О князе Владимире Полоцком в русских летописных источниках сведения практически отсутствуют. Основной источник информации о нем – "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского, который называет его Woldemaro de Ploceke (Вольдемар Полоцкий), король Полоцка. Происхождение Владимира доподлинно не известно. Исходя из сведений Генриха Латвийского, можно предположить, что вокняжился Владимир в Полоцке до 1184 года.
В начале ХІІ века Полоцкое княжество было главенствующим в регионе центрального подвинья и восточной Прибалтики. Зависимые от Полоцка Герсикское и Кукейносское княжества контролировали торговлю в нижнем течении Западной Двины и взимали дань с прибалтийских племен ливов и латгалов. Но в 1184 г. произошло событие, ставшее впоследствии знаковым для истории, как Полоцка, так и России.
Как пишет Генрих Латвийский в "Хронике Ливонии", вместе с немецкими купцами в Ливонию прибыл священник ордена блаженного Августина Мейнард (здесь и далее цитаты из "Хроники Ливонии" ),
человек достопочтенной жизни, убеленный почтенной сединой. Просто ради дела христова и только для проповеди прибыл он в Ливонию вместе с купцами: тевтонские купцы, сблизившись с ливами, часто ходили в Ливонию на судне по реке Двине.
Так вот получив позволение, а вместе и дары от короля полоцкого, Владимира (Woldemaro de Ploceke), которому ливы, еще язычники, платили дань, названный священник смело приступил к божьему делу, начал проповедовать и строить церковь в деревне Икесколе.
В первую же зиму литовцы напали на Ливонию, разорили селения, а многих увели в рабство. Мейнарду вместе с икескольцами удалось укрыться в лесу. Когда же литовцы ушли, проповедник стал "обвинять ливов в неразумии за то, что у них нет никаких укреплений" он обещал построить им замок, если они примут крещение. Летом с острова Готланд прибыли каменщики и стали возводить замок.
Как только замок был построен, ливы обманули Мейнарда, крещеные вновь возвратились к язычеству, а те, кто еще не крестились, отказались принимать христианство. Проповедник, однако, не отступил от начатого дела. В соседнем Гольме, в обмен на обещание креститься, также немецкими мастерами был построен еще один замок. Пока они строились, Мейнард, в 1186 году, был посвящен в епископы.
Когда был окончен второй замок, нечестные люди, забыв клятвы, обманули Мейнарда, и не нашлось ни одного, кто бы принял христианство.
Как можно увидеть из "Хроники Ливонии" Генриха Латвийского епископ Мейнард не сильно преуспел в своей миссионерской деятельности. Ливы не хотели креститься. Христианство приняли единицы. Чтобы получить совет, он тайно отправил к Римскому папе посла, Теодориха из Торейды. Услышав о числе крещенных, папа решил, что "... их надо не покидать, а ПРИНУДИТЬ к сохранению веры, раз они добровольно обещали ее принять". Поэтому он даровал полное отпущение грехов всем тем, кто "приняв крест, пойдут для восстановления первой церкви в Ливонии".
В 1196 году епископ Мейнард "после множества трудов и огорчений слег в постель и … немного спустя кончил свои дни".
В 1197 году аббат лукский Бертольд цистерцианского ордена был посвящен в епископы и отправился в Ливонию без войска, попытать счастья. Столкнувшись с угрозой физической расправы, он тайно сел на корабль и вернулся в Готландию (остров Готланд), оттуда отправился к Римскому папе с "жалобой на гибель ливонской церкви". Папа даровал отпущение грехов всем, кто примет на себя крест и вооружится против вероломных ливов. Епископу Бертольду он дал об этом грамоту.
В 1198 году, собрав людей, Бертольд прибыл в Ливонию. Ливы прислали к нему гонца спросить, зачем он привел войско, на что епископ ответил, что "... вы как псы на блевотину, все возвращаются от христианства к язычеству". В сражении ливы потерпели поражение и бежали, но епископ Бертольд был убит. Потеряв вождя, саксонское войско стало на конях и с кораблей огнем и мечом опустошать ливские нивы. Увидев это, ливы, во избежании больших бед, заключили мир, позвали к себе клириков. В первый день в Гольме крестилось около 50 человек, во второй в Икесколе – около 100. По совету клириков, крещеные ливы посылают гонца в Тевтонию за новым пастырем. Войско возвращается в Саксонию, в Ливонии остаются клирики и один купеческий корабль. Через месяц ливы нарушили мир, отреклись от крещения,
стали захватывать братьев, дурно с ними обращаться, завладели их имуществом…, ливы сообща решили казнить смертью всякого клирика, какой останется в стране после пасхи.
Поэтому клирики бежали в Саксонию.
