Найти тему
Ready Steady Go

Необычные концеп-кары из СССР!

Всем Привет!

Это – смелый концепт советских автопроизводителей ГАЗ А-Аэро, главной фишкой которого стала необычная обтекаемая форма. А это ЗИС-112, который создавался для гонок. Сегодня вы узнаете про уникальные проекты советского автопрома, мелкосерийные выпуски самых разнообразных, экспериментальных, концептуальных автомобилей, внешний вид которых поражает, а также узнаете о том, как зарождалась автоиндустрия в СССР. Приятного просмотра.

НАМИ-1

Эту машину часто называют первым легковым автомобилем СССР. Хотя НАМИ-1, получивший короткую путевку в жизнь благодаря мелкосерийной сборке, правильнее считать прототипом. И для "первого блина" все получилось неплохо. Вызывает уважение, например, сам процесс разработки. Ведь НАМИ-1 не был лицензионной или, как чаще случалось, нелицензионной копией зарубежного аналога, а представлял собой пример творческого осмысления технических и инженерных трендов эпохи.

Другой плюс НАМИ-1 – в изначальной приспособленности для эксплуатации в СССР. Отметим огромный 26-сантиметровый дорожный просвет, снаряженную массу чуть ли не в полтонны, обеспечивающую хорошую проходимость по плохим дорогам, и простоту конструкции, выраженную, например, в отсутствии дифференциала, моторе воздушного охлаждения и полном отказе от контрольных приборов на первых моделях. При хороших базовых качествах НАМИ-1 не хватало лишь лоска инженерной доводки. Именно это обстоятельство, равно как и сложности с подготовкой массового выпуска, встали на пути интересной машины. Автомобилизацию СССР решили начать с сотрудничества с заокеанским концерном Ford, а НАМИ-1, после нескольких сот выпущенных полу кустарным способом экземпляров, переместился с дорог и улиц в музеи и запасники.

ГАЗ А-Аэро

В начале 30-х аэродинамика в автомобильной инженерии только вставала с колен и делала первые робкие шаги. Но вы только посмотрите на эти формы и соотнесите их с годом выпуска! Автомобиль был выпущен в 1932 году, и он точно опережал свое время. И так приятно, что в этом развитии автомобилестроения есть и вклад отечественного таланта.

По сути, "А-Аэро" московского инженера Алексея Никитина представлял собой изысканный аэродинамический кузов, надетый на шасси стандартного ГАЗ-А. Машина, получилась не просто необычной и привлекательной. Все главные красоты "Аэро", вроде интегрированных фар, закрытых задних арок и увеличенного киля, работали на снижение лобового сопротивления. Причем работали не только в теории, но и на практике. Во время испытаний "Аэро" концепт-кар, мягко говоря, удивил окружающих на четверть снизившимся расходом топлива и максимальной скоростью, выросшей почти на 30 километров в час по сравнению с базовым "газиком". Жаль, продолжения эта чудесная аэродинамическая история не получила. Сам же "А-Аэро" сгинул без следа.

-2

НАМИ-013

Это уже был полноценный концепт-кар. Его идейный вдохновитель – Юрий Долматовский, родной брат советского поэта Евгения Долматовского. Не только инженер, но и дизайнер, журналист и один из самых известных популяризаторов автомобиля в СССР, Юрий Аронович еще в конце 40-х задумался о плюсах вагонной компоновки. Именно при его участии и началась разработка первого в СССР легкового однообъемника.

Концепт-кар НАМИ-013, как сегодня любят повторять, опередил свое время. В самом деле! Заднемоторная компоновка, пять метров в длину, три ряда сидений и водитель, сидящий перед передней осью – это, как ни крути, прорыв. Увы, энтузиазм Долматовского, встретивший одобрение даже на страницах зарубежной автомобильной прессы, не нашел поддержки в вышестоящих инстанциях. Дальше единственного прототипа дело не пошло, да и тот утилизировали в 1954-м.

-3

А еще через семь лет в США дебютировал культовый заднеприводный, заднемоторный однообъемник Chevrolet Corvair Greenbrier, идеологически очень похожий на машину Долматовского.

Советские ученые пытались создавать и гоночные автомобили, а что из этого вышло, вы узнаете далее.

-4

ЗИС-112

На чистый концепт-кар – как на продукт инженерной мысли, призванный вращать шестеренки технического прогресса, этот красавец не тянет. Перед нами "всего лишь" гоночный автомобиль на шасси ЗИС-110. Но даже на весьма специфических линейных гонках – в парных заездах длиной несколько сотен километров, которые устраивались на обычных шоссе, 112-й демонстрировал отнюдь не выдающиеся результаты. Зато на роль автомобиля, показывающего, если не превосходство, то паритет в гонке между Советским союзом и США, он подходит идеально.

