Сегодня я хочу коснуться интересной темы - этимологии китайских иероглифов. 巍 Все эти невероятные чёрточки, крючочки, палочки имеют очень оформленное, конкретное происхождение и, к сожалению, совсем не то, которое нам пишут в постах языковых групп и разъясняют на занятиях.
Большое количество иероглифов имеет прямую связь с даосизмом, многие значения иероглифов уже не используются в современной жизни, переход на упрощенное написание иероглифов - всё это отдаляет нас дальше и дальше от истинного смысла и делает работу исследователя затрудненной, но и тем самым интересной.
Китайская иероглифика - увлечение на всю жизнь и неосвоенный пласт материала для молодых китаистов. Тем более, когда уже имеется заложенный фундамент синологами прошлых веков: Кафа́ровым П.И., Васильевым В.П., Колоколовом В.С., Леон Вигером, Жак-Андрэ Лавье, Баллером Ф.У.
Что можно найти увлекательного в этимологии, над чем поразмышлять?
К примеру, всем известный иероглиф 来 lái со значением приходить, приезжать, возвращаться. До реформы письма писался так: 來 , а его истинный, первоначальный вид был таким
Первоначально иероглиф 来 lái имел совсем другое значение - пшеница. Как из злаков пшеницы получилось слово прибывать? Есть интересная версия, я помню ещё с детства, как мне папа рассказывал, что пшеница была принесена на землю инопланетянами, потому что учёные не нашли прародителя, да и мифы разных народов повторяют:
"...По Библии злаки Адаму дал бог и научил его земледелию, в Мексику кукурузу принес бог Кецалькоатль. Осирис дал культуру земледелия и виноградорства народам Эфиопии и Египта. Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Боги Энки и Энлиль, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя. Китайцам помогали в освоении рисового земледелия «Небесные Гении», а в Тибет «Владыки Мудрости» принесли ячмень".
Цитата из интернета
А древнейший китайский словарь шо вэнь цзе цзы, составленный в 25-206 годы н.э. обозначает пшеницу, как пришедшую из вне:
Шо вэнь цзе цзы: "天所來也,故為行來之來" посланная небом пшеница стала 来 lái - как приходить.
Когда за иероглифом пшеница закрепилось значение пришедшая, прибывать, то непосредственно пшеницу стали изображать другим иероглифом: 麥 mài, современное написание 麦 . Знак 麥 произошел от 来 lái, но с добавлением знака 夂 нога, как пишет словарь Шо вэнь цзе цзы, что делает напоминание, что злак пришел из вне. Чем не загадка для исследований.
Или я давно читала работу C.H.Kang and Ethel R Nelson, она была опубликована в 1979 году, когда я читала её первый раз, прямо захватывало дух от прочитанного, потому что авторы показали, что вся библия и сотворение мира заложены в иероглифах. Посмотрите сами:
Дух -靈 líng, современное написание 灵. Дух - состоит из нескольких ключей: 一 небеса, 冖 покрывать, вода, 口口口 три рта или три личности, производящий чудо 巫
Таким образом Канг и Нельсон трактовали по библии: В Бытие 1:2 сказано: Дух Божий носился над водой. В Послании Евреям 11:3 говорится, что из невидимого произошло видимое - это великое чудо отвергает попытки объяснить Сотворение в категориях естественных процессов. Идеограмма включает также представление о Троице.
Творить - 造 zào. По мнению авторов глагол составлен из: 土 пыль, прах, ㇀ жизнь, движение, 口рот или человек, =告 говорить, 辶 ходить. В Быт. 2:7 сказано: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его (досл. - в ноздри) дыхание жизни, и стал человек душею живою. Адам был сотворен взрослым человеком, способным ходить и разговаривать.
Потоп 船 chuán 舟 сосуд, 八 восемь, 口рот, = лодка 船
Кроме знания о Творении, несомненно, сохранилась и память о Всемирном потопе.
Сохранять, продолжать традицию 沿 yán разбор Канга и Нельсона: 氵вода, 八口 8 человек.
В семействе Ноя было восемь человек, которые сохранили все допотопные знания - в частности, о живых существах, музыке и выплавке металлов (см. Быт. 4).
В книге 120 страниц и так разобрано большое количество иероглифов, но у меня сложилось впечатление, что авторы загорелись идеей, а потом под свою идею стали трактовать иероглифы, каждый их разбор надо смотреть заново. В иероглифе 造 zào, как пишут словари, первоначально был элемент трава, а не пыль
где-то в разборе у них был взят для трактования упрощенный иероглиф. Тоже отдельная тема для повторного пересмотра и показатель, что исследователь должен быть не предвзятым, как бы всё красиво не вписывалось. Для нахождения истиной этимологии очень поможет спокойный ум и интуиция, которая достигается, в том числе, занятиями медитацией. Одна из известных Школ - Лунмэнь. В этой школе необходимо было проходить определенные стадии совершенствования, которые назывались:
1) Расслабление
2) Покой
3) Стабильность
4) Остановка.
В следующем посте я попробую выложить несколько своих разборов.
Я напоминаю, что в нашем Центре можно платно записаться на онлайн занятия по этимологии, иероглифике, древнекитайском у языку. Участвовать в проектах связанных с исследованиями по этимологии .
По материалам лекций Центра Дао Дэ, с добавлением личных мыслей и исследований.