Найти тему

Из хроники репрессий: 10–12 ноября

1917. Ноябрь, 1214

Выборы во Всероссийское Учредительное собрание. Среди городских избирателей Томска по количеству поданных за них голосов лидировала партия народной свободы (кадеты), в гарнизоне большевики.

Для вас, уважаемые подписчики, подготовлена пара вырезок из Томской газеты Сибирская жизнь за 21 ноября. К сожалению, качество изображения не везде позволяет полностью прочесть текст, но в общих чертах он читается. Табличка из газетного столбика здесь просто перевернута, чтобы не крутить монитор.
Поясню по партийным спискам (информация из второй газетной заметки):
список № 1 — партия народной свободы (кадеты);
№ 2 — большевики;
№ 3 — соц. революционеры;
№ 4 — объединенные социал-демократы;
№ 5 — интернациональные социал-революционеры;
№ 6 — народная партия труда;
№ 7 — областничество.
Вообще, газета очень интересная и неплохо отсканирована, почитайте, рекомендую...

[Сибирская жизнь. 1917. 14 ноября, 21 ноября]

-2

1920. Ноябрь, 12

-3

Решением Варюхинского волисполкома вся волость объявлена на военном положении по проведению в волости продразверстки.

ГАТО.Ф. Р-202. Оп.2. Д.28. Л.109. // 1917-1921. Народ и власть. С.194195.

-4

1926. Ноябрь, 11

Сессия ЦИК приняла Уголовный кодекс РСФСР.

В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР от 6 июня 1927 года в Уголовный кодекс РСФСР 1926 года включена глава 1-я «Преступления государственные», которая разделена на две части: «Контрреволюционные преступления» со ст. 58-1 – 58-14 и «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» со ст. 59-1 – 59-13.

-5

1933. Ноябрь, 10

Арестован Мухамедзян Шакиров (1884), спецпереселенец, родом из Башкирии, проживал в поселке Володарский Зырянского района, до ссылки — мулла.

5 марта 1934 приговорен за контрреволюционную деятельность к пяти годам. Реабилитирован в июле 1989.

[Ф. Р-1310, оп. 1, д. 3; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]

-6

1934. Ноябрь, 10

Начальный фрагмент Постановления ВЦИ и СНК СССР от 10 ноября 1934
Начальный фрагмент Постановления ВЦИ и СНК СССР от 10 ноября 1934

ЦИК СССР принял постановление «О порядке устройства детей лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы», которым изменялись некоторые статьи Исправительно-трудового кодекса.

Статья 46 звучала в новой редакции так:

«Женщины, лишенные свободы, могут иметь при себе детей в возрасте до четырех лет. Равным образом допускается пребывание детей указанного возраста вместе с отцом, лишенным свободы, в случаях, когда дети не имеют матери. Для детей, пребывающих в местах лишения свободы, обязательно организуются ясли или детские комнаты».

Смысл постановления сводился к тому, что из мест лишения свободы (колонии, спецпоселки, лагеря) в детские дома выталкивались значительные контингенты беспризорных детей, устройство которых потребовало бы значительных средств. Не смягчая репрессий, ВЦИК попытался переложить родительские заботы о пострадавших на плечи общественности.

В постановлении говорилось, что «при избрании в качестве меры пресечения содержание под стражей лица, являющегося единственным родителем ребенка старше четырех лет, органы, выносящие постановление о мере пресечения, обязаны немедленно сообщить об этом городскому отделу народного образования, если ребенок проживает в городе, и сельсовету, если ребенок проживает в сельской местности, правлению колхоза, если арестованный является колхозником… Они обязаны немедленно назначить ему на период времени до окончания дела опеку или попечителя… Колхозу немедленно обеспечить опеку, избрать из состава членов колхоза лицо, на которое желательно возложить обязанности опекуна или попечителя».

[Cобрание узаконений РСФСР. 1934. № 40. Ст. 252]

-8

1937. Ноябрь, 10

В этот день были расстреляны 65 человек, жителей Томска и Томской области.

Почти все они (60 из 65) были обвинены в участии в контрреволюционной организации «Союз спасения России». Больше половины из осужденных (53 из 65) имели только начальное образование.

Назовем только пять имен.

-9

Анохин Федор Иванович (1896–1937) — дворник Томского пединститута.

Уроженец села Митрофановка Асиновского района. Имел начальное образование. 21 октября 1937 был арестован. 31 октября обвинен в участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» и приговорен к ВМН. Расстрелян 10 ноября 1937. Реабилитирован в мае 1959.

Богоутдинов Хусаим (1884–1937) — работал мастером-шапошником артели «Единение» в Томске.

Родом из села Ядгар Казанской губернии, татарин. 20 октября 1937 был арестован. 31 октября обвинен в участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» и приговорен к ВМН. Расстрелян 10 ноября 1937. Реабилитирован в мае 1989.

Житецкий Александр Александрович (1897–1937) — школьный учитель в деревне Сухоречье Туганского района Томской области.