В 1198 году каноник бременский Альберт был посвящен в епископы, а в следующее лето он отправился в Готландию и там набрал 500 человек для крестового похода в Ливонию. Участников этого крестового похода папа римский принимал под покровительство апостольского престола с полным отпущением грехов и прировнял к пилигримству в Иерусалим.
В 1200 году епископ Альберт, вместе с графом Конрадом Дортмундским, Гарбертом Ибургским и многими пилигримами, пошел в Ливонию, имея с собой 23 корабля. Ливы заключили с епископом мир, но зная их вероломство, Альберт потребовал заложников от старейшин страны, с которыми убыл в Тевтонию. Понимая, что без помощи пилигримов он не добьется покорности ливов, "епископ послал в Рим брата Теодориха из Торейды за грамотой на крестовый поход". По его же настоятельной просьбе римский первосвященник строжайше, под страхом анафемы, запретил всем посещать местную гавань (устье Двины) для торговли. Это решение поддержали и немецкие купцы. Как пишет Генрих Латвийский:
…гавань они сообща постановили считать под интердиктом, а всякого, кто впредь вздумает войти туда для торговли, лишать имущества и жизни.
В 1201 году, оставив заложников в Тевтонии и собрав еще пилигримов, Альберт возвратился в Ливонию и в тоже лето был построен город Рига на обширном поле, при котором можно было устроить корабельную гавань.
… город назвали Ригой – либо по озеру Рига, либо – по обилию орошения, так как место омывается и свыше и внизу. Внизу – в том смысле, что там много воды и орошенных пастбищ или что там дается грешникам полное отпущение грехов, а тем самым, следовательно, омываются они и свыше, удостаиваясь царства небесного; или Рига значит орошение новой верой, откуда окрестные народы орошаются святой водой крещения.
Укрепление немцев в нижнем течении Двины, Полоцк воспринял как угрозу своим геополитическим и экономическим интересам, недовольны были и русские купцы. Князь Владимир совместно с дружинами князей Всеволода Герсикского и Вячко (Вячеслава) Кукейносского предпринимает в 1203 году военный поход в Ливонию.
В то же лето внезапно явился в Ливонию король полоцкий с войском и осадил замок Икесколу. Ливы, не имевшие доспехов, не посмели сопротивляться и обещали дать ему денег. Получив деньги, король прекратил осаду.
Однако попытка Владимира захватить крепость Гольм закончилась неудачно.
Между тем тевтоны, посланные епископом с самострелами и оружием, заняли замок Гольм и, когда пришел король, чтобы осадить и этот замок, они переранили у него множество коней и обратили в бегство русских, не решившихся под обстрелом переправиться через Двину.
Также не достиг своей цели и совместный с литовцами рейд князя Всеволода на Ригу.
Король Герцикэ, подойдя к Риге с литовцами, угнал скот горожан, бывших на пастбищах, захватил двух священников рубивших с пилигримами лес у Древней горы, а Теодориха Брудегама, погнавшегося за ним с горожанами, убил.
Стоит признать, что полоцкие дружины впервые столкнулись с необходимостью штурма каменных крепостей – опыта подобного рода они не имели. Неприятной неожиданностью для полочан стало и знакомство с немецкими арбалетами, которые значительно превосходили обычный лук по точности стрельбы и убойной силе.
В 1205 году епископ Альберт построил монастырь в устье Двины, назвав его Динамюндэ или Горой святого Николая. Аббатом этой обители он поставил Теодориха из Торейды, который,
предвидя вероломство ливов и для увеличения числа верующих, и сохранения церкви среди неверных, учредил некое братство рыцарей христовых, которому господин папа Инокентий дал устав храмовников и знак для ношения на одежде – меч и крест, велев быть в подчинении своему епископу.
То есть был создан орден рыцарей-меченосцев (с 1237 года Ливонский орден), которые двигаясь вверх по Двине, уничтожали не желающих креститься.
В 1206 году, решив помириться с князем Владимиром, рижский епископ Альберт отправляет ему своих послов с дарами – боевым конем и оружием. По дороге послы были ограблены литовцами, но сами успешно добрались до Полоцка, где столкнулись с ливами, прибывшими склонять князя Владимира к походу на Ригу. Подкупив приближенного к князю человека, немцы узнали о планах полоцкого князя. Тайно был послан гонец, который предупредил епископа Альберта об опасности. Понимая, что его намерения стали известны в Риге, князь Владимир предпринимает попытку провести переговоры. Вместе с Теодорихом в Ригу послали дьяка Стефана, чтобы вызвать Альберта на переговоры 30 мая 1206 года на реку Вогу. Альберт предложил послам приехать к нему в Ригу, как к хозяину этой земли — ехать на разбирательство он отказался, сославшись на то, что обычай требует, чтобы послы являлись к государю, но никогда он сам, "как бы скромен и любезен ни был, не выходит из своих укреплений навстречу послам". Оскорбившись таким ответом, князь Владимир идет военным походом в Ливонию, планируя захватить Икскюль, Гольм и Ригу, тем самым полностью выбить немцев с территории Ливонии.
