В начале нулевых зрители НТВ подсели на сериал «Бандитский Петербург», который быстро стал популярным, благодаря кастингу и лихо закрученному сюжету. Ну, а заглавную песню Игоря Корнелюка «Город, которого нет» не пел в караоке только ленивый. Как снимали сериал? И были ли прототипы у персонажей сериала? Прямо сейчас и расскажем.
На самом деле сюжет сериала начинался с цикла статей криминального журналиста Андрея Баконина. Он писал о преступности в Санкт-Петербурге под псевдонимом Андрея Константинова. А еще отметился и художественными произведениями.
Первым на произведения Константинова обратил внимание режиссер Валерий Огородников. Он обратился к журналисту с просьбой написать сценарий по романам «Адвокат» и «Адвокат-2». Но вот до съемок так и не дошло. Денег на такое грандиозное кинопроизведение не нашлось .
Потом сюжет экранизации у Огородникова выкупил Владимир Бортко. И снова Константинов сел за переделку сценария, заодно дописав сценарий по своему роману «Журналист-2». Герой этого произведения Андрей Обнорский имел черты самого Константинова.
Автор видел в этой роли исключительно Александра Домогарова, а вот Бортко — Нагиева. Так что Константинову пришлось настаивать на своем кандидате. Режиссер согласился, но при одном условии: тогда образ Кати создает Ольга Дроздова. Ее Андрей в таком амплуа совершенно не видел, не тянула актриса, по мнению писателя, на роковую женщину.
У Кати, разумеется, был свой прототип. Но в сценарии была прописана все-таки более хитрая и коварная женщина. Именно этим она и отличалась от реальной дамы, которую знавал Константинов.
Первая часть носила название «Барон». По сценарию Обнорский узнает у старого вора, что в Эрмитаже висит копия одной известной картины. А вот оригинал украли давным-давно. И это также основано на реальном событии, правда, с несколько другим исходом. В 1985 году один из безумцев плеснул кислотой на «Данаю» Рембрандта. Картину отдали на реставрацию на долгих 12 лет, а стену украсила копия полотна.
После выхода этой части сериала разразился скандал. Директор Эрмитажа заявил, что такой сюжет очерняет деятельность музея. В СМИ долгое время писали об этом случае.
Прототипом Барона был вор в законе Юрий Алексеев, он же Горбатый. Получил свою кличку он за то, что часто менял внешность, имитируя горб. Алексеев был участником самых громких дел, связанных с антиквариатом. Однако именно он вставал на пути тех, кто пытался вывезти ценности за границу. Во время своего тюремного срока он и поделился с Константиновым тайнами запасников Эрмитажа. Изначально играть Барона должен был Олег Ефремов, но он не смог принять участие в проект по состоянию здоровья. Так что этого персонажа создал Кирилл Лавров.
Антибиотик тоже имел свой прототип. Есть несколько вариантов тех, кто же это мог быть, но Константинов этот секрет решил не раскрывать. Автор лишь заметил, что это очень серьезный человек в Санкт-Петербурге, так что афишировать его имя не стоит.
Антибиотика в сериале мог бы сыграть Михаил Ульянов. Но и у него не получилось сняться. Тогда пригласили Льва Борисова, который блестяще передал характер зловещего персонажа. Причем артист нашел в личности своего героя даже зачатки души и совести. После выхода сериала многие люди из преступного круга постоянно благодарили Борисова за создание такого запоминающегося образа. Бандиты просили автограф и предлагали свои услуги.
Кстати, «Бандитском Петербурге» снимались и выходцы из преступного мира, знакомые Константинова. Они с удовольствием играли в эпизодах и массовке, а порой и консультировали актеров.
А вот актриса Ольга Дроздова места себе не находила перед сценой драки в тюрьме. Она должна была играть с девушкой с реальным криминальным прошлым. Но в тот день та на площадку не приехала, так что актриса дралась с ассистенткой режиссера.
Чтобы сэкономить, сериал снимали на видеопленку, оттого многие кадры четкими не выглядят. Старались делать все сцены с первого дубля, для этого режиссер и выбрал проверенных актеров. Но вот первоклассные артисты много на «Бандитском Петербурге» не заработали. Тот же Олег Басилашвили за роль второго плана получал всего 100 долларов за съемочный день. А исполнитель главной роли Дмитрий Певцов — 300 долларов за день. Столько же платили и Армену Джигарханяну.
Всю музыку написал Игорь Корнелюк. Владимир Бортко дале ему установку: писать как для фильма о любви. Мол, не сериал это, а просто
«длинное кино», настоящая мелодрама, а не про криминальный мир. Так что музыка вышла достаточно пронзительной. А к песне «Город, которого нет» постоянно предъявляли какие-то претензии. Корнелюка вечно обвиняли в плагиате, а звукозаписывающая компания судилась за саундтрек с создателями мелодий для мобильников.
Третью часть «Бандитского Петербурга» Владимир Бортко снимать не стал, он уже вовсю готовился к съемкам «Мастера и Маргариты». Так что «Крах Антибиотика» создавали уже под руководством другого режиссера — Виктора Сергеева. Половины актеров в новой истории не было, а в разгар съемок проект покинула Ольга Дроздова. На съемках она получила укусы от собаки, а после лечения к работе так и не вернулась.
После выхода третьей части зрительский интерес к «Бандитскому Петербургу» стал угасать, так что Константинов убрал свое имя из титров.