Найти в Дзене
Советы экс-судьи

Как заключить дистанционный трудовой договор с лицом, находящимся на территории Республики Беларусь

Вопрос о возможности заключения трудовых договоров на дистанционной основе с лицами, находящимися за пределами Российской Федерации давно беспокоит работодателей.

Расхождения же в правовом подходе к данному вопросу, возникшем между Минтрудом и Минфином, при котором одна сторона полагает, что такие договоры заключать невозможно, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации может применяться только на территории России, а другая полагает, что таких ограничений нет, создали правовую неопределенность в формировании единого подхода к данной проблеме.

Мы решили разобраться что же говорит действующее законодательство Российской Федерации и международные договоры, участником которых является Российская Федерация по данному вопросу.

Применительно к гражданам Республики Беларусь действует Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан обеих сторон от 25 декабря 1998 года, а также двусторонние соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года.

В рамках указанных международных актов гражданам Республики Беларусь гарантированы равные права с гражданами Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 31 Договора между РФ и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 08 декабря 1999 года в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.

В силу положений статьи 7 Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан обеих сторон от 25 декабря 1998 года договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Одновременно в соответствии с решением Высшего Совета сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 года действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Приведенные положения международных договоров, позволяет сделать вывод о том, что граждане Республики Беларусь не только не только пользуются равными правами в сфере труда, но и не могут быть квалифицированы в качестве иностранных работников.

Аналогичный подход применяется и к гражданам Российской Федерации, осуществляющим свою трудовую деятельность на территории Республики Беларусь.

В этой связи гарантии, в виде права на заключение трудового договора на дистанционной основе, являются одинаковыми как для граждан Российской Федерации, так и для граждан Республики Беларусь, поскольку предполагается, что указанные категории лиц трудятся на территории союзного государства, которое, в соответствии с Договором от 1999 года образуют территории РФ и Республики Беларусь.

При этом положения пункта 2 решения Высшего Совета сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 года, согласно которому граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений, а трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства, не создают проблем с реализацией права на заключение трудовых договоров на дистанционной основе с лицами, фактически находящимися на территории другого государства с учетом положений статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации, допускающей определение страны-трудоустройства на основании соглашения сторон.

Таким образом можно резюмировать, что исполнение работником, заключившим трудовой договор с российской компанией, но осуществляющим свою трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, должно квалифицироваться как исполнение трудовой функции на территории союзного государства без каких-либо ограничений, установленных национальным законодательством с учетом принципа преобладания норм международных договоров над нормами национального законодательства стран-участниц таких договоров.

Относительно применения налоговых режимов и уплаты соответствующих взносов, то в данном случае следует учитывать следующее:

Согласно положениям статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, заключенного в Санкт-Петербурге 24 января 2006 года, застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Из положений пункта 1 настоящей статьи устанавливаются следующие исключения, в том числе на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.

Положения указанной нормы не только косвенно подтверждают право и возможность заключения дистанционных трудовых договоров с гражданами обеих стран, но и определяют заявительный порядок места уплаты соответствующих сборов.

Таким образом страховые взносы не начисляются, когда сотрудник подал заявление, в котором выбрал законодательство об обязательном социальном страховании Республики Беларусь.

Если такое заявление подано не было, взносы на ОПС, ОМС, по ВНиМ и на травматизм начисляются так же, как на выплаты российским гражданам. Взносы на ОПС, ОМС и по ВНиМ исчисляются в виде единой суммы (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 2, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, п. 2 ст. 1.1, п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, ст. 10 Закона о медицинском страховании, ст. 2 Закона N 125-ФЗ, ст. 3, пп. 1 п. 2 ст. 5 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006, п. 6 ст. 431 НК РФ).

В ситуации с исчислением НДФЛ, в случае, если сотрудники из числа граждан Республики Беларусь, исходя из условий соглашения между РФ и Республикой об избежание двойного налогообложения от 1995 года и протокола № 1 к нему от 24 января 2006 года, дистанционные сотрудники из числа граждан Беларуси, заключившие трудовой договор с российской компанией, но осуществляющие свою деятельность дистанционно с территории Республики уплачивают НДФЛ на территории Республики, а не РФ.

Вместе с тем, полагаем, что для юридической чистоты данного процесса при приеме таких сотрудников целесообразно оформлять заявления, аналогичные вышеперечисленным.

Таким образом можно констатировать, что заключение трудовых договоров на дистанционную работу с гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики и фактически там же осуществляющими свою трудовую функцию не только возможно, но и фактически, прямо предусмотрено действующим законодательством.

При этом привлечение данной категории лиц сопряжено с возможностью минимизации налогового бремени для работодателя.