Найти тему
Кинопоиск

«Дочь болотного царя»: бодрый олдскульный триллер со звездой «Звездных войн»

В российском прокате — новый фильм Нила Бергера («Дивергент») с Дейзи Ридли в главной роли. О том, как бодро этот экшен-триллер продвигает не самую популярную сегодня центральную идею «травмы укрепляют», рассказывает Павел Пугачёв.

-2

Павел Пугачёв

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

В лесной избушке вдали от благ цивилизации живет семья из трех человек. Суровый мужчина по прозвищу Болотный Царь (Бен Мендельсон), его любимая дочка Хелена (Бруклин Принс) и вечно чем-то расстроенная жена (Карен Писториус). Отец с двенадцатилетней дочерью прямо не разлей вода: он называет ее Хвостиком, берет с собой на охоту, каждый день дает полезные советы по выживанию в дикой природе, а в качестве награды то и дело набивает девочке татуировки. «Твоя мама понимает счастье не так, как мы», — честно признает отец.

Глазами ребенка все вроде бы прекрасно, но вдруг мама, взяв в охапку дочурку, сбегает в город и прячется в полицейском участке. Оказывается, под прозвищем Болотный Царь скрывается опасный преступник Джейкоб Холбрук, похитивший и насильно увезший женщину в лес, где она родила от него ребенка и жила в неволе все последние двенадцать лет. Хелена не очень понимает такого поворота событий. Какое похищение? В смысле папу зовут не Болотный Царь? Но вот уже примчавшийся за ней отец сам пытается удрать от сотрудников правопорядка, успев сказать на прощание только: «Я за тобой вернусь, Хвостик».

   Бен Мендельсон
Бен Мендельсон

Теперь, спустя почти 20 лет, Хелена (Дейзи Ридли) живет уже совсем другой жизнью, под иным именем и с новой семьей — славным мужем-преподавателем (Гаррет Хедлунд) и маленькой дочуркой, знать не знающими про мамино суровое прошлое и дедушку, отбывающего пожизненное. По лесам Хелена не бегает, значение татуировок не раскрывает, о маме не вспоминает. Разве что демонстрирует удивительно глубокие познания о мире животных, рассказывая дочери о каждой пролетающей мимо птице. Познания и навыки выживания скоро могут пригодиться взаправду: отец сбегает из заключения и, судя по всему, всерьез намерен вернуть свою Хвостик.

«Дочь болотного царя» трудно испортить пересказом или спойлерами. Кино это едет, а точнее, несется по изъезженной жанровой колее триллеров про бегство злодеев из заключения, пачками выходивших в девяностые. Интересно тут другое: как новые веяния освежают эту историю. А точнее, как сама эта история вступает в конфликт с современными трендами. С одной стороны, фильм легко вписывается в необычайно модную последние лет десять «драматургию травмы» (когда весь сюжет строится на преодолении последствий травматического события из прошлого) и в то же время прямо ей противоречит. Травма прошлого здесь не ломает героиню, а только, наоборот, закаляет. И, собственно, все кино получается не о попытке себя починить, а о наконец удачно подвернувшейся возможности проявить себя в полную силу.

Выглядит «Дочь болотного царя» тоже по-хорошему олдскульно. Постановщика «Областей тьмы» и «Дивергента» Нила Бергера не назвать большим визионером, но его сухая обезличенная режиссура кажется здесь максимально уместной. Он не суетится, четко держит ритм на протяжении всего действия, не позволяет себе излишних красивостей и стремится рассказать историю прежде всего визуально (в том числе блокингом, ракурсами и сменой оптики в нужные моменты). Здорово придуманы флешбэки, в которых мы видим одни и те же события, но приобретающие совсем другой смысл в новом контексте или с новыми деталями. Даже у вроде бы назойливых пролетов камеры над болотными лесами (красиво, понимаем) находится прямая драматургическая функция: за героиней все время кто-то следит, она всю жизнь словно на охоте, только с разных сторон прицела.

   Дейзи Ридли
Дейзи Ридли

И обычно скучноватая Дейзи Ридли абсолютно тут на своем месте, причем и когда демонстрирует навыки бега по пересеченной местности (то, что бегает она не хуже Тома Круза, мы уже поняли в «Звездных войнах»), и когда читает дочке сказку на ночь, и уж совсем расцветает в совместных эпизодах с Беном Мендельсоном, как мало кто умеющим совместить угрозу и нежность в одном только взгляде.

Смотрится кино настолько бодро, что вызывает вопросы разве что спустя некоторое время после сеанса. В сценарии, написанном при участии автора «Выжившего» Марка Л. Смита, выступившего одним из продюсеров ленты, хватает логических дыр и неувязок, но на бегу вообще думать трудновато, да и перед нами не то чтобы кино глубоких рефлексий. В конце концов, это фильм о том, что папа все-таки был прав: семью иногда надо защищать и кулаками.