Найти в Дзене
РЖЕВСКАЯ ПРАВДА

БОЮСЬ Я ЧТО-ТО ЗА ШАЛ@ВУ...



Недавно депутаты от одной из фракций Госдумы (не будем уточнять, какой именно, – пусть обойдутся без рекламы, и так шума больше, чем надо) вышли с неожиданным предложением – переименовать некоторые населённые пункты в Тверской области. Законопроект по этому поводу был даже внесён на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

-2



ИМЯ НА ПЕРЕИМЕНОВАНИИ
В принципе, ничего нового. Ну, накатывают время от времени такие волны «названий-переназваний», что тут поделаешь. Случалось, что волны эти накатывали так настойчиво, что одно и то же поколение успевало застать обе стадии прибоя. Не надо далеко ходить. Вы помните время, когда Тверь была Калинином? Лично я – да. И отлично помню (несмотря на свой отнюдь не древний возраст), как всё вернулось на круги своя. В моём детстве был город Ворошиловград, ставший при мне же – Луганском. И таких примеров – сколько угодно.

-3



Хорошо, хоть памятники не сносим. Это – нет, это, слава Богу, свято. Другое дело – поиграть сначала в «увековечивание» чьей-нибудь памяти, а потом – в «возвращение исторического названия». Тут некоторых хлебом не корми, дай только завоевать на этом хоть какой-нибудь авторитет. Сделать себе, извините за тавтологию, имя на переименовании. И ведь, как ни странно, работает!

ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА
Видимо, расчётом на это и объясняется стремление некоторых, до этого мало кому известных политических партий быстро и без особых усилий набрать себе баллов. Именно таким образом. А давайте – как в старом детском мультике – играть в интересную игру! В смысле, давайте что-нибудь переименуем? Опять! А давайте! Только зачем? Или, вернее, из-за чего, поскольку на вопрос зачем, вряд ли можно ответить даже слегка убедительно.

Итак, давайте, говорят новоиспечённые политики, переименуем несколько населённых пунктов. В том числе – в Тверской области. Дескать, названия звучат как-то не очень. Прямо скажем, оскорбительно звучат! И ради того, чтобы жители этих населённых пунктов не чувствовали себя ущербными, ради того, чтобы избавить их от комплексов, «заботливые» депутаты решили внести в Госдуму новый законопроект.

-4



А то ведь жители этих столь не поэтически названных мест могут подвергаться травле и оскорблениям. А бедные родители, чьи дети (не иначе, как по их, родительскому, недосмотру) появились на свет на территории с не поэтическим названием, вынуждены всеми правдами и неправдами делать так, чтобы в паспорте ребёнка был указан какой угодно населённый пункт, но только не свой собственный. Так, во всяком случае, объясняют свою инициативу сами депутаты.

СТРАШНО ЗА ПУКОВО
Нет, ну до чего же трогательная забота о рядовых избирателях! И как эти «несчастные» обитатели сёл с названиями Лох и Антилохово вообще ещё живы? Чтобы было понятно – и Лох, и Антилохово действительно существуют, причём уже много десятков (если не сотен) лет. Расположены они на территории Ивановской области. А есть ещё Шалава (Ярославская область) и Мусорка (Самарская). Там же, в Ярославской области имеется Бухалово.

Что же касается Тверской области, то первым кандидатом на переименование, по мнению политиков, должен стать населённый пункт Пуково, за который страшно уже сейчас. Как, впрочем, и за Лоха с Шалавой. И нет никаких сомнений, что, если бы депутатам было известно о том, что во Ржевском районе имеется хутор Заяблонка, деревни Бабенки и Радюкино, их тоже внесли бы в чёрный список.

-5



Очень возможно, не понравилось бы депутатом и название реки Бойня (у некоторых не особенно осведомлённых, оно почему-то ассоциируется с мясокомбинатом). Ну и к городу Ржеву – если хорошо подумать – тоже могут возникнуть вопросы. Ну да, не Мусорка и не Попки, но... Отдаёт какой-то (опять-таки по мнению людей, не особенно вникавших в то, откуда брались названия населённых пунктов) ржавчиной! Глядишь, ещё и жителей этого города станут подвергать «травле и оскорблениям».

АБСУРДНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Абсурд? Конечно, абсурд. Только вот законопроект уже внесён в Госдуму. Всё реально. И спасибо, что депутаты всё-таки решили проявить лояльность, оставив полномочия переименовывать населённый пункт местным властям. Так что инициатива эта (к бабке не ходи) не найдёт поддержки у тех, о ком так пекутся депутаты.

-6



Почему? Ну, во-первых, потому, что никто ничему не подвергается. А во-вторых, меньше всего людям, живущим хоть в Попках, хоть в Мусорке, хоть в Заяблонке, хотелось бы менять паспорта, а местным властям – заниматься заменой знаков на въезде-выезде. Конечно, если бы от смены названия у жителей повысились доходы, а цены в магазинах поползли вниз! Да при этом ещё и моментально начали ремонтировать дороги, то возможно... Но ведь (и тут тоже к бабке не ходи) ничего этого не будет. Тогда, спрашивается, зачем? Ну, как же? Политический пиар и имитацию бурной деятельности вкупе с трогательной заботой никто не отменял.

ЧТО У НИХ В ГОЛОВЕ?
Кстати, судя по всему, никакой травли из-за названия родной деревни никто из местных жителей на себе не испытывал. Ну, живут они в Мусорке или в Пукове, и что с того? При этом многие из них, кстати, могут объяснить, что у всякого названия есть история. Например, село Лох получило свое название, скорее всего, от слова Лог, что означает «овраг». Есть, правда, и несколько других версий, но ни одна из них и близко не связана с тем, что имеют в виду заботливые политики.

-7



Что же касается Пукова в Тверской области, то тут тоже есть несколько вариантов (самый популярный – от фамилии некоего помещика Пука, владевшего этой территорией). Но ничего похожего на то, о чём, опять же, думают депутаты. И почему они во всех этих названиях видят исключительно что-то оскорбительное? Или у кого, что болит? Нет, ну в самом деле! Наши политики настолько испорчены? Что в каждом слове им видится нечто непечатное? Что у них в голове?

ХОТЬ ГРЯЗИ, ХОТЬ КНЯЗИ
Кстати, кое-что по поводу того, что жители этих населённых пунктов так и норовят куда-нибудь уехать – лишь бы в паспорте не значилось позорное название. Честное слово! Это даже не смешно. Поскольку, если кто-то откуда-то и бежит, то исключительно в поисках лучшей жизни, а вовсе не в поисках более благозвучного названия. Подтверждения? Да сколько угодно!

К примеру, одна известная певица долго и счастливо проживала со своим семейством в деревне с названием Грязь. И странное название не помешало звёздному семейству обосноваться там как следует и даже построить огромный дом. Такой, что его иначе как замком не называли. Это в Грязи-то! И ничего. Ну, да, теперь она оттуда уехала. Но ведь не по потому, что искала местечко с более поэтическим названием, опасаясь, что у её детей в паспорте будет значиться нехорошее слово! Причина совсем в другом. А до этого жила себе примадонна в своей Грязи и прекрасно себя чувствовала. Поскольку если живёшь в комфорте и достатке, то хоть Грязи, хоть Князи – всё равно.

-8



ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ
Да и не так это просто, как некоторым кажется – сменить то, что дано нам судьбой и историей, и то, с чем жили поколения наших предков. Имён и отчеств мы не выбираем. Так же, как не выбираем, где родиться. И если кое-что и вызывает у кого-то улыбку, то пусть себе улыбается – его проблемы. А предавать предков, это как-то...

