Музыкальные способности и их развитие – актуальная тема для детей и взрослых, которые хотят посвятить свою жизнь музыке. Порой даже базовые знания в этой области помогают на старте понять, музыка – это твоё или нет, а если твоё, то как развивать свои музыкальные способности, как ставить голос и попадать в ноты и иные вопросы, который ставит перед собой начинающий артист и даже профессионал, чтобы совершенствоваться в своей профессии, добиваясь выдающихся результатов.
Если анализировать научную литературу, то можно видеть, что разные авторы вкладывали в понятие музыкальные способности своё понимание: абсолютный слух, музыкальная память, точность интонирования и т.п. Поэтому, чтобы не путаться, давайте разбираться поэтапно.
В целом способности можно рассматривать как индивидуально-психологические свойства личности, которые отражают склонность человека к той или иной деятельности и обеспечивают быстроту усвоения знаний и навыков в данной области. При развитии способностей человек может достичь успеха в выбранной деятельности.
Любые способности основаны на задатках, то есть врождённых качеств, обусловленных нашей анатомией и физиологией при рождении.
В целом можно рассматривать музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием, исполнение и созданием музыки.
Можно выделить следующие виды музыкальных способностей:
- Слух (музыкальный, вокальный, ритмический и эмоциональный);
- Чувство ритма (ритм в песне, фразеровка песни);
- Память (запоминание интервалов и гармонических ходов, узнавание и воспроизведение мелодии, вокальных техник при пении).
Если человек, который изучает музыку, ещё и поёт, то артисту-вокалисту необходимо осваивать ещё и следующие навыки:
- Интонирование (по сути, попадание в ноты);
- Вокальная техника, включая работу с дыханием и развитием диапазона голоса;
- Сценическое искусство.
Считается, что музыка и вокал – одни из самых сложных видов искусства. Потому что, согласно, медицинским данным, при занятии музыкой и пением почти в равной степени задействованы оба полушария мозга и осуществляется активное межполушарное взаимодействие между нейронами разных отделов мозга. Ты должен быть одновременно человеком с математическим мышлением (музыка построена на математических законах, человеком художественно-гуманитарного взгляда (чувствовать смысл и эмоциональный посыл музыки, передавать их через актёрскую игру на сцене) и также быть немного спортсменом (связки – это мышцы, работающие по основным принципам мышечной ткани).
Сложность развития музыкальных и вокальных способностей состоит в следующем:
- Не синхронность развития разных составляющих способностей. Например, человек ноты слышит, но интонирует неточно из-за того, что пока не научился в достаточной мере управлять своим голосовым аппаратом;
- Требуется достаточно долгое накопление информации по теории музыки для того, чтобы они стали знаниями. Порой это связано и со сложностью объяснений в классических учебниках по музыке и порой педагога, которому трудно сложные вещи объяснить простыми словами.
- Зависимость от физиологического состояния человека. Если человек устал или испытывает стресс, это может отразиться на его голосе и даже слухе, когда от усталости мозгу трудно воспринимать и анализировать музыкальную информацию. Также, если человек ведёт неправильный образ жизни (например, алкоголь, курение, избыточность промышленного сахара), то это негативно сказывается на здоровье голосовых связок, порой уменьшая диапазон голоса и его возможности.
- Необходимость регулярных занятий и самодисциплина. Только регулярные занятия помогут человеку начать слышать ноты и интервалы, порой даже понимать, посредством какой вокальной техники был воспроизведен тот или иной звук. Голосовые связки как мышцы также требуют тренировок, чтобы не терять форму.
Если человек действительно любит музыку всей душой, то он не испугается сложностей и неудач, которые порой обусловлены спецификой музыкальных и вокальных способностей. Ведь самое главное в любом деле – это НЕ СДАВАТЬСЯ, потому что любой профессионал – это новичок, который не сдался.
03.11.23.
Для поиска по теме: что такое музыкальные способности, развитие музыкальных способностей, развитие музыкальных способностей, музыкальные способности детей, музыкальные способности какие, способности музыкальной деятельности, способности музыкальной деятельности, развитие музыкальных способностей детей, музыкальный слух какая способность, музыкальные способности человека, виды музыкальных способностей, задатки музыкальных способностей, общие музыкальные способности, задатки музыкальных способностей, определить музыкальные способности, развитие творческих музыкальных способностей, уровни музыкальных способностей, развитие способностей в музыкальной деятельности, основные музыкальные способности, музыкальная способность голоса, музыкальный слух