Найти тему

Трус не играет в хоккей?

Личность ребёнка по лекалам взрослого мира, словно камень, получает огранку. И подобно тому, как разные мастера по разному обрабатывают камень, так и учителя в жизни ребёнка по разному обращаются со своими учениками. Но к внешне одному и тому же результату наставники часто приводят своих учеников абсолютно разными путями.

Недавно с настороженностью наблюдал, как работает наша культура в повседневной жизни.

Ребёнок восьми лет ходит в спортивную секцию по хоккею. Ходит с радостью и большим воодушевлением.

Однажды его тренер заболел и вынужден был пригласить вместо себя коллегу.

Ребёнок после первой же тренировки пришёл подавленный, без настроения и сказал, что больше не хочет заниматься хоккеем.

Естественно родители в шоке, как же так, ведь ребёнок души не чаял в тренировках, ходил на них как на праздник, ждал каждый раз, а тут отказ .

Стали выяснять, оказалось, что подменный тренер применяет агрессивный стиль "воспитания" детей. Проще говоря, дети постоянно подвергаются психологическому, а иногда и физическому насилию, на грани, вроде и ударил клюшкой но вроде и по защитепо.

Об этом тренер давно ходили слухи, как об очень жёстком. Родители трененуемых им детей сами боятся слово поперёк сказать ему. На грани или за гранью?

Крик крику рознь. Микизменения в движениях делают жест не выражением строгости, а выражением устрашения и агрессии. Этот тренер агрессивно и громко кричит на детей, нависает над ними, бьёт их клюшкой, толкает. Семилетние мальчики не могут противостоять этой доминирующей машине. Родители молчат.

После первой тренировки было принято решение поговорить с новым тренером и объяснить, что к детям такое отношение не приемлемо. В ответ родители услышали, что мальчикам нужна жёсткая дисциплина и исполнительность, что без твёрдости дети расслабятся, не будут слушать тренера и не будет результата.

Диалог с этим "педагогом" разумеется не возымел эффекта и родителям осталось лишь ждать когда штатный тренер выздоровеет.

По поведению ребёнка можно проиллюстрировать разницу эффектов от этих двух педагогических подходов.

К своему штатному тренеру ребёнок идёт с удовольствием, воодушевлением и радостью. О втором тренере он дал такой отзыв: "Когда он кричит на меня, я ничего не понимаю, у меня голова как будто пустая становится".

Да, стоит признать, что у "доброго" тренера бывают сложности с дисциплиной, ведь семилетние мальчики - это семилетние мальчики. Но эти вопросы тренер подсвечивает в чате индивидуально по каждому ребёнку. И развитие происходит в тандеме с родителем, гармонично, в игре, а свойственная детям спонтанность не подавляется, а направляется в конструктивное русло. Компндная игра наполнена взаимовыручкой, доброжелательностью и поддержкой. У "злого" тренера нет проблем с детьми, а вопросы мотивации и поведения не появляются впринципе: и дети и родители отлично выдрессированы, молчание - золото. А детская игра в этой группе напоминает игру волчат, агрессивная и безжалостная. Шаг в лево, шаг в право - жёсткое наказание: моральное или физическое. Но агрессор, в прошлом жертва. И именно трусость перед потенциальными сложностями заставляет жертву становится агрессором, прививать молодому поколению подобную трусость. В этом плане можно сделать вывод, что трус таки играет в хоккей.

Эти два тренера как два мира. Мир страха и контроля и мир свободы и творчества. Удивительно так же наблюдать за родителями этих двух групп.

Родители доброго тренера с ужасом смотрят на дрессировки тренировки злого тренера и на родителей этих детей.

Интересно, что если обратить внимание этих родителей второй группы на жестокое обращение с их детьми, то на удивление они начинают защищать своего тренера и отрицать очевидную профнепригодность наставника их детей. Появляются такие оправдывающие фразы: "трус не играет в хоккей", "главное результат", "это спорт", "он воспитывает мужчин". Агрессивные методы словно не замечаются, игнорируются. На языке психологии в подобных случаях иногда говорят, что жертва начинает симпатизировать своему угнетателю, защищать его. Но возможно есть некий культурный допуск, а может быть и запрос на таких наставников.