Найти тему

Игра Надежды.

Немножко истории.

Занятная игра, которая вполне может увести в оккультные дебри, а во множестве магазинов для всевозможных эзотериков продается, как набор для гаданий.

И правда, картинки интересные: гроб, луна, солнце… Сплошная мистика.

Я человек совсем не посвященный в мистическое знание, поэтому тут про бытовое, про игрушечки всякие поговорим.

Игра надежды или Game of Hope, или на немецкий манер Das Spiel der Hofnung.

Вполне обыденное явление для конца XVIII - начала XIX века. Игра скорее всего общеупотребительная (т.е. могут играть и взрослые, и дети, и семья).

Комплект хранящийся в Британском музее.
Комплект хранящийся в Британском музее.

Из первых изданий, что пока удалось найти - издание Иоганна Каспара Гехтеля.

Колода начала распространяться примерно с 1799 г.

Касательно изобразительной части - карты “Сад”, “Дом” и “Башня” - реальные объекты из города Нюрнберга XVIII века.

Оригинал с описание правил ныне хранится в Британском музее.

Фото правил к "Игре Надежды". Британский музей.
Фото правил к "Игре Надежды". Британский музей.

Особенность колоды в том, что помимо сюжетных картинок, на карточке изображены соотношения карт французского шаблона и немецкого шаблона.

Карта корабль, в верхней части: десятка пик французского шаблона и десятка листьев немецкого шаблона.
Карта корабль, в верхней части: десятка пик французского шаблона и десятка листьев немецкого шаблона.

Таким образом у вас получается колода универсальных карт, с помощью которой:

  • Можно сыграть в игру “ходилку” (правила приведем ниже).
  • Игры с французским карточным шаблоном.
  • Игры с немецким карточным шаблоном.

Т.е. спектр применения весьма велик.

Сама игра со временем потеряла популярность и местами была забыта.

После 1843 г. (год смерти известной гадалки Марии Ленорман) колода начинает издаваться как некий “Оракул Ленорман”.

Карты из "Оракула Ленорман" 1854 г.
Карты из "Оракула Ленорман" 1854 г.

Компоновка мастей и фигур схожа, исчезают немецкие масти. Вещица вписывается во всеобщую моду на гадания и входит в дамский волшебный мир наравне с картами Таро.

Родственные карты.

Подобное применение карт в конце XVIII - нач. XIX века - очень распространенное явление.

Например: сочетание на одном листе некоторого сюжета, данных по истории и географии, геральдике и карточной масти - часто использовалось в различных “географических” картах для детей.

Географические карты К. М. Грибанова, 1830 год. Первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге.
Географические карты К. М. Грибанова, 1830 год. Первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге.

Уже в XVIII веке существовали карты с “моралью на каждый день”. Состав карты похожего типа - масть, сюжетная картинка, подпись - всё это в разных вариациях.

-7

Ещё одна интересная версия карт с сюжетными картинками - т.н. “Разговорная игра” т.н. набор Хупера 1775 г.

-8

Доподлинно правил установить не удалось, однако предполагаю, что играли так.

Берем из колоды картинку и начинаем рассказывать некую историю, в которой должен фигурировать сюжет с карты. Допустим вы вытащили карту с “Юношей” и начинаете: “Некий молодой человек, проснулся в своём поместье!”, далее карту тянет следующий игрок и ему попадается карта “Лев”, он говорит. “В комнату к юноше запрыгнул рычащий лев!”. И так далее. Отличное пособие для создания историй. Игры такого типа и сейчас распространены в виде карт, кубиков и т.п.

Нельзя не упомянуть "Кофейный оракул" 1796 г. или если быть точным (обожаю долгие названия XVIII века), то "Развлечения Венского двора, в которых раскрывается тайна гадания на кофейной гуще, и три приятные игры, а именно: 1. Гадание на кофейной гуще. 2. Гадание по раскладыванию карт. 3. Новая имперская игра чисел".

Так же интересный набор карточек схоже типа, с инструкцией для гадания и игр (но его историю я как-нибудь отдельно расскажу, там много).

О правилах.

