Найти тему

Иероглифы. Истинное значение

Сегодня я хочу коснуться интересной темы - этимологии китайских иероглифов. Все эти невероятные чёрточки, крючочки, палочки имеют очень оформленное, конкретное происхождение и, к сожалению, совсем не то, которое нам пишут в постах языковых групп и разъясняют на занятиях.

Большое количество иероглифов имеет прямую связь с даосизмом, многие значения иероглифов уже не используются в современной жизни, переход на упрощенное написание иероглифов - всё это отдаляет нас дальше и дальше от истинного смысла и делает работу исследователя затрудненной, но и тем самым интересной.

Китайская иероглифика - увлечение на всю жизнь и неосвоенный пласт материала для молодых китаистов. Тем более, когда уже имеется заложенный фундамент синологами прошлых веков: Кафа́ровым П.И., Васильевым В.П., Колоколовом В.С., Леон Вигером, Жак-Андрэ Лавье, Баллером Ф.У.

Что можно найти увлекательного в этимологии, над чем поразмышлять?

К примеру, всем известный иероглиф 来 lái со значением приходить, приезжать, возвращаться. До реформы письма писался так: 來 , а его истинный, первоначальный вид был таким

来 Колосья пшеницы и плоды - зёрна.
来 Колосья пшеницы и плоды - зёрна.

Первоначально иероглиф 来 lái имел совсем другое значение - пшеница. Как из злаков пшеницы получилось слово прибывать? Есть интересная версия, я помню ещё с детства, как мне папа рассказывал, что пшеница была принесена на землю инопланетянами, потому что учёные не нашли прародителя, да и мифы разных народов повторяют:

"...По Библии злаки Адаму дал бог и научил его земледелию, в Мексику кукурузу принес бог Кецалькоатль. Осирис дал культуру земледелия и виноградорства народам Эфиопии и Египта. Шумеров приобщали к сельскому хозяйству Боги Энки и Энлиль, спустившиеся с небес и принесшие им семена пшеницы и ячменя. Китайцам помогали в освоении рисового земледелия «Небесные Гении», а в Тибет «Владыки Мудрости» принесли ячмень".

Цитата из интернета

А древнейший китайский словарь шо вэнь цзе цзы, составленный в 25-206 годы н.э. обозначает пшеницу, как пришедшую из вне:

Шо вэнь цзе цзы: "天所來也,故為行來之來" посланная небом пшеница стала 来 lái - как приходить.

Такой же вопрос задаёт русский китаист Васильев В.П.
Такой же вопрос задаёт русский китаист Васильев В.П.

Когда за иероглифом пшеница закрепилось значение пришедшая, прибывать, то непосредственно пшеницу стали изображать другим иероглифом: 麥 mài, современное написание 麦 . Знак 麥 произошел от 来 lái, но с добавлением знака 夂 нога, как пишет словарь Шо вэнь цзе цзы, что делает напоминание, что злак пришел из вне. Чем не загадка для исследований.

Или я давно читала работу C.H.Kang and Ethel R Nelson, она была опубликована в 1979 году, когда я читала её первый раз, прямо захватывало дух от прочитанного, потому что авторы показали, что вся библия и сотворение мира заложены в иероглифах. Посмотрите сами:

Дух -靈 líng, современное написание 灵. Дух - состоит из нескольких ключей: 一 небеса, 冖 покрывать, вода, 口口口 три рта или три личности, производящий чудо 巫

Таким образом Канг и Нельсон трактовали по библии: В Бытие 1:2 сказано: Дух Божий носился над водой. В Послании Евреям 11:3 говорится, что из невидимого произошло видимое - это великое чудо отвергает попытки объяснить Сотворение в категориях естественных процессов. Идеограмма включает также представление о Троице.

Творить - 造 zào. По мнению авторов глагол составлен из: 土 пыль, прах, ㇀ жизнь, движение, 口рот или человек, =告 говорить, 辶 ходить. В Быт. 2:7 сказано: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его (досл. - в ноздри) дыхание жизни, и стал человек душею живою. Адам был сотворен взрослым человеком, способным ходить и разговаривать.

Потоп 船 chuán 舟 сосуд, 八 восемь, 口рот, = лодка 船

Кроме знания о Творении, несомненно, сохранилась и память о Всемирном потопе.

Сохранять, продолжать традицию 沿 yán разбор Канга и Нельсона: 氵вода, 八口 8 человек.

沿 древнее написание
沿 древнее написание

В семействе Ноя было восемь человек, которые сохранили все допотопные знания - в частности, о живых существах, музыке и выплавке металлов (см. Быт. 4).

В книге 120 страниц и так разобрано большое количество иероглифов, но у меня сложилось впечатление, что авторы загорелись идеей, а потом под свою идею стали трактовать иероглифы, каждый их разбор надо смотреть заново. В иероглифе 造 zào, как пишут словари, первоначально был элемент трава, а не пыль

造 древнее написание
造 древнее написание

где-то в разборе у них был взят для трактования упрощенный иероглиф. Тоже отдельная тема для повторного пересмотра и показатель, что исследователь должен быть не предвзятым, как бы всё красиво не вписывалось. Для нахождения истиной этимологии очень поможет спокойный ум и интуиция, которая достигается, в том числе, занятиями медитацией. Одна из известных Школ - Лунмэнь. В этой школе необходимо было проходить определенные стадии совершенствования, которые назывались:

1) Расслабление

2) Покой

3) Стабильность

4) Остановка.

-5

В следующем посте я попробую выложить несколько своих разборов.

Я напоминаю, что в нашем Центре можно платно записаться на онлайн занятия по этимологии, иероглифике, древнекитайском у языку. Участвовать в проектах связанных с исследованиями по этимологии .

По материалам лекций Центра Дао Дэ, с добавлением личных мыслей и исследований.