...Хочу летать я белой чайкой по утрам
И не дышать над Вашим чудом, Монферран... А. Розенбаум
Его имя навсегда увековечено в истории Санкт-Петербурга...
Он - гений невероятной величины...
Он - творец, поместивший силу, мощь, величие и гармонию на своей ладони.
На родине - практически неизвестен, но в России ему благоволили сами императоры. Он просто поменял возницу в своей колеснице и круто повернул судьбу вспять.
Знакомьтесь!!! Огюст Монферран - выдающийся и неповторимый архитектор XIX века, сумевший реализовать свои самые дерзкие и смелые замыслы.
Мало что известно из его биографии. По завещанию, составленному им самим, можно узнать, что родился Огюст 23 января 1786 года во Франции, в Шайо, предместье Парижа.
...Прозвание свое Монферран, которое было дано мне еще в детстве моей матерью и дядьями, произошло от того, что мой род имел первоначальное пребывание в Оверне, где у отца было поместье Монферран. Если же возникнет сомнение насчет действительности сего акта, то принимаю другие свои имена, и в особенности прозвание Рикар, которое носил мой отец... Анри Луи Огюст Рикар де Монферран
Мать Монферрана, Мария Франсуаза Луиза Фистиони, была итальянкой. Отец, француз Бенуа Рикар, начинал службу объездчиком лошадей и учителем верховой езды.
Отец умер рано и воспитывал мальчика отчим Антуан де Коммарьё, который был художником и гравером. Именно он научил Огюста рисовать. И уже в 20 лет юноша становится студентом специальной школы архитектуры. Шарль Персье и Пьер Фонтен - основоположники стиля ампир, стали его учителями.
Учился Огюст со всей страстью и громадной самоотдачей, не было сомнений в том, что юноша был на своем месте. Монферран - очень увлекающийся человек, в новое дело погружался с головой и всего его мысли выстраивались к одной цели. Так уж получалось, что учеба чередовалась с участием в Наполеоновских войнах.
В 1807 году Огюст Монферран женится на прехорошенькой вдове Юлии Морне, урожденной Гокерель. В его сердце пылает настоящий пожар, нежность окутывает словно облако и хочется любить, парить, творить...но война опять вмешивается в платы Огюста... После Лейпцигской битвы Монферран вышел в отставку и в 1813 году получил свой долгожданный диплом.
Никакой урок в жизни не проходит даром и бесследно. Военная служба научила Огюста находить выход из любых трудных ситуаций и воспитало невероятное чувство ответственности и чести, что очень пригодится ему в России.
После отречения Наполеона Монферран возвращается в Париж и начинает работать в ведомстве генерального инспектора архитектуры Ж. Молино, занимаясь строительными работами.
...Монферран, архитектор, работал у меня в качестве такового в течение нескольких лет неоднократно, во всех случаях я замечал в нем весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле, которыми он занимался равно как с усердием, так и с успехом... Архитектор Ж. Молино
Однако Монферран никогда не стремился к тому, чтобы воплощать в жизнь чужие проекты, но лишь набирался опыта, как молодой и перспективный специалист.
Поэтому в голове Огюста созревали свои планы, здания, архитектурные сооружения - вихрь мыслей, идей...наброски, чертежи и рисунки на бумаге... Монферрану уже 30 лет, только ничего значимого, а тем более великого он еще не совершил. Это его сильно тяготило и не давало покоя...вероятно он чувствовал громадный потенциал, но не видел пока возможности его реализации.
Как же важно иметь четкую цель и представлять ее, прилагая к ней все свое терпение и доверие к жизни. Законы воплощения наших желаний и мыслей непреложны. Не следует вмешиваться в естественный ход событий. Всему в жизни свое время. Просто нужно понимать кто ты и кем хочешь стать, держать цель в своей голове и сердце, развиваться и тогда Вселенная даст шанс и возможности выполнить свое предназначение.
Случай представился! Монферран получает аудиенцию у Александра I и приносит папку со всеми своими проектами. В ней оказались не только рисунки, но и предварительная смета расходов. Свой проект Монферран назвал "предварительным рассуждением" и цель его была - заинтересовать Александра I и осуществить свои самые дерзкие замыслы. Эти проекты нельзя было отнести к совершенно самостоятельным, так как к каждому из них прилагался античный оригинал работы, но в каждом их них была своя новизна и интересное новое видение, в которых явно прослеживался несомненный талант и профессионализм.