Король собрал войско со всего королевства, а также от соседних королей, своих друзей, и с великой храбростью спустился вниз по Двине на корабле.
Доплыв до Икесколя, князь попробовал высадиться — три года назад местные ливы сопротивления не оказывали. Однако в этот раз в замке находился немецкий гарнизон Конрада Мейендорфского. Арбалетчики начали обстреливать высаживавшихся на берег дружинников, некоторые получили ранения, и Владимир, не желая терять людей так далеко от цели похода, приказал плыть дальше. Осада полоцкими дружинниками Гольма оказалась неудачной, хоть сражение носило жестокий характер
…балистарии взошли на валы и переранили множество врагов. Русские со своей стороны, не знавшие применения баллисты, но опытные в стрельбе из лука, бились много дней и ранили многих на валах…
Полочане забросали замок стрелами и пытались поджечь укрепления — разложили большой костер под стенами, но безрезультатно. Не принесла успеха и баллиста, которую сделали полочане по образцу немецких, так как она была сконструирована неудачно. Решающую роль в дальнейшем противостоянии сыграли ливские разведчики. Они сообщили
что все поля и дороги вокруг Риги полны мелкими железными трехзубыми гвоздями;…что такими шипами тяжко исколоты повсюду и ноги их коней и собственные их бока и спины.
Но главное — князю сообщили, что в заливе возле Риги обнаружено множество немецких судов, на которых могли прибыть новые крестоносцы. Узнав об этом, Владимир решил не искушать судьбу. Одиннадцать дней он безрезультатно стоял под Гольмом, а что будет, если к гарнизону подойдет помощь? Поэтому он прекратил осаду и отступил в Полоцк. Хозяевами Ливонии остались немецкие крестоносцы.
Неудача полоцкого князя убедила ливов, что помощи ждать больше неоткуда — придётся признавать власть крестоносцев.
После ухода русского короля с войском страх божий напал на ливов по всей Ливонии; жители Торейды и двинские ливы отправили послов в Ригу и просили о мире… Рижский настоятель, по указанию архиепископа, взяв в ЗАЛОЖНИКИ сыновей лучших людей по всей Ливонии, послал священников на проповедь.
В их землях начали массово возводиться церкви, а сама территория была поделена на церковные приходы. Вдобавок ливов обязали платить дань. В Леневардене рыцарь Даниил получал от них полталанта ржи с каждого плуга. Вероятно, примерно в таком же объёме платили и в других поселениях.
Поражение Владимира Полоцкого затронуло и Кукейнос с Герцике — крепости остались наедине с немецкой угрозой. Правивший в Кукейносе Вячко оказался в незавидном положении: владения крестоносцев начинались всего в 3 милях от его крепости, и в случае конфликта победа, вероятнее всего, досталась бы заморским воинам. Ситуация усугублялась участившимися набегами литовцев, которым князь ничего не мог противопоставить. Летом 1207 года он отправился в Ригу к епископу Альберту, где князь был дружески принят. По словам Генриха Латвийского
он наконец попросил епископа помочь ему против нападений литовцев, предлагая за это половину своей земли и своего замка. Это было принято, епископ почтил короля многими дарами, обещал ему помощь людьми и оружием, и король с радостью вернулся домой.
Но уже в 1208 году крестоносцы овладели Кукейносским княжеством. Как утверждает Генрих Латвийский, виноват в этом был сам Вячко, но не стоит забывать, что "Хроника Ливонии" - это в первую очередь отчет победителя. Видя свое поражение, князь Вячко сжег свой город и ушел на Русь.
…ушёл в Руссию (Ruciam), чтобы никогда больше не возвращаться в своё королевство.
Кукейносское княжество перестало существовать, на месте сгоревшего русского города крестоносцы построили свой замок. Талантливый полководец и отважный воин Вячко в 1223 г. был поставлен новгородским князем Ярославом Всеволодовичем на княжение в Юрьев (Дерпт, Тарту). Его рейды во владения Ордена были настолько удачными, что немецкий хронист назвал его "корнем всякого зла в Ливонии".
В 1224 г. князь Вячко и вся его дружина погибли, защищая Юрьев (Дерпт) от превосходящих сил крестоносцев.
