром». Ректор Московского университета Михаил Новиков в 1919-1920 годах вспоминал: «В первое время аудитории переполнились полуграмотными рабочими, которые вскоре, однако, поняли, что «грызть гранит науки» не такая простая вещь, как об этом думали их политические руководители». Да знаний не хватало, но была воля, интеллект и желание, поэтому возникла идея создания школы рабочей молодежи ШРМ, где желающие поступить в высшее учебное заведение должны были пополнить недостающие знания.

В этой ситуации и возникла идея создания рабочих факультетов. Сначала на рабфаках учились один-два, потом три года. К 1920-х организовали вечерний рабфак для работающей молодёжи. Он стал быстро вытеснять дневной, так как многие хотели совмещать работу с учёбой. Выпускники рабфаков получили право без экзаменов и классовой проверки поступать в вузы. Более того, согласно особому постановлению Наркомпроса от 24 марта 1924 года, было решено «приём студентов во все высшие индустриально-технические учебные заведения РСФСР ограничить исключительно лицами, оканчивающими в 1924 году курс рабочих факультетов». В 1932-1933 учебном году в стране действовало более тысячи рабочих факультетов, где обучались около 350 тысяч человек. «Красная молодёжь», усевшаяся за парты рабфака, в массе своей имела немалый революционный или фронтовой опыт. Они хотели строить новую жизнь и делали это.

Можно привести много примеров успешных людей, которые начинали свою профессиональную учёбу с рабфака. Среди выпускников-рабфаковцев знаменитый конструктор оружия Николай Макаров, хирург-ортопед Гавриил Илизаров, маршал Советского Союза, начальник Генштаба ВС СССР Николай Огарков и многие многие другие. В своё время окончили рабфак видные партийные деятели — Никита Хрущёв и Михаил Суслов. Но время шло, подрастало новое поколение, которое уже заканчивало среднюю школу при советской власти, они становились абитуриентами высших учебных заведений.

Рабфаки преобразовывались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. Они были упразднены в конце 1930-х – начале 1940-х годов, последний из них закрыли в Москве во время войны – 1 октября 1941 года.

Особое место отводилось образованию детей. Для детей с 8 лет как сказано выше уже с 1917 года вводилось бесплатное обучение в начальной школе, а по окончанию гражданской войны оно стало повсеместным. С 1930-х гг. вводилось повсеместно обязательное бесплатное семиклассное образование. Желающие продолжать учебу заканчивали среднюю школу и поступали в высшие учебные заведения.

В первой статье я писала о том, как царская дума обсуждала закон бесплатном начальном 3-х классном образовании только для мальчиков (девочкам знать грамоту не полагалось), осуществление которой было рассчитано до 1938 года. Хотели, обсуждали, но не сделали и обсуждать далее не стали, вопрос этот отложили на неопределенное время. Меня всегда поражает, как из телевизора нам уверенно врут, что в царской России вот, вот уже вводилось бесплатное обучение, что вот хотели, да не смогли. Революция им, наверное, помешала? Если хотели, так, что ж не ввели бесплатное обучение в РИ? Не было в царской России целей образовывать народ. Он должен был быть послушный и пьяный.

А вот Советская власть долго не собиралась, не обсуждала, не дискутировала, а сразу начала делать и сделала, несмотря на трудности и сопротивление некоторой части населения, несмотря на войну, несмотря на разруху, тотальный дефицит.

Еще раз убеждаюсь в гениальности Ленина. Ленин не был биологом, он был юристом, но он понял, что не сословная принадлежность влияет на интеллект и энергию человека. Дай возможность к обучению всем, и ты получишь удивительные результаты. Много ученых, инженеров вышло из крестьянской, рабочей среды. ОБРАЗОВАНИЕ в СССР я, считаю, самым важным достижением революции. Много, много раз я слышу по телевизору или читаю в СМИ одну и ту же растиражированную фразу : «Революция дала беспрецедентные социальные лифты, людям, которые на это до нее даже не могли рассчитывать». В самой этой фразе уже содержатся надменные идеи, что образование должно принадлежать избранным (высшему обществу) и в ней же сквозит сожаление, что когда-то народу было дано право на образование. Образование - это огромный труд, он не под силу каждому. Попробуйте научите того, кто не хочет учиться или того, у кого на это не хватает способностей, а я посмотрю, что у вас из этого выйдет. «Социальные лифты», это не про то, когда человек собственным трудом стремился и мог получить образование, а вслед за этим успешно работать, создавать новое. «Социальные лифты» были даны, например, в нацисткой Германии. Карьеру делал тот, кто убивал, мучил людей, придумывал изощренные способы для этого. Вот это пример социального лифта. Да, что далеко ходить, такие лифты есть теперь на Украине. А в России после победы Великой Октябрьской революции были организованы не лифты, а церебральный сортинг – отбор людей по умственным способностям. Индустриализация, победа над фашизмом, достижения в космосе, науке – вот дети революции.

США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом после полёта Юрия Гагарина в космос в 1961 году, произнёс фразу: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Это ли не признание?

С развала СССР прошло всего 32 года, ничтожно мало для истории. Мы, к сожалению, теперь даже средне специальное образование не все могут получить бесплатно. Как это отразится на нашей независимости? С той же стороны, как и было 106 лет назад, империалистическая гидра готова сожрать нас…