Немножко истории.
Занятная игра, которая вполне может увести в оккультные дебри, а во множестве магазинов для всевозможных эзотериков продается, как набор для гаданий.
И правда, картинки интересные: гроб, луна, солнце… Сплошная мистика.
Я человек совсем не посвященный в мистическое знание, поэтому тут про бытовое, про игрушечки всякие поговорим.
Игра надежды или Game of Hope, или на немецкий манер Das Spiel der Hofnung.
Вполне обыденное явление для конца XVIII - начала XIX века. Игра скорее всего общеупотребительная (т.е. могут играть и взрослые, и дети, и семья).
Из первых изданий, что пока удалось найти - издание Иоганна Каспара Гехтеля.
Колода начала распространяться примерно с 1799 г.
Касательно изобразительной части - карты “Сад”, “Дом” и “Башня” - реальные объекты из города Нюрнберга XVIII века.
Оригинал с описание правил ныне хранится в Британском музее.
Особенность колоды в том, что помимо сюжетных картинок, на карточке изображены соотношения карт французского шаблона и немецкого шаблона.
Таким образом у вас получается колода универсальных карт, с помощью которой:
- Можно сыграть в игру “ходилку” (правила приведем ниже).
- Игры с французским карточным шаблоном.
- Игры с немецким карточным шаблоном.
Т.е. спектр применения весьма велик.
Сама игра со временем потеряла популярность и местами была забыта.
После 1843 г. (год смерти известной гадалки Марии Ленорман) колода начинает издаваться как некий “Оракул Ленорман”.
Компоновка мастей и фигур схожа, исчезают немецкие масти. Вещица вписывается во всеобщую моду на гадания и входит в дамский волшебный мир наравне с картами Таро.
Родственные карты.
Подобное применение карт в конце XVIII - нач. XIX века - очень распространенное явление.
Например: сочетание на одном листе некоторого сюжета, данных по истории и географии, геральдике и карточной масти - часто использовалось в различных “географических” картах для детей.
Уже в XVIII веке существовали карты с “моралью на каждый день”. Состав карты похожего типа - масть, сюжетная картинка, подпись - всё это в разных вариациях.
Ещё одна интересная версия карт с сюжетными картинками - т.н. “Разговорная игра” т.н. набор Хупера 1775 г.
Доподлинно правил установить не удалось, однако предполагаю, что играли так.
Берем из колоды картинку и начинаем рассказывать некую историю, в которой должен фигурировать сюжет с карты. Допустим вы вытащили карту с “Юношей” и начинаете: “Некий молодой человек, проснулся в своём поместье!”, далее карту тянет следующий игрок и ему попадается карта “Лев”, он говорит. “В комнату к юноше запрыгнул рычащий лев!”. И так далее. Отличное пособие для создания историй. Игры такого типа и сейчас распространены в виде карт, кубиков и т.п.
Нельзя не упомянуть "Кофейный оракул" 1796 г. или если быть точным (обожаю долгие названия XVIII века), то "Развлечения Венского двора, в которых раскрывается тайна гадания на кофейной гуще, и три приятные игры, а именно: 1. Гадание на кофейной гуще. 2. Гадание по раскладыванию карт. 3. Новая имперская игра чисел".
Так же интересный набор карточек схоже типа, с инструкцией для гадания и игр (но его историю я как-нибудь отдельно расскажу, там много).
О правилах.
Для игры, нужна колода в 36 листов, фишка для каждого игрока (мы использовали шахматные пешки), 2 кубика, стол и штук 100 “марок” (фишек).
Правила таковы:
В игре могут участвовать сколько угодно человек, для ходилок оптимальное количество 6 (ждать хода не долго, динамика насыщенная).
В начале игры формируется банк. Каждый игрок кладет туда по 6-8 “марок”.
Победитель забирает банк в конце игры.
Карты раскладываются на столе квадратом по 6 карт, начиная с 1 и до 36.
Берем по фишке. Ставим за пределами “поля”.
Каждый бросает 2 кубика, у кого значение выше - тот ходит первым.
Кидаем 2 кубика, идем на выпавшее количество. Т.е. при броске на костях выпало 2 и 6 двигаемся на карточку 8.
У большей части карт есть некое действие. Встали на карту, выполняем действие. Оно описано ниже.
Описание карт:
3 “Корабль”: Игрок попал на “Канарские острова” и идет туда где живет, “прекрасная Птица” (12).
4 “Дом”: Входя в дом плати привратнику 2 марки (2 марки идут в банк).
6 “Туча”: Иди на карту 2.
7 “Змея”: Плати 3 марки, чтоб не умереть от яда.
8 “Гроб”: Вы в гробу, пока другой игрок не попадет на эту карту либо пока в свой ход не выбросите дубль.
11 “Розги”: Плати 2 марки и переходи вперед на карту “Мальчик” (13).
14 “Лиса”: Вы сбились в дороге и заплутали лесу. Идите на карту “Лес” (5).
16 “Звезда”: Вам повезло, получите 6 марок.
19 “Башни”: Плати 2 марки стражнику.
• 21 “Горы”: Остаетесь в горах, пока сюда не придет другой игрок или в свой ход не выкиньте дубль.
• 22 “Тропа”: Ведет прямиком в “Сад” (20).
24 “Сердце”: Если игрок девушка, то идет на карту “Юноша” (28), если игрок мужчина, то идет на карту “Девушка” (29).
25 “Кольцо”: Получи 3 марки.
26 “Книга”: Книга заколдована и отправляет вас в “Сад” (20).
27 “Письмо”: Заплати почтальону 2 марки.
28 “Юноша”: отправляет игрока к “Солнцу” (31). Но этого не происходит, если игрок попал сюда с карты “Сердце” (24).
29 “Девушка”: Иди на карту 32, если только не попал сюда с карты “Сердце” (24).
33 “Ключ”: Получи 2 марки.
34 “Рыбы”: Заплати 2 марки рыбаку.
35 “Якорь”: Главная карта. Игрок пришедший сюда побеждает в игре и забирает банк.
36 “Крест”: Оставайся здесь, пока не придет другой игрок или ты не выкинешь дубль.
В финале игры, как и во всех “гуськах”, нужен точный бросок.
Например: Если вы стояли на поле 33 и выкинули 6, нужно отсчитать очки до конца поля, а потом вернуться назад.
Дополнения:
Для разнообразия игры необходимо заготовить некоторое количество фантов.
Если игрок попал на карты - 2, 5,9,13,15,18, 23, 30, 32, 36, он плати фант.
Т.е. выполняет простое, необидное задание, которое можно выполнить здесь и сейчас.
Карты 10, 12, 17, 20, 29, 35 назначаются призовыми и здесь игрокам преподносят приятные сюрпризы (от конфет до поцелуев, в зависимости от компании).
Некоторые рекомендации.
Набор можно легко изготовить самостоятельно, вот ссылка.
Кубики самые простые, фишки какие угодно. Марками могут служить, орешки, спички, зубочистки... И вперед, вечер а-ля конец "XVIII века" можно устроить.
Играйте, друзья!
Где почитать?
Почитать можно тут:
Тут (хотя со скидкой на мистическую составляющую, исторический материал подобран хорошо)
https://robertmplacetarot.com/2019/10/04/the-game-of-hope-the-anchor-and-the-tarot/