В 1207 году меченосцы стали требовать от епископа о предоставлении им третьей части сделанных и будущих завоеваний.
… они хотели таким образом, подвергаясь большим расходам, пользоваться и большими доходами.
Требование рыцарей было доведено до Римского папы.
Он же, поручив богу вопрос о землях, еще не приобретенных, утвердил за ними третью часть приобретенных, но оставил епископу четверть десятины с тех долей в знак подчинения.
В 1209 году немцами был захвачен и сожжен Герцике, а князь Всеволод вынужден был признать вассальную зависимость от рижского епископа. Однако поскольку его жена была дочерью литовского князя Даугеруте, в трудный момент литовцы помогали Всеволоду, а он им. Немецкие рыцари не стали с этим мириться и в 1213 году напали на Герсик и разграбили его. В следующем году они попытались повторить грабёж, но подоспевшие литовцы их перебили. После смерти Всеволода (до 1239 года) его владения были окончательно переданы Рижскому епископству.
В 1212 году князь Владимир позвал епископа Альберта на встречу. Планируемые цели встречи неизвестны. Встреча состоялась в Герсике. Сначала чуть не началась схватка полоцкой дружины с вассалами епископа, которую чудом предотвратили. В результате встречи князь, признав фактическое владение епископом землей ливов, передал ливов епископу. При этом была достигнута договоренность о свободе торговли по Двине и о совместной охране торговых путей, в том числе от литовцев. Однако платить дань за ливов епископ окончательно отказался.
Король же, пытаясь то лаской, то суровостью с угрозами убедить епископа, просил его отказаться от крещения ливов и утверждал, что в его власти либо крестить рабов его ливов, либо оставить некрещеными. Ибо русские короли, покоряя оружием какой-либо народ, обыкновенно заботятся не об обращении его в христианскую веру, а о покорности в смысле уплаты податей и денег.
Но по результатам переговоров полоцкий князь
предоставил господину епископу всю Ливонию БЕЗДАННО.
Влияние Полоцка в Ливонии было утрачено окончательно.
Попытка полоцкого реванша в 1216 г. сорвалась по таинственным причинам. В этом году к князю Владимиру обратились эсты с просьбой выступить походом на Ригу, обещая поднять восстание против немцев и блокировать рижскую гавань. Князь собрал большое коалиционное войско, в которое входили дружины Полоцка, Минска, Литвы, Смоленска, Витебска и Друцка, но, взойдя на корабль, Владимир неожиданно умер и большой поход по освобождению Ливонии от немецкого влияния так и не состоялся.
И понравился королю замысел вероломных, так как он всегда стремился разорить ливонскую церковь, и послал он в Руссию и Литву и созвал большое войско из русских и литовцев. Когда уже все собрались в полной готовности и король собирался взойти на корабль, чтобы ехать с ними, он вдруг упал бездыханным и умер внезапной и неожиданной смертью, а войско его рассеялось и вернулось в свою землю.
Далее, как сообщает Генрих Латвийский, начался раздел Эстонии, большая часть которой была еще не крещеная. Вот как он описывает поход в Гарионскую область, находящуюся в середине Эстонии:
Придя туда, мы разделили свое войско по всем дорогам, деревням и областям той земли и стали все сжигать и опустошать; мужского пола всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней. Наконец все сошлись у большой деревни Лонэ, лежащей над ручьем в середине страны, отдыхали там три дня, опустошали всю местность кругом и доходили до ревельских деревень… рижане с радостью возвратились в Ливонию и дружелюбно разделили между собой все что добыли.
Старейшины захваченных и разоренных областей приходили к тевтонцам, просили о мире и уходе из их владений, на что те им отвечали:
"Если вы хотите истинного мира, вы должны стать детьми истинного миротворца, то есть Христа, чтобы, приняв его крещение, добиться навеки братства с нами". Услышав это, они обрадовались и, чтобы добиться мира с рижанами, обещали соблюдать их крещение и платить им постоянный оброк. Поэтому мы крестили там некоторых и, ПОЛУЧИВ В ЗАЛОЖНИКИ ИХ СЫНОВЕЙ, вернулись в Ливонию со всей добычей, славя бога за обращение еще и этого языческого племени.
В 1218 году епископы рижский и эстонский просили датского короля направить войско в Эстонию,
... чтобы смирить эстов и заставить их прекратить нападения совместно с русскими на ливонскую церковь.
Вот так святые отцы римской церкви несли мир и просвещение народам Прибалтики, некоторые из которых были православными христианами, но просветители и их считали язычниками. В завоеванных областях строились католические церкви, треть этих земель отходила в пользование братьев-рыцарей, где они строили свои замки, а местное население облагали данью.
__________________________________
Спасибо за внимание!