Для игры, нужна колода в 36 листов, фишка для каждого игрока (мы использовали шахматные пешки), 2 кубика, стол и штук 100 “марок” (фишек).

-10

Правила таковы:

В игре могут участвовать сколько угодно человек, для ходилок оптимальное количество 6 (ждать хода не долго, динамика насыщенная).

В начале игры формируется банк. Каждый игрок кладет туда по 6-8 “марок”.

Победитель забирает банк в конце игры.

Карты раскладываются на столе квадратом по 6 карт, начиная с 1 и до 36.

-11

Берем по фишке. Ставим за пределами “поля”.

Каждый бросает 2 кубика, у кого значение выше - тот ходит первым.

Кидаем 2 кубика, идем на выпавшее количество. Т.е. при броске на костях выпало 2 и 6 двигаемся на карточку 8.

У большей части карт есть некое действие. Встали на карту, выполняем действие. Оно описано ниже.

-12

Описание карт:

3 “Корабль”: Игрок попал на “Канарские острова” и идет туда где живет, “прекрасная Птица” (12).

4 “Дом”: Входя в дом плати привратнику 2 марки (2 марки идут в банк).

6 “Туча”: Иди на карту 2.

7 “Змея”: Плати 3 марки, чтоб не умереть от яда.

8 “Гроб”: Вы в гробу, пока другой игрок не попадет на эту карту либо пока в свой ход не выбросите дубль.

11 “Розги”: Плати 2 марки и переходи вперед на карту “Мальчик” (13).

14 “Лиса”: Вы сбились в дороге и заплутали лесу. Идите на карту “Лес” (5).

16 “Звезда”: Вам повезло, получите 6 марок.

19 “Башни”: Плати 2 марки стражнику.

• 21 “Горы”: Остаетесь в горах, пока сюда не придет другой игрок или в свой ход не выкиньте дубль.

• 22 “Тропа”: Ведет прямиком в “Сад” (20).

24 “Сердце”: Если игрок девушка, то идет на карту “Юноша” (28), если игрок мужчина, то идет на карту “Девушка” (29).

25 “Кольцо”: Получи 3 марки.

26 “Книга”: Книга заколдована и отправляет вас в “Сад” (20).

27 “Письмо”: Заплати почтальону 2 марки.

28 “Юноша”: отправляет игрока к “Солнцу” (31). Но этого не происходит, если игрок попал сюда с карты “Сердце” (24).

29 “Девушка”: Иди на карту 32, если только не попал сюда с карты “Сердце” (24).

33 “Ключ”: Получи 2 марки.

34 “Рыбы”: Заплати 2 марки рыбаку.

35 “Якорь”: Главная карта. Игрок пришедший сюда побеждает в игре и забирает банк.

36 “Крест”: Оставайся здесь, пока не придет другой игрок или ты не выкинешь дубль.

В финале игры, как и во всех “гуськах”, нужен точный бросок.

Например: Если вы стояли на поле 33 и выкинули 6, нужно отсчитать очки до конца поля, а потом вернуться назад.

Дополнения:

Для разнообразия игры необходимо заготовить некоторое количество фантов.

Если игрок попал на карты - 2, 5,9,13,15,18, 23, 30, 32, 36, он плати фант.

Т.е. выполняет простое, необидное задание, которое можно выполнить здесь и сейчас.

Карты 10, 12, 17, 20, 29, 35 назначаются призовыми и здесь игрокам преподносят приятные сюрпризы (от конфет до поцелуев, в зависимости от компании).

Некоторые рекомендации.

-13

Набор можно легко изготовить самостоятельно, вот ссылка.

File:Das Spiel der Hofnung (The Game of Hope).png - Wikimedia Commons

Кубики самые простые, фишки какие угодно. Марками могут служить, орешки, спички, зубочистки... И вперед, вечер а-ля конец "XVIII века" можно устроить.

Играйте, друзья!

Где почитать?

Почитать можно тут:

История карт Ленорман в Российской империи | Российское карточное общество

Тут (хотя со скидкой на мистическую составляющую, исторический материал подобран хорошо)

https://robertmplacetarot.com/2019/10/04/the-game-of-hope-the-anchor-and-the-tarot/