В 19 веке даже в такой развитой цивилизованной стране, как Британия, увы, ещё не снимали мелодраматических телесериалов, хотя потребность в них, несомненно, была, и среди бездельников аристократов, и среди неимущих и трудящихся среднего класса. Весьма вовремя на горизонте возникли литературные произведения Джейн Остин, в коих у главных героинь по ходу действия вначале всё хорошо, потом становится довольно скверно и, наконец, в финале опять более или менее хорошо.
Вполне естественно, что по прочтении её романов складывается впечатление, что сама Джейн Остин – неотъемлемая единица высшего британского общества, и все её истории ни много ни мало как списаны с самой жизни. Чтоб не разочаровывать поклонников её творчества, некая английская киностудия выпускает «биографический» фильм, которому не мудрствуя лукаво присваивается название «Джейн Остин» (точнее, это название в российском прокате, оригинальное же название – «Становление Джейн»). В роли заглавной героини – писаная красавица (Энн Хэтэуэй).
Не мудрено, что по сюжету Джейн Остин прямо-таки нарасхват, в неё влюбляются два достойных джентльмена: богатый блондин с лицом простолюдина, Уизли, прозванный героиней «болваном», и страшноватый длинноносый брюнет без гроша в кармане, юрист и по совместительству, несмотря на своё хилое сложение, кулачный боец (правда, обладающий фантастическим свойством, сродни героям Болливуда, выходить из мордобоя без видимых повреждений и синдрома Кличко) по фамилии Лефрой. Тут ещё какой-то случайный персонаж падает перед ней на колени, прося руки и сердца, от которого она просто отмахивается с досадой – «что вы все пристали, неужели других девушек нет в городе?». Короче говоря, претенденты сами по себе в штабеля укладываются.
И вот, несмотря на то, что родители Джейн уговаривают её продать себя богатому блондину, она убегает с неимущим брюнетом. На полпути, прочитав чужое письмо (у английских аристократов своя мораль, они не в курсе, что читать чужие письма безнравственно), из коего выясняется, что брак с юристом создаст финансовые сложности для его родни, она проявляет несомненное благородство, разворачивается на сто восемьдесят и возвращается домой, расставшись со своим избранником навсегда.
В другом биографическом фильме, «Любовные неудачи Джейн Остин» (в роли Дж. Остин – Оливия Уильямс), в одном из эпизодов она честно признаётся своей племяннице, что ей ни разу в жизни никто не делал предложения, а что до Лефроя, так это был даже не лёгкий флирт, а переглядки и не более.
О Джейн Остин известно мало. Увы, почти все письма после смерти писательницы были уничтожены сестрой и дальнейшими потомками, поскольку содержали нелицеприятные отзывы о родне и соседях. Что насчёт внешности – вот описание, данное родственниками – «круглолица и нехороша собой». Да, есть акварельный портрет, созданный через 50лет после её смерти, но о степени достоверности подобных изображений можно судить по такому факту: при издании книги Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша», подлинного изображения писателя не нашлось, поэтому для портрета автора позировал один из известных английских актёров, и это было в порядке вещей.
Впрочем, существует один прижизненный портрет Джейн Остин, рисованный её любимой сестрой Констанцией. Вот он:
Неяркая, мягко говоря, внешность, трудный характер, отсутствие средств. Джейн Остин так и не вышла замуж.
Итак, можно констатировать, что в основе творчества Джейн Остин лежит сублимация. Одно компенсирует другое. Ведь зачастую запечатлённые в литературе события реальной жизни не производят должного впечатления на читателя, и причина не только в том, что талантливых писателей меньше, чем хотелось бы, а ещё и в том, что в жизни слишком много нелепых случайностей, о которые спотыкаешься по пути к мечте, и кривых дорожек, уводящих не туда. Жизнь скучна, что тут скажешь. Но у талантливых авторов отсутствие интересных событий в их собственной биографии (в особенности в плане любовных отношений) не мешает созданию выдуманного, но гармоничного мира, где вымысел по всем статьям превосходит реальность. И, соответственно, читатель проживает яркую чужую жизнь, отмахиваясь от серой своей, ассоциирует себя с героями произведения, и в этом один из секретов жанра женского романа, индийских кинодрам и российских сериалов.