За знакомство с ветераном-долгожителем поселка Ува выражаю огромную благодарность Светлане Викторовне Тарасовой – чуткой, неравнодушной, замечательной женщине!
Мария Дмитриевна Субботина из поселка Ува нынче отметила 97-летие! Несмотря на солидный возраст, она бодра и общительна. Ежедневно выходит на прогулки, и – что особенно меня удивило – ещё нынешней осенью помогла детям выкопать картошку, всё лето поливала грядки и даже пасынковала помидоры. Когда ее дочь, Галина Николаевна, рассказала об этом, без малейшего преувеличения, я поверглась в шок.
Жизнь Марии Дмитриевны, как и жизнь многих других наших бабушек-ветеранов, простой не назовешь, однако она богата на события: коллективизация, Великая Отечественная война, «оттепель», первый полет человека в космос, перестройка… С одной стороны можно позавидовать, с другой – начинаешь задумываться о том, сколько трудностей пришлось пережить, ведь все вышеперечисленные события не так уж и однозначны.
Родилась Мария Дмитриевна в 1926 году в деревне Большой Ошмесвай в те времена Старозятцинского района. Их семья на тот момент считалась зажиточной. Родители - Зыковы Дмитрий Яковлевич и Анна Михайловна – много работали. Держали коров, разводили овец, кур, свиней. Была у них и своя маслобойня: из семян льна выжимали масло.
- Не сказать, что детство мое было очень трудным, - с теплотой вспоминает Мария Дмитриевна. - Конечно же, много работали, помогали родителям в меру своих детских сил. Как вицу (плетку) держать начала, с тех пор все работала. Но, наверное, самое главное мы в те времена не голодали.
1930-ые годы в нашей стране запомнились такими событиями, как раскулачивание и коллективизация. Поскольку семья Зыковых считалась зажиточной, раскулачивание их не обошло стороной. Имущество и скотину определили в только что созданный колхоз «Большевик». Сколько горя пришлось пережить ее родителям, ведь все, что отняли, было нажито тяжелым трудом.
- Когда мне исполнилось 9 лет, я пошла в 1-ый класс, - неспешно продолжает рассказ Мария Дмитриевна. – Отличницей была, вот только окончить довелось всего три класса: я была старшим ребенком в семье, кроме меня были еще младшие братья и сестры. Родители работали за трудодни, поэтому сидеть дома им было совершенно некогда, иначе мы все бы остались без хлеба. Самое страшное случилось в 1941 году. Папу забрали на фронт. С тех пор мы его больше видели – погиб. Мама осталась одна с пятью детьми. Мне к тому времени было уже 16 лет. Поэтому и мне пришлось стать «добытчиком».
В 1942 году юную Марию отправили на лесозаготовку.
- В лесу мы валили деревья, пилили, раскряжевывали, сплавляли. Работа была очень тяжелой. А через некоторое время меня отправили на строительство железной дороги на Кекоран.
С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость поставки оружия и других необходимых грузов на линию фронта с Урала и Сибири. В связи с этим было принято решение о строительстве железнодорожной магистрали. Как раз там и трудилась юная Мария. В тылу мужчин практически не осталось, поэтому всю тяжелую работу выполняли подростки. Как вспоминает Мария Дмитриевна, работали за норму хлеба. Страшно подумать, сколько жизней отдано за эту дорогу. В живых остались самые крепкие и выносливые. В их числе оказалась и моя собеседница.
Через некоторое время Марию ожидало еще одно испытание: на этот раз ее отправили на строительство железной дороги Ува – Кильмезь. Оборонные предприятия нуждались в топливе и строительных материалах. В связи с этим началось строительство железной дороги на Кильмезь, по которой планировалось вывозить древесину.
- Жили мы тогда в деревне Муки-Какси, расквартировали нас у местных жителей. С четырех колхозов мы, приезжие, жили у одной женщины. Лето было: кто-то в сарае жил, кто-то в сенях. С раннего утра до позднего вечера работали. Утром хозяйка будила всех нас: «Девчонки, вставайте! Солнышко уже вышло, работать надо!» Летом комаров было видимо-невидимо, кусали до крови. Уставали страшно. Работали и в дождь, и в слякоть. Если вырабатывали норму, то получали 600 грамм хлеба, если нет – только четыреста. Так познала и голод, и холод.
Во время войны Мария Дмитриевна выучилась и на тракториста.
- И права получила, вот только поработать не пришлось, - говорит моя собеседница.
После окончания войны Мария Дмитриевна вышла замуж за Субботина Николая Васильевича. Ему посчастливилось вернуться с войны живым. В связи с тяжелыми ранениями Николая Васильевича комиссовали - были прострелены челюсть и нога. Вернувшись домой, его назначили председателем. К тому моменту у него была семья: жена и дети. Однако вскоре жена умерла. Через некоторое время Николай взял в жены Марию. Вместе они вырастили 11 детей: двух дочерей Николая, да еще девятерых народили. Любви Марии Дмитриевны хватило на всех: «Девочки меня мамой назвали», - говорит она о дочерях мужа.
С окончанием войны жизнь стала спокойнее. Однако работали люди не меньше. Нужно было восстанавливать страну. Не покладая рук трудились и Мария Дмитриевна с мужем.
Но в 1970 году Николай Васильевич тяжело заболел и умер. Заботы о детях и хозяйстве легли на плечи Марии Дмитриевны. Сложно было, но, пережившая казалось бы непосильные тяготы военных лет, Мария Дмитриевна справилась и с этим испытанием. Благо старшие дети к тому времени подросли и стали крепкой опорой для мамы. Рядом осталась трехлетняя Галина. Вместе с мамой она в 4 часа утра шла на ферму на утреннюю дойку. Мария Дмитриевна тогда работала дояркой. За хорошую работу, высокие показатели ее награждали путевкой в Волгоград. Кстати, сейчас Мария Дмитриевна живет с Галиной и ее семьей.
Беседуя с Марией Дмитриевной, не смогла не спросить, в чем секрет ее долголетия. Как оказалось, немаловажную роль сыграли и гены – в их родословной были долгожители. Ее родственник Андрей Семенович Зыков дожил аж до 107 лет!
- Лет семь-восемь назад, - вступает в разговор Галина Николаевна, дочь Марии Дмитриевны, - мама заболела. В этот момент в гости пришла сноха. Она научила маму приемам тибетского массажа. Лет пять мама выполняла эти упражнения. Наверное, и это способствовало тому, что наша мама и сейчас рядом с нами.
На сегодняшний день главное богатство Марии Дмитриевны – ее семья. У нее 23 внука, 46 правнуков и 2 праправнука!
- В 2011 году мы с родственниками собирались по случаю 100-летия нашего папы, - рассказывает Галина Николаевна. – Нас тогда 86 человек было! И это еще не все.
Почти два часа беседовали с Марией Дмитриевной. Слушая ее воспоминания, было и интересно и горько одновременно. Страшно представить, как они пережили все тяготы, выпавшие на их судьбу. Сложно и ей возвращаться в воспоминаниях в эти трудные годы. Прощаясь, Мария Дмитриевна обняла нас, как родных, похлопала по спине с пожеланиями всего доброго.
Здоровья и Вам, Мария Дмитриевна! Спасибо за Ваш непосильный труд!