Родом из Полтавского селе Сормино, образование — начальное. Был арестован в сентябре 1921, дело прекращено по амнистии через три месяца. 19 сентября 1937 был арестован повторно, в тот же день, 19 сентября, обвинен в участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» и приговорен к ВМН. Расстрелян 10 ноября 1937. Реабилитирован в августе 1965.

Захаров Яков Григорьевич (1890–1937) — колбасник мясокомбината в Томске.

Уроженец деревни Боровлянка Томской губернии, имел начальное образование, ранее был членом ВКП(б), исключен. 20 октября 1937 был арестован, на следующий день, 21 октября обвинен в участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» и приговорен к ВМН. Расстрелян 10 ноября 1937. Реабилитирован в августе 1961.

Комолов Фома Васильевич (1898–1937) — возчик спиртзавода в селе Поросино Шегарского района.

В 1929 году члены семьи его отца Василия Протасовича Комолова проживали в Бабарыкино и были лишены избирательных прав, а в 1934 лишили избирательных прав и семью Фомы Васильевича, признав его кулаком, и выслали. 15 октября 1937 он был арестован. 31 октября был обвинен в участии в «контрреволюционной кадетско-монархической организации» и приговорен к ВМН. Расстрелян 10 ноября 1937. Реабилитирован в августе 1960.

[ГАТО Ф. Р-801, оп. 1, д. 241, 243; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]

-10

1937. Ноябрь, 10

Расстрелян Михаил Александрович Петровский (1887–1937), советский литературовед и переводчик, член союза писателей СССР, профессор.

Родился в Москве, в семье врача Александра Григорьевича Петровского — санитарного врача при Московском городском самоуправлении. В 1911 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, при котором был оставлен по кафедре западно-европейских литератур. Преподавал в Московском университете и на Высших женских курсах романскую филологию и историю средневековой литературы. Профессор кафедры истории западноевропейских литератур историко-филологического факультета (1919–1921). С 1923 по 1930 — состоял заведующим подсекцией теоретической поэтики при литературной секции государственной академии художественных наук (ГАХН).

Большинство его работ написано в духе немецкой формалистической школы, публиковались в журнале «Начала», в сборниках «Проблемы поэтики» и «Ars poetica». Опубликовал работы по истории немецкой литературы и связям немецкой и русской литератур, а также по эстетике, теории прозы и проблеме связей между искусствоведением и поэтикой. Переводил немецкую и французскую прозу. Автор образцовых переводов «Повелителя блох» Гофмана («Academia», 1929), «Манон Леско» Прево («Academia», 1932) и других.
-12

Дело фашизированного словаря

В 1934 году вышел первый том Большого немецко-русского словаря под редакцией Елизаветы Александровны Мейер. На титуле сказано, что в редакционной работе принимали участие, в числе прочих: Габричевский, Лямин, Петровский, Усов, А. Г. Челпанов, Шпет и Ярхо.

В начале 1935 года начались аресты по делу «О немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР». Легенда у следствия была такой: в СССР действует фашистская организация, состоящая из различных ячеек на местах. Эта организация создана «по прямому заданию Германского посольства в Москве», она связана с «закордонными фашистскими центрами», которые ее снабжают деньгами, и в которые стекается шпионская информация». В целом, люди обвинялись в пропаганде фашизма и германской интервенции, в антисоветской пропаганде, в шпионаже, а также в пропаганде террора «против руководства советской власти и коммунистической партии».

«1 марта 1935 года нарком внутренних дел СССР Г.Г. Ягода проинформировал секретаря ЦК ВКП (б) Н. И. Ежова о контрреволюционной деятельности преподавателей и студентов немецкого отделения Московского педагогического института новых языков и работников германской группы редакции иностранных словарей издательства «Советская энциклопедия». Лингвистам ставилось в вину то, что «Большой немецкий словарь» якобы заполнялся ими «религиозно-мистическими и расистскими словами», которые легко можно было использовать при чтении фашистской литературы, в то же время почти отсутствовала «марксистская терминология».

Большинство арестованных были филологи, лингвисты, чьей специальностью был немецкий язык: преподаватели вузов, переводчики, составители словарей, редакторы.

Так, за решеткой оказалась вся редакция Большого немецко-русского словаря (1934). Поэтому это дело неофициально называют также «Делом немцев-словарников». Всего по этому делу был арестован 141 человек.

Петровский был арестован 14 марта 1935 года одновременно с коллегами, сотрудничавшими с редакцией немецко-русского словаря, привлечен по делу «Немецкой фашистской организации» вместе с группой московской интеллигенции.

Из материалов дела Петровского:

«Описание совершенного преступления и степень его опасности:
1. Являлся участником ячейки русских фашистов, входившей в состав немецкой фашистской организации в СССР;
2. Был связан с одним из руководителей национал-фашистского центра заграницей б. князем Трубецким Н.С., от которого получил программный документ русских фашистов (книгу Трубецкого «К проблеме русского самопознания»;
3. Принимал участие в редакционной работе и составлении фашизированного Большого немецко-русского словаря».