Детище Валентина Росткова несложно обвинить в подражании концептуальному Buick Le Sabre. Но две машины появились практически одновременно. Различия в них, естественно, есть. Этим они обе и прекрасны. Зато в 112-м был истинно русский размах: почти шесть метров в длину, устрашающего вида циклопическая фара по центру, "усы", растущие из переднего обтекателя, и заходящие на мощные боковины передних крыльев. Это было круто! И не только по дизайну. В самой прокачанной версии рядный (!) восьмицилиндровый двигатель дрим-кара развивал без малого 200 лошадиных сил и, по рассказам современников, перемахивал за две сотни по максимальной скорости.

Правда одной крутости автомобилю не хватило. Своей популярность он не смог обрести. Всего было создано пять экземпляров, ни один из которых, к сожалению, не сохранился.

-5

Белка

Потерпев неудачу с НАМИ-013, Юрий Долматовский не разочаровался в вагонной компоновке. И когда руководство Ирбитского мотоциклетного завода задумалось о выпуске на своих мощностях легкового автомобиля, руководство НАМИ вновь стало раскручивать идею компактного однообъемника.

Теперь он и впрямь был совсем компактным – в длину меньше 3,5 метров, а снаряженная масса – около полутоны. При этом микровэнчик, названный "Белкой", имел полноценный пятиместный салон, а его 700-кубовый мотоциклетный мотор выдавал всего 20 лошадиных сил. Однако учитывая низкую массу, этого вполне хватало для поездок по городу. Помимо прочего, "Белка" была изящна и по-хорошему футуристична – чего стоит только передняя часть кабины для доступа в салон, откидывающаяся вперед. Однако неплохо продуманная с прицелом на серийное производство конструкция так и осталась концептом. Строить автомобили на Ирбите передумали, а второго шанса "Белке" не дали.

По итогу было принято решение создавать новый малолитражный заднемоторный автомобиль на основе кузова Fiat 600 и с автомобильным четырехцилиндровым двигателем, а опытные образцы НАМИ-050 были уничтожены.

Следующий автомобиль носит сложное и непонятное название, но выглядит он очень круто.

-6


ВНИИТЭ ПТ

Вы будете смеяться, но и после второго "облома" с однообъемным автомобилем Юрий Долматовский не сдался.

Юрий Аронович заразил специалистов Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики абсолютно здравой идеей адаптации "моноспейса" под нужды такси. Взяв за основу опыт эксплуатации такси на базе обычной "Волги" ГАЗ-21 и методично устранив все ее врожденные недостатки, Долматовский представил проект Перспективного Такси.

Надо ли говорить, что это был однообъемник? Водитель сидел перед передней осью, а мотор находился рядом с ведущими колесами, то есть сзади. Кроме того, ВНИИТЭ ПТ получил еще и кузов из стеклопластика, перспективы которого в то время казались безграничными. Не менее революционной выглядела сдвижная дверь справа и огромный по меркам времени объем салона, в котором пассажиры могли сидеть, закинув ногу на ногу. К плюсам машины отнесем также прекрасную обзорность и удобство активной эксплуатации – например, очень важную для такси простоту мойки кузова и уборки салона. Наконец, 50-сильный "москвичевский" мотор обеспечивал вполне адекватные для городского такси 100 километров в час максималки. Увы, как и в предыдущих случаях, работу Долматовского похвалили, да и только.

Следующий автомобиль в наше время имел бы огромную культурную ценность, ведь его внешний вид поражает воображение.

-7

Москвич-408 турист

За разработку такой красоты взялись только после заказа из-за рубежа. Согласно официальной версии, "Москвич-408" со съемной жесткой крышей разработали по просьбе европейского импортера советских автомобилей Scaldia Volga. Такой машиной фирма из Бельгии надеялась подогреть интерес к начавшемуся экспорту обычных 408-х.

Кабриолет из седана сделали самым простым способом – срезав все лишнее. К счастью, лишением крыши инженеры не ограничились. Был усилен кузов, убраны лишние задние двери, а передние лишили рамок. Более того, один из двух построенных прототипов получил алюминиевые кузовные панели и даже мотор с системой впрыска топлива. Но главное, конечно, дизайн. "Москвич-408" и сам по себе был необычайно красив, а "Турист" – это воплощение стиля 70х. Один из самых элегантных автомобилей СССР, увы, так и не удостоившийся чести серийного производства.

-8

Об опытной модели фактически забыли на много лет. Но в наши парадоксально-ностальгические времена построили уже несколько реплик — копий «Туриста». Профессионально сделана, правда, только одна – в мастерской Евгения Шаманского. Хорошо, что наряду со старыми фотографиями, есть и эта машина.

