Младенцев наши бабушки и прабабушки не только крепко пеленали, но и перевязывали свивальником. Свивальник-это полоска ткани, иногда на вате, 15–20 сантиметров шириной, метра полтора, а может и больше длиной. "Чем длиннее свивальник, тем длиннее жизнь" - говорили на Руси. Свивальником сверху пеленки свивали младенца не слишком туго, в итоге получалась маленькая куколка, которая могла вращать лишь головой. Такую куклу не страшно было дать в руки старшей сестры, которая, как правило весь день была за няньку, пока мать работала в поле. Туго спеленутый младенец не смог выпасть из люльки.
Прежде чем пеленать младенца, мать расправляла ему ручки и ножки и туго пеленала в пеленку, обеспечивая тем самым спокойный сон. При ограничении суеты движений ребенку остается внимательно следить за происходящим вокруг, познавать окружающий мир. "Чтобы он пеленку не разворачивал, чтобы ножки были ровными и ручки были вытянутыми".
Пеленание имело еще и обрядовый ритуал защиты.
Свивальник часто делали в лоскутной технике из лоскутков рода. От одежды каждого предка обязательно лоскуток был вшит! Делался крепким, простроченным. Ребенок выростал, а свивальник никуда не девали, ждали, когда второй ребенок вырастет. Все в одном свивальнике и росли. Часто на рождение первого ребенка свивальник дарили, обрядовый подарок был. Пеленали младенцев до тех пор, пока ребёнок не научится контролировать своё тело, как правило до шести месяцев, а затем пеленали по грудь.
Первые три дня лицо младенца никто не должен видеть, кроме матери. Новорожденного заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы отцовская любовь защищала младенца от злых потустронних сил. Почти девять месяцев ребенок находился в люльке, под пологом, изготовленным из материнской юбки и видел пред собой только лица родной семьи.
Пеленки, свивальники и все нехитрое приданое для малыша шилось из старой изношенной отцовской и материнской одежды. Во-первых поношенная материя всегда мягче новой, во-вторых крестьянские семьи были многодетными и поэтому одежда переходила от старших к младшим. Наряжать детей в крестьянских семьях было не принято, а скорее такое стремление осуждалось. Использовали любые ткани - от тонких ситцев и полотна до суровой холстины: "развяжешь, а по нём (ребёнку) рубцы от этой холстины". Это зависело от достатка семьи, от заботливости матери.
Повитуха (мать или нянька) садилась на лавку или на пол, вытянув ноги, и на подушке или прямо на коленях пеленала ребенка. Использовали три, реже две пеленки: одну для головки (изголовник), другую для бедер (подгузник) и третью пеленку (простынку) — для обертывания тельца и конечностей.Сначала расстилали свивальник и простынку, затем укладывали младенца. На головку туго надевался сложенный косынкой изголовник , концы которого перекрещивались на груди, подводились под мышки для предохранения от опрелостей и сводились на спине. Изголовник использовали обычно до шести недель, как только ребенок начинал хорошо держать голову, заменяли чепчиком или шапочкой. Младенца редко выносили из дома, но если в этом была необходимость, поверх пеленок его укутывали в сшитое из лоскутков стеганое (на вате или кудели) одеяльце, заворачивали в шубу или помещали за пазуху.