На которой можно узнать, зачем деятели Московского художественного театра закупали горы новой одежды перед встречей со зрителями. Что из этого вышло. И как жила Катерина из «Грозы» до замужества.
«Путешествие — гигиеническая мера, которую надо предпринимать время от времени», — говорится в одной замечательной пьесе (о которой, кстати, я рассказывала в статье «Увидеть Венецию и… улететь»). Многие, включая естественно меня, разделяют эту точку зрения. А у людей творческих профессий после путешествий, как правило, случается ещё и взлёт художественной активности.
Так произошло и с двумя выдающимися деятелями России, чьи путешествия НЕ СОВПАЛИ ни по времени, ни по маршруту. Но волею судьбы СОЕДИНИЛИСЬ впоследствии в прекрасных спектаклях, вошедших в сокровищницу русского театрального искусства.
Первым своё путешествие совершил Александр Николаевич Островский. В 1856 году он отправился в поездку по Волге от Твери до Нижнего Новгорода.
Целью его было изучение жизни и быта приволжских сёл и городов для написания очерка, заказанного Морским министерством. Однако результатом полученных впечатлений стали ещё и художественные произведения — пьесы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»).
Вторым — в 1900 году — в свою экспедицию на русский Север отправился художник МХТ Виктор Андреевич Симов. В театре решили поставить спектакль «Снегурочка» по произведению Островского, и Симову очень нужны были свежие идеи для сценографического решения постановки.
Как раз в это время МХТ совершает «культурный переворот» в области театрального искусства. И провозглашает главным и основополагающим в нём принцип подлинности. Исходя из него, от актёров отныне требуется соответствие подлинным психологическим мотивам поступков героев. А от художников — поиск аутентичных материалов и создание костюмов и декораций, максимально совпадающих с реальными.
В поездке по Северу Симову, по его собственным словам, «пришла в голову счастливая мысль накупить новых шапок и обмениваться. В наших руках оказалось много шапок. Вот тут-то и пошла ловля. Подходили сами, спрашивали: “Сколько стоит? Продаёшь?”. Каково же было удивление, когда спрашивающему предлагали поменяться — и он уходил в новой шапке, всё обёртывался и лукаво улыбался».
Убедившись, что схема работает, Симов с командой решили опробовать её с рубахами, сарафанами, украшениями. Перед очередной встречей с местными жителями они покупали в магазине охапку новой одежды и отдавали её взамен той, в которой люди к ним приходили.
«В Вологде, конечном пункте наших поисков, наблюдений, мы повторили наш манёвр с шапками, только применив это уже к целым костюмам, бросившимся в глаза своим тоном и оригинальностью», — писал Виктор Андреевич в своих «Воспоминаниях об экспедиции по Северу».
В итоге в постановке была использована настоящая, привезённая из экспедиции одежда, дополнительно украшенная художниками МХТ. А также некоторые подлинные предметы быта. При создании декораций Симов тоже во многом опирался на зарисовки, сделанные им на Севере.
Неудивительно, что спектакль так поразил современников.
На выставке можно увидеть кое-что из перечисленного: эскизы и макеты, записные книжки с набросками и заметками Симова, режиссёрские экспликации с подробным описанием материального мира спектакля «Снегурочка».
А также те самые костюмы из спектакля 1900 года (на фото выше).
«Гроза» — ещё одна пьеса А. Н. Островского, о которой рассказывают экспонаты выставки.
Как город Торжок на берегу Тверцы превратился в город Калинов, где разворачивается действие «Грозы». И как новоторы — а именно так называют себя жители Торжка — стали персонажами пьесы.
«Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов.
Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит, обнявшись, и ведёт сладкие разговоры, не глядя ни на кого.
Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки», — писал Островский в своём очерке «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».
И насколько же разительный контраст этой свободе составляла тогда жизнь женщины после замужества!..
На эту особенность обратил внимание драматург в ходе своей поездки. Сделав её канвой для раскрытия основного конфликта пьесы — столкновения авторитаризма и свободы, консерватизма и прогресса, старых социально-бытовых принципов и новых, гуманистических идей о равноправии, независимости и ценности человеческой личности.
Выставка — совместный проект Музея МХАТ (Москва) и Всероссийского историко-этнографического музея (Торжок).
Она была подготовлена к юбилею А. Н. Островского — 12 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга. И до конца сентября экспонировалась в Торжке.
Теперь её (к сожалению, из-за разницы в размерах выставочных площадей, лишь частично) можно увидеть в Москве, в Доме-музее К. С. Станиславского (Леонтьевский пер., д. 6, стр. 1). Но только до 26 ноября.
Вероника Милославская
Фото автора
P. S. Как (вы)жить в условиях неволи, деспотизма и произвола? Катерина из «Грозы» не справилась, не смогла вынести подобного существования. А вот многие советские люди приспособились. Некоторые — благодаря «Месту персональной свободы».