Анна Матвеева — автор романов «Каждые сто лет», «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной», сборников «Армастан. Я тебя тоже», «Катя едет в Сочи», «Девять девяностых» и многих других книг. Финалист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Рассказываем о книгах Анны Матвеевой.
«Армастан. Я тебя тоже»
В новом сборнике рассказов и повестей «Армастан» все тексты так или иначе связаны с визуалом — речь про картины, фотографии, плакаты, рисунки, в общем, про всё, что Гертруда Стайн называла «изображениями на плоской поверхности». Художники, музеи, творческие страдания, а ещё — мучительные поиски жилья, любовный бред и ностальгия. Всё, что мы любим. Вот и «áрмастан» по‑эстонски — «люблю».
«„Армастан“ Анны Матвеевой — как скетчбук художника‑путешественника. В искусных зарисовках чужих жизней нашлось место и всклокоченным воробьям, нарисованным хрупкой сангиной, и московским многоэтажкам, выведенным фломастерами, и нежным ускользающим свиданиям среди картин, переданным акварелью». Елена Шарова, Музей русского импрессионизма
«Каждые сто лет»
«Каждые сто лет» — «роман с дневником», личная и очень современная история, рассказанная двумя женщинами. Они начинают вести дневник в детстве: Ксеничка Лёвшина в 1893 году в Полтаве, а Ксана Лесовая — в 1980‑м в Свердловске, и продолжают свои записи всю жизнь. Но разве дневники не пишут для того, чтобы их кто‑то прочёл? Взрослая Ксана, талантливый переводчик, постоянно задаёт себе вопрос: насколько можно быть откровенной с листом бумаги, и, как в детстве, продолжает искать следы Ксенички. Похоже, судьба водит их одними и теми же путями и упорно пытается столкнуть. Да только между ними — почти сто лет...
«Дневник — высшая степень литературной искренности. Напоминает движение по канату: один неверный шаг — и доверие читателя потеряно. Роман Матвеевой (барабанная дробь) состоит из двух дневников, которые разделены временем и пространством, соединены — вне времени и пространства. Замечательная книга». Евгений Водолазкин
«Завидное чувство Веры Стениной»
В романе «Завидное чувство Веры Стениной» рассказывается история женской дружбы‑вражды. Вера, искусствовед, мать‑одиночка, постоянно завидует своей подруге Юльке. Юльке же всегда везет, и она никому не завидует, а могла бы — той же Вере, ведь она обладает уникальным даром — по‑особому чувствовать живопись: разговаривает с портретами, ощущает аромат нарисованных цветов и слышит музыку, которую играют изображенные на картинах артисты... Роман многослоен: анатомия зависти, соединение западноевропейской традиции с русской ментальностью, легкий детективный акцент и — в полный голос — гимн искусству и красоте.
«История о женской дружбе, граничащей с острой завистью (если не ненавистью), наполнена изящной игрой слов, а заодно может служить отличным пособием по истории искусств: строя образ своей героини, Матвеева показывает, как нужно правильно смотреть на шедевры живописи, изображение превращается в набор звуковых, цветовых и тактильных метафор». Константин Мильчин, литературный критик
«Перевал Дятлова, или Тайна девяти»
Тайна переваля Дятлова — трагическая и до сих пор не разгаданная история о происшествии, случившемся в хмурых, полных мистики горах Cеверного Урала. Зимой 1959‑го группа студентов отправилась в поход и... пропала. Их искали долго, а когда нашли погибшими — загадок только прибавилось.
Роман «Перевал Дятлова, или Тайна девяти» был переведен на французский, чешский и другие языки.
«На одном из ночлегов, уже в темноте, стряслось что‑то страшное... Они вспороли палатку, выбежали на мороз кто одетый, а кто в носках и помчались вниз по склону, унося раненых друзей... Никто не спасся. Ни один не дожил до рассвета. Но все, кто остался в сознании, боролись как львы. И мертвые снега сохранили „динамические“ позы людей, ползущих к брошенной палатке...» Алексей Иванов
«Катя едет в Сочи. И другие истории о двойниках»
Сборник прозы «Катя едет в Сочи» состоит из девяти очень разных историй, объединённых рифмой судьбы. Невольными и не всегда очевидными двойниками становятся здесь художник и галерист, сын и мать, незнакомые женщины и знакомые только по переписке девочки... Эта книга о том, что даже антиподы могут понять друг друга просто оттого, что способны испытывать те же чувства и слышать в оглушительном потоке жизни родной голос.
«Спрятанные реки»
Сборник рассказов «Спрятанные реки» — о дороге и людях, которые встречаются нам на пути — жизненном, или просто пути из пункта А в пункт Б. Даже спустя годы герои этой книги помнят тех, кто вовремя сказал нужное слово, протянул руку или случайно разделил с ними горе и радость. Эта книга о жизни как долгом пути к самому себе: все мы пилигримы. Мы можем изменить свою жизнь в любой момент. И это проще, чем кажется. Только нужно набраться смелости и сделать первый шаг.
«Девять девяностых»
Героев этой книги застали врасплох девяностые: трудные, беспутные, дурные. Но для многих они стали «волшебным» временем, когда сбывается то, о чем и не мечталось, чего и представить было нельзя. Здесь для сироты находится богатый тайный усыновитель, молодой парень вместо армии уезжает в Цюрих, обреченной на бездетность женщине судьба все‑таки посылает ребенка, а Екатеринбург легко может превратиться в Париж...
«Картинные девушки»
В книге «Картинные девушки» Анна Матвеева обращается к судьбам натурщиц и муз известных художников. Кем были женщины, которые смотрят на нас с полотен Боттичелли и Брюллова, Матисса и Дали, Рубенса и Мане? Они жили в разные века, имели разное происхождение и такие непохожие характеры; кто‑то не хотел уступать в мастерстве великим, написавшим их портреты, а кому‑то было достаточно просто находиться рядом с ними.
Вы читали книги Анны Матвеевой?