Кстати, пару раз в жизни мне пришлось увидеть, какие бывают последствия. Например, у одной моей знакомой было (по её мнению) совершенно неблагозвучное отчество – Федотовна. На мой взгляд, ничего особенного – отчество как отчество. Но женщина страдала. По-настоящему. И даже стеснялась заполнять какие-нибудь анкеты, в которых требовалось написать отчество. И, в конце концов, она решилась на крайнюю и крайне глупую меру. Просто взяла ручку и прямо в паспорте исправила букву «Т» на «Р». Получилось «Фёдоровна».

Дама вздохнула с облегчением, но очень скоро столкнулась с такими сложностями, что была не рада своей легкомысленной выходке. В остальных-то документах она значилась Федотовной! И чиновники, которым она предъявляла паспорт с Фёдоровной, откровенно заявляли ей, что паспорт недействителен. Собственно, таким он в реальности и был. С огромными сложностями она сменила документ на такой, где значилось её настоящее отчество. При этом дама спалила кучу нервов и потратила уйму денег – в том числе на штраф за умышленную порчу паспорта. Хорошо, хоть до более тяжких последствий дела не дошло.

Ну, а другую историю на эту тему я много раз слышала от родителей. Какая-то их приятельница носила фамилию Замниборщ. Да, бывают и такие фамилии. Да, довольно редкая. И не то, чтобы благозвучная. Но женщина с этой фамилией родилась. Конечно, однажды, став взрослой, она вполне могла выйти замуж за человека с более благозвучным словом в первой строчке паспорта. И сменить фамилию на фамилию супруга. И никто бы ей слова не сказал! Уж таковы традиции – не нами заведены, не нам и отменять.

Но дама вбила себе в голову, что с такой фамилией её просто-напросто никто замуж не возьмёт. Дескать, как ей знакомиться с мужчинами? Ведь если отношения будут развиваться, то однажды её избранник узнает, какая неблагозвучная досталась ей фамилия. Смеяться ведь будет! Одно только и остаётся – умереть старой девой.

-9



Впрочем, этот вариант Люсе Замниборщ не подходил совершенно. В конце концов, зачем ей эти мучения, если закон позволяет просто сменить фамилию по причине её неблагозвучности? Но тут оказалось, что закон, может, и позволяет, а вот Люсин папа – нет. Узнав о том, что она задумала, этот достойный представитель древнего рода Замниборщей выразил своё мнение громко и, как ему казалось, очень убедительно. И выражений при этом не подбирал. Самым мягким из всего, что услышала Люся, было обещание вообще отказаться от дочери, если та только посмеет сменить фамилию. В ответ на это Люся все-таки сменила паспорт. В новом документе значилось «Замниборец Людмила Ивановна». Вроде бы и то же самое, просто не так смешно, как в случае с борщом. Но отец считал иначе и просто рассвирепел: как она посмела предать семью!

– Не знаю, никаких Замниборцов, – заявил он, – и тебя знать не желаю! И чтобы никаких Замниборцов на моих похоронах не было! – он кричал так, что слышали все соседи.

Ничего смешного. Про свои похороны, на которых не должно быть «никаких Замниборцов», он потом повторял ещё лет десять и с дочерью не общался. И когда умер, а Люся (к тому времени так и не вышедшая замуж и не сменившая фамилию) приехала на похороны, мать действительно не позволила ей попрощаться с умершим. Мол, такова воля покойного. Последняя воля, между прочим. Как не исполнить?

К чему я это я? Да к тому, что не так это просто – взять да изменить то, что досталось нам от предков. И с новыми названиями, которые, якобы, избавят людей от унижений и необходимости куда-то там бежать, следует быть поосторожнее. Оно, конечно, очень заманчиво – сделать себе имя столь простым и доступным способом, за который не придётся ни ответственности нести, ни из своего кармана платить. Вот только нё все так безобидно. И очень хорошо, что последнее слово всё-таки остаётся за местными органами власти – хоть за это спасибо. Поскольку есть надежда, что у местных жителей хватит благоразумия отказаться от этой, мягко говоря, сомнительной идеи.

Елена ТИХОНОВА.