Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Что писали о нашей стране известные англо-американские писатели, побывавшие в СССР

Оглавление

Советское руководство уделяло большое внимание созданию в глазах иностранцев привлекательного образа СССР и коммунистической идеологии. Им старались показать «парадную» сторону советской жизни и пытались скрыть то, что находилось за фасадом. Это не всегда удавалось.

Бертран Рассел

Британский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Среди его самых известных книг - "История западной философии", "Искусство мыслить", "Завоевание счастья", "Сатана в предместье" и др.

До поездки в Россию он считал себя социалистом, критиковал капитализм, а заодно и религию. Однако после поездки в 1920 году в Советскую Россию скорректировал свои взгляды.

Бертран Рассел
Бертран Рассел

В Москве и Петрограде Рассела больше всего поразили не военная разруха, голод и нищета, а фанатизм революционеров. Он встречался с Лениным, Троцким, Горьким, Блоком, с представителями других партий, тогда еще не запрещенных. В книге «Практика и теория большевизма», изданной после этой поездки, он писал:

«Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету... Если большевизм окажется единственным сильным и действующим конкурентом капитализма, то я убеждён, что не будет создано никакого социализма, а воцарятся лишь хаос и разрушение».

А ведь в 1918 году Рассел думал иначе, писал, что революция в России даёт надежду на будущее процветание во всем мире, и даже признал, что большевики вызывают у него восхищение...

Герберт Уэллс

Известный английский писатель, автор многих научно-фантастических романов. Среди них - «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Остров доктора Моро» и др.

В Советской России Уэллс побывал трижды.

Герберт Уэллс
Герберт Уэллс

Впервые это произошло ещё в 1914 году, перед началом Первой мировой, во второй раз - осенью 1920 года. Уэллс тогда встретился с Лениным. В вопросе о будущем страны их взгляды разошлись. Писатель вспоминал, что разногласие касалось вопроса о том, "нужна ли социальная революция со всеми её крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая". Он не был согласен с утверждением Ленина "о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества". Свои впечатления о поездке Уэллс описал в книге "Россия во мгле".

В третий раз Уэллс приехал в СССР в 1934 году, по приглашению И.В. Сталина. Он встретился с писателем Максимом Горьким, академиком Павловым. При общении с людьми писатель заметил, что все они уклонялись от откровенных разговоров о политике. В том же году вышла его книга "Опыт автобиографии", в которой описаны впечатления Г. Уэллса о советской стране:

«...оказалось, что она всё глубже погружается в дурманящие грёзы советской самодостаточности. Оказалось, что воображение у Сталина безнадёжно ограничено и загнано в проторенное русло... Для меня Россия всегда обладала каким-то особым очарованием, и теперь я горько сокрушаюсь о том, что эта великая страна движется к новой системе лжи, как сокрушается влюблённый, когда любимая отдаляется».

Джон Стейнбек

Американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его книги "К востоку от Эдема", "Гроздья гнева", "О мышах и людях" и др. известны во всем мире.

Стейнбек посетил СССР в 1947 году вместе с фотожурналистом Робертом Капой. В Москву они прилетели через Хельсинки и Ленинград. Побывали в Киеве, Тбилиси, Батуми, Сталинграде. Его «Русский дневник» - одно из самых интересных и доброжелательных повествований о нашей стране, объективно передающее атмосферу того времени глазами иностранца. В США книга издана в 1948 году,  в СССР - спустя 40 лет.

Дж. Стейнбек
Дж. Стейнбек

Стейнбек и Капа сумели донести до западных читателей сочувствие и душевную теплоту советских людей. Немало страниц посвящено их хлебосольству, особенно на Украине и в Грузии.

Одна из самых известных дневниковых записей Стейнбека следующая:

"В России всегда думают о будущем. Об урожае будущего года, об удобствах, которые будут через десять лет, об одежде, которую очень скоро сошьют. Если какой-либо народ и научился жить надеждой, извлекать из надежды энергию, то это русский народ".

Еще более актуальными представляются сегодня его слова:

"Нам кажется, что сейчас самая опасная тенденция в мире, – это желание верить слухам, а не собирать факты".

В то же время, Джон Стейнбек сразу обратил внимание на возвеличивание личности Сталина:

«Его статуи в полный рост установлены перед всеми общественными зданиями. Его бюсты стоят перед всеми аэропортами, железнодорожными вокзалами и автобусными станциями. Такие бюсты стоят также во всех школах, а портреты часто висят прямо за бюстами. Дети в школах вышивают его портреты… Чудовищных размеров портреты Сталина висят на каждом общественном здании. Он всюду, он всё видит».

Стейнбека потряс город на Волге, носивший имя Вождя, который был полностью разрушен гитлеровцами:

"На много миль вокруг Сталинграда вся земля была завалена металлоломом, оставшимся от военных действий: сожжёнными танками, заржавевшими рельсами, взорванными грузовиками, обломками артиллерийских орудий…въехав в сам город, мы не увидели почти ничего, кроме разрушений… Обычно даже в разбомбленном городе некоторые стены всё-таки остаются целыми; а этот город был уничтожен ракетным и артиллерийским огнём до основания».