Монферран представил себя не только как архитектор, но и организатор строительства, способный предлагать и интересные идеи, и решения для их реализации. Эта встреча стала решающей в жизни архитектора и был дан старт "русской эпохи Монферрана".
А для культурной жизни России связи с Францией имели очень большое значение. С началом строительства Петербурга в Россию приезжают работать многие французские архитекторы и художники - Ж. Б. Леблон, Н. Пино, Л. Каравак, Ф. Пильман и другие. Невероятные градостроительные идеи, удивительные и в какой-то степени замысловатые проекты городских домов обозначили летящий образ северной столицы.
Русские зодчие начинают ориентироваться на французскую архитектуру, на идеи классицизма, которые представлены Ж. Габриелем и Ж. Суфло, издаются труды теоретиков Франции. Например, книга Ф. Бронделя "Теория архитектуры" изучалась русскими мастерами с громадным интересом и была буквально зачитана до дыр. А в 1759 году в Россию приезжает Валлен-Деламота - знаменитый французский зодчий, который станет творить и преподавать в Академии художеств. В это время в парижских мастерских обучаются русские архитекторы - В. Баженов, И. Старов, Ф. Волков и многие другие, а французские специалисты пытаются все силами попасть в Россию на службу.
В Петербург в 1816 году прибывает и Монферран. Однако его приезд остался незамеченным. Ему предложили место рисовальщика на Петербургском фарфоровом заводе, но дело тут же расстроилось - не сговорились в цене. Монферран занимает место старшего чертежника 21 декабря 1816 года. Дом Лобанова-Ростовского - первое здание, которое было построено архитектором Монферраном в северной столице. Оно располагалось на Адмиралтейском проспекте, уже позднее в нем разместилось Военное ведомство.
А в 20-х годах XIX века Монферран возвел особняк для графа В. Кочубея на набережной Фонтанки.
Пройдет почти семь лет прежде чем Александр I объявит конкурс на перестройку Исаакиевского собора. Все эти годы Монферран не терял время зря, используя каждую свободную минуту с пользой. Он пропадал в библиотеках, перечерчивал храмы, соборы, изучал самые невероятные и прекрасные здания Европы, работал не покладая рук, чтобы однажды начертить 24 удивительных миниатюрных рисунка и представить их Александру I.
Здесь нужно отдать должное Бетанкуру, который на свой страх и риск предложил кандидатуру Монферрана. Работы пришлись императору по вкусу и реконструкция была утверждена 20 февраля 1818 года. Требования Александра I были просты - частично сохранить уже построенное здание.
Первоначальный проект Монферрана был спроектирован технически не верно. Неопытность или полный авантюризм - уже не важно! Он смог замаскировать свою техническую ошибку графикой, укрыть смелостью и новизной, не обращая внимания на критику и замечания. Проект был запущен в работу! Молодой и амбициозный архитектор приступил к чертежам и начальным строительным работам. Детальная разработка собора продолжалась, а также возникало множество повседневных и практических вопросов, которые необходимо было решать.
Пройдет совсем немного времени прежде чем архитектор Модюи всенародно укажет на ошибки Монферрана. Будет расследование и в конце 1822 года на рабочий стол князя Голицына ляжет докладная записка для Александра I. Выводы для Монферрана будут неутешительны и, как здравый человек, он понимает, что проект запущен, фундамент для новых строений заложен и перестройка идет полным ходом, истрачено около 5 миллионов рублей. Нужно иметь громадную силу воли и духа, чтобы справиться и найти верное решение, не запятнав свой чести и достоинства.
Все понимали, что не следует спешить и рубить головы, необходимо остыть и принять грамотное решение. Строительство было приостановлено. Объявлен конкурс на исправление допущенных ошибок. Пауза длилась три года. Монферран понимает, что ему необходимо переработать свой проект, исправить оплошности и представить более новый, совершенный замысел, учитывая идеи русских архитекторов и воплощая свои задумки. В его варианте собор становится более компактным за счет доминирующего положения большого купола. Наконец образ зазвучал своей неповторимой скрипкой...