-9

Дальше ты узнаешь о первом электрокаре в Советском Союзе.

ВАЗ 1801 Пони

Легкий открытый автомобильчик, похожий на гольф-кар или багги, разработанный к Олимпиаде-80, выделялся и симпатичной внешностью, и нетривиальными инженерными решениями. Достаточно сказать, что "Пони" был электрокаром! Кузов был выполнен из стеклопластика. Никель-цинковых батарей, весом по 180 килограммов каждая, у ВАЗ-1801 было две. Одна располагалась в переднем блоке, другая - в заднем. Запас хода составлял 110-120 километров при движении на скорости 40 километров в час. Но в итоге этот завсегдатай советских автосалонов привычно остался лишь интересным проектом.

Предполагался контракт на поставку ВАЗ-1801 с комплектацией французскими аккумуляторами для служб обслуживания строящегося тоннеля через Ла-Манш, однако быстро развернуть производство электромобилей у автозавода не было возможности.

Очень жаль, что подобный интересный и перспективный проект не нашел себе места в автомобильном мире.

-10

Охта НАМИ

Модель НАМИ "Охта" была выпущена в 1987 году в единственном экземпляре. Автомобиль имел семиместный салон, кроме того, конструкция позволяла его трансформировать в двухместный фургон. Сиденья были расположены в три ряда, также в салоне можно было организовать обеденную и спальную зоны.

Созданная мастерами-самоделкиными Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфеновым, "Охта" это не просто роскошный аэродинамический кузов, но и ровный пол в салоне, активный спойлер, а главное – проводка по общей шине обмена данными. Для конца 80-х мультиплекс – фантастика в квадрате! Правда, по технике ничего сверх уникального не было – агрегаты тут использовались от вазовской "восьмерки".

Для конца 80-х автомобиль имел очень футуристичный вид. В свое время "Охта" пользовалась большим успехом, она принимала участие во многих выставках, но в 90-х годах таможенная служба не пропустила автомобиль из-за границы в Россию. В настоящее время остатки «Охты» переданы Дмитрию Парфёнову и о дальнейшей её судьбе ничего неизвестно.

-11

Следующий автомобиль один из самых известных в мире советского автопрома. У многих пожилых людей он стоит в гаражах и пылится, а молодёжь строит из него дрифт машины.

Пикап ВАЗ-2106

ВАЗ-2106 стал культовым на постсоветском пространстве. Существует огромное количество проектов по улучшению этих автомобилей. От стенс-культуры, когда машину занижают, ставят крутые диски и устанавливают крутую музыку, до настоящих дрифт автомобилей, которые чаще всего используют зимой. Но вы удивитесь тому, какой вариант исполнения старой доброй “шестерки” был с завода.

Пикап ВАЗ-2106 с незамысловатым именем Турист сделали осенью 1981 году по предложению технического директора завода Фаршатова. В кузове за двухстворчатыми дверками лежала раскладывающаяся палатка. Предполагали даже наладить мелкосерийное производство, но ограничились единственным прототипом.

Столь удивительный проект вряд ли мог бы получить популярность в массах. Почему-то в постсоветском пространстве пикапы просто не прижились. Наверное, отталкиваясь от этой информации, руководство завода решило отменить производство подобных автомобилей.

-12

Мотоколяска С-1

О людях с ограниченными возможностями в Советском Союзе старались заботится всеми возможными способами. Для них даже разрабатывались отдельные автомобили. К примеру, та же самая известная “Инвалидка”. Незаурядный автомобиль, но речь сейчас пойдет не о нем.

Трехколесные автомобили в мире делали в разные годы несколько компаний. Отметился в этой области и Серпуховский мотоциклетный завод. Мотоколяска С-1Л имела мотор мощностью всего 4 л.с., максимальную скорость 30 км/ч и порой отказывалась ехать в крутую горку. Вот такое неказистое и, к слову, очень ненадежное «чудо» в 1952-1956 гг. делали в СССР для инвалидов.

Не удивительно, что данный автомобиль не получил популярности, как и не выпускался в больших тиражах. Машина выглядит как картинг, а ее силовая установка по мощности напоминает газонокосилку. Хотя для людей с ограниченными возможностями большей мощности и не нужно, но в удобстве пользования этим авто можно легко усомнится.

-13

Заключение

Стоит отметить, в СССР было много перспективных авто проектов. Сегодня вы узнали далеко не обо всех изобретениях советских ученых. Однако, даже такие авто поражают воображение. Интересно представить, что было бы, если бы все эти технические чудеса получили бы продолжение в наши дни.

Еще больше удивительных фактов и историй смотрите в наших видео: https://dzen.ru/readysteadygo?tab=longs