.

Из протокола допроса Дмитрия Сергеевича Усова от 7 февраля 1935:

Вопрос: Кто осуществлял верстку?
Ответ: Верстку осуществляла сама типография, а сверстанные страницы посылались на утверждение Челпанову и, возможно, Красной.
Вопрос: В предъявленном Вам словаре-минимуме имеются следующие контрреволюционные выпады, изложенные на колонтитулах:
на стр. 298 — «Враг — ВЦИК».
на стр. 300 — «ВЦСПС — выкинуть».
на стр. 330 — «империализм — исполком»
на стр. 342 — «кража — культура»
на стр. 434 — «смешной — советский».
Как Вы расцениваете подобную подборку колонтитулов?
Ответ: Эти сопоставления — я считаю политически абсолютно недопустимыми и носящими антисоветский характер.

.

Вместе с Петровским по этому групповому делу (№ 1008) проходили философ Г.Г. Шпет, искусствовед А.Г. Габричевский, профессор Б.И. Ярхо, литератор и переводчик В.Н. Дружинина.

1 июля 1935 Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрела дело «Немецкой фашистской организации». Во главе организации следствием была поставлена профессор Московского педагогического института новых языков, главный редактор Большого немецко-русского  словаря Е.А. Мейер. Она обвинялась в шпионаже в пользу Германии, пропаганде фашизма, составлении «фашизированного» Большого немецко-русского словаря. Ближайшим помощником Е.А. Мейер следствием был выведен старший научный сотрудник Государственного словарно-энциклопедического издательства А.Г. Челпанов, который обвинялся в руководстве «контрреволюционной» ячейкой среди сотрудников редакции иностранных словарей, пропаганде германского фашизма при издании «Большого немецко-русского словаря» и систематической пропаганде террора в отношении руководителей Советского правительства. Военная коллегия приговорила Е.А. Мейер и А.Г.Челпанова к расстрелу.

Члены «ячейки русских фашистов» были приговорены 20 июня 1935 года. Особым совещанием при НКВД СССР: В.Н. Дружинина — к 5 годам ИТЛ; Б.И.Ярхо — к 3 годам ИТЛ (с заменой на ссылку в Омск). М.А. Петровский и Г.Г. Шпет приговорены к ссылке на 5 лет. А.Г.Габричевский лишен права проживания в режимных пунктах сроком на 3 года.

Петровский из Бутырского изолятора НКВД этапом был направлен сначала в Новосибирск, затем в Томск, куда был доставлен 17 августа 1935 года. В Томске, согласно приказа № 00257 от 1933 года, был взят на особый учет. Согласно подписанной расписке, трижды в месяц: 1,10 и 20 числа каждого месяца был обязан отмечаться в томском секторе НКВД.

В Томске трудоустроился в научную библиотеку Томского госуниверситета в качестве ученого-библиографа.

Арестован 21 октября 1937 года. Приписан к контрреволюционной организации «Союз спасения России» и решением тройки УНКВД по Новосибирской области от 31 октября 1937 года приговорен к ВМН.

Расстрелян 10 ноября 1937 года. Реабилитирован 3 августа 1956 года.

-14
Дело фашизированного словаря

Источники и литература:

  • Архив музея;
  • Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 19291939. Т. 8. М.: ОГИЗ РСФСР;
  • Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 19621978. Т. 5: 1968. Стб. 729730;
  • Книга памяти Томской области «Боль людская». Изд-во ТГУ 2016. Т. 2. С.536;
  • Ученые ГАХН дома и на следствии // Доклад Марины Акимовой на семинаре «Москва. Места памяти».
  • «Просим освободить из тюремного заключения». Сост. В.Гончаров, В.Нехотин, М.: Современный писатель, 1998, с.185187.
  • БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области;
  • «Когда вы мните ясно жить и тихо умереть». Следственное дело Д.С. Усова. Журнал «Знамя» 1, 2018.
-15

1954. Ноябрь, 10

Писатель Даниил Андреев, заключенный Владимирского централа, осужденный в 1947 году на 25 лет тюремного заключения по 58 статье, написал заявление на имя Маленкова:

«Не убедившись ещё в существовании в нашей стране подлинных, гарантированных демократических свобод, я и сейчас не могу встать на позицию полного и безоговорочного принятия советского строя».

***

Вижу, как строится. Слышу, как рушится.
Все холодней на земной стезе...
Кто же нам даст железное мужество.
Чтобы взглянуть в глаза грозе?

Сегодня с трибуны слово простое
В громе оваций вождь говорил.
Завтра — обломки дамб и устоев
Жадно затянет медленный ил.

Шумные дети учатся в школах.
Завтра — не будет этих детей:
Завтра — дожди на равнинах голых,
Месиво из чугуна и костей.

Скрытое выворотится наружу.
После замолкнет и дробь свинца,
И тихое зеркало в красных лужах
Не отразит ничьего лица.

Даниил Леонидович Андреев, 1937 год

-16

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.