После утверждения проекта положение Монферрана укрепилось, стало более устойчивым. Теперь он именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою персональную печать.
Монферран очень много работал, изучал купола самых знаменитых соборов, стараясь найти решение для своего любимого детища...
...Что касается нас, мы решили построить купол Св. Исаакия таким же прочным, как лондонский, но сделать его более легким. Мы добились этого, применив комбинацию чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров - гончаров... О. Монферран
В 1841 году строительные работы собора подошли к полному завершению. Далее велись работы только по внутреннему убранству. Исаакиевский собор отличается не только красотой и богатым убранством, но и невероятным количеством материалов: гранит, мрамор, малахит, порфир, сланец, лазурит. Материалы свозились со всей России. Удивительную торжественность придают украшения из ценных камней. Для отливки купола использовали 1000 тонн бронзы , для позолоты - 400 тонн золота.
Величественный фасад собора возвышается над всем городом, а его неповторимые купола и колонны создают неповторимый образ северной столицы. Великий Монферран, который навсегда остался с нами в своем удивительном творении, не сдался, не бросил, не махнул рукой, а проявил незаурядное упорство, терпение и силу воли!
А дальше была Триумфальная колонна, посвященная всеобщему миру, которой еще в 1814 году Монферран пытался заинтересовать Александра I. И уже Николай I дает добро на ее создание воплощение.
В этом проекте Монферран обращается к историческим аналогам Императорского Рима и более всего привлекает его колонна Траяна. Но Монферран не старается полностью повторить ее, но лишь берет за основу, уделяя большое внимание построению точной формы стержня колоны. Проект был утвержден в сентябре 1829 года, и Монферран стал руководить уже строительством и возведением. Теперь он был уже признанным архитектором.
На строительство ушло пять лет и 30 августа 1834 года прошло открытие этого монумента. Архитектор был награжден орденом Святого Владимира третьей степени, а его гонорар составил 100 000 рублей серебром, на который он и приобрел дом на набережной Мойки. В нем знаменитый архитектор прожил до конца своих дней, собрав громадную библиотеку по архитектуре, математике и механике, коллекцию античных скульптур, старинную мебель и картины.
Огюст Монферран проявил себя как прекрасный градостроитель и архитектор, создав самые разнообразные сооружения северной столицы. В 1823 году его пригласили в разработку проекта увеселительного сада Екатерингофа, затем были особняки для владельца уральских рудников П. Демидова и княгини Гагариной.
А что же было в его личной жизни? Первый брак с Юлией Морне распался. Долгое время он был очень одинок и жил только работой, проектами и своими грандиозными планами. Но затем в его жизни появилась бывшая актриса француженка Элиза Дебоньер, которая и осталась с ним до последнего мгновения. Наследников у Монферрана не было.
Поговаривают, что Огюст Монферран завещал похоронить себя в пределе Исаакиевского собора. Однако это не могли осуществить, так как архитектор был католиком и Александр II не мог этого позволить.
Великая звезда Монферрана погасла 10 июля 1858 года. Его отпели в католической церкви Святой Екатерины, а затем похоронный кортеж трижды объехал по кругу Исаакиевский собор. Супруга перевезла его тело во Францию и захоронила на кладбище Монмартр. А в Исаакиевском соборе можно увидеть бюст Огюста Монферрана, высеченный из облицовочных камней, которые были задействованы при строительстве.
Так уж получилось, что вся творческая жизнь, его признание и триумф прошли в России, и он никогда не отделял себя от нашей страны. Сооружения Монферрана восхищают своим совершенством, оригинальностью и фундаментальностью. Они же и являются смелыми, дерзкими и невероятно летящими мечтами, которые получилось претворить в жизнь и дать дыхание.
Монферран предано любил то, что творил, чему давал возможность быть, поэтому тень архитектора можно увидеть темными петербуржскими ночами на ступенях его детища - Исаакиевского собора, которая словно теряется, а потом появляется за гранитными колоннами. А некоторые говорят, что он бывает на Дворцовой площади у Александровской колонны...
Удивительно, что даже после ухода мы не расстаемся...Великий и Настойчивый Огюст Монферран, четко видевший свои цели!!!
...Хочу летать я белой чайкой по утрам...и не дышать над Вашим чудом, Монферран...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))