Теодор Драйзер

Теодор Драйзер - известный американский писатель, журналист и общественный деятель. Коммунист. Автор всемирно известных книг "Американская трагедия", "Финансист", "Титан", "Сестра Керри" и др.

-4

Драйзер приехал в СССР в 1927 году. Побывал в Москве, Ленинграде, Одессе, Тбилиси, других городах. Он встречался не только с политиками, но и с Маяковским, Эйзенштейном, Мейерхольдом, Станиславским, интересовался жизнью советских рабочих и крестьян. Его книга "Драйзер смотрит на Россию", написанная по итогам поездки, была в целом доброжелательной, но содержала и критические положения о тотальной пропаганде и массовых репрессиях. Поэтому книга была издана в СССР лишь в 1988 году, да и то с сокращениями, а полностью - только в 1998-м.

Приведу всего две цитаты из этой книги, дающие сбалансированное представление о том, какой увидел нашу страну американский писатель:

"Я хотел бы дожить до того дня, когда верную своим принципам Россию признали бы во всем мире, оказывая ей поддержку, стимулируя ее порыв к лучшей жизни. Ведь русские — думающий народ".

"Каким бы ни был строй, нельзя насаждать среди людей мрачный, чисто функциональный подход к жизни. Если коммунистический строй не откроет дорогу красоте, ему не выстоять".

Уинстон Черчилль

Политик, журналист, писатель, художник, лауреат Нобелевской премии по литературе.

За свою долгую жизнь Черчилль написал и опубликовал один роман «Саврола», повествующий о вымышленной стране Лаурании; несколько книг по истории Великобритании, автобиографию «Моя ранняя жизнь». Главная его книга - мемуары "Вторая мировая война" в 6 томах.

У. Черчилль
У. Черчилль

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль во время Второй мировой войны был в СССР три раза: в Москве в августе 1942 года и в октябре 1944 года, где встречался со Сталиным, и в Крыму в феврале 1945 года - на Ялтинской конференции.

Часто пишут о каких-то незначительных вещах, приятно поразивших Черчилля – о смесителе для горячей и холодной воды, о строевой выправке почётных караулов и др. Между тем, в мемуарах о Второй мировой войне Черчилль писал не только о войне, переговорах, и своем в них участии, но и о своих личных впечатлениях о стране, ее руководителях и советских людях.

Он не был поклонником Советского Союза и не раз писал, что ненавидел коммунизм. Но к стране и ее Вождю относился с уважением. Его, например, поразила быстрая и точная оценка Сталиным показанного ему плана "Торч" по высадке союзников в Северной Африке в 1942 году:

"Русский диктатор быстро и полностью овладел проблемой, которая до этого была новой для него. Очень немногие из живущих людей могли бы в несколько минут понять соображения, над которыми мы так настойчиво бились на протяжении ряда месяцев. Он все это понял молниеносно".

А вот что Черчилль писал начальнику своего морского штаба 10 июля 1941 года:

"Пока русские продолжают сражаться, не так уж важно, где проходит линия фронта. Эти люди показали, что они заслуживают того, чтобы им оказали поддержку, и мы должны идти на жертвы и на риск, даже если это причиняет нам неудобства..."
Немало страниц Черчилль посвятил описанию разговоров со Сталиным, который, по словам Черчилля, признался, что коллективизация была для него «страшной борьбой», тяжелее, чем война с Германией. По поводу массовых репрессий Черчилль писал:

«Помню, какое сильное впечатление на меня в то время произвело сообщение, что миллионы мужчин и женщин уничтожаются или навсегда переселяются. Несомненно, родится поколение, которому будут неведомы их страдания, но оно будет иметь больше еды и будет благословлять имя Сталина».

Черчилль и сам не раз отзывался о нем с восхищением, хотя известная фраза о том, что Сталин "принял Россию с сохой и оставил ее с атомным вооружением» британскому премьер-министру не принадлежит.

Вот слова Черчилля из его выступления "О военной ситуации» от 8 сентября 1942 года перед Палатой Общин:

"Большой удачей для России в её агонии было оказаться под началом этого великого, закалённого военачальника. Человек этот - внушительная, выдающаяся личность, соответствующая тем серьёзным и бурным временам, в которых прошла его жизнь; человек неисчерпаемого мужества и силы воли...".

И.В. Сталин и У. Черчилль
И.В. Сталин и У. Черчилль

В тех же выражениях отзывался Черчилль о Сталине в своем выступлении 7 ноября 1945 года. На этот раз Сталин отреагировал, после того как спустя два дня речь У. Черчилля была опубликована (с сокращениями) в газете «Правда». Сталин направил шифрограмму на имя Молотова, Маленкова, Берии и Микояна о том, что "такие похвалы только коробят меня», и что таким образом Черчилль пытается "замаскировать свое враждебное отношение к СССР"...