МАРК НЕКРАСОВСКИЙ
НЕ ПРИНИМАЛИ ИХ ВСЕРЬЁЗ…
Это не дневник в нашем привычном понимании. Я писал стихи о том, что видел. Стихи, написанные по реальным событиям. Стихи репортажи. Стихи документы. Я понимал, что каждое такое стихотворение может стать приговором для автора, т.е. меня, но не писать не мог. Пока было электричество стихи бросались в Интернет. Тогда же была выставлена книга «Осада». «Осада» – коллективный сборник поэтов луганчан о войне 2014 года. «Друзья» предупреждали, что нас «повесят» за эту книгу, но спрятаться было равносильно предательству перед теми, кто был ранен или убит, перед теми, кто держал линию фронта.
Почему я решил дополнить стихи прозой? Дневник это личное и обычно не предназначен для открытого прочтения, но многие стихи, если не все, написаны по реальным событиям и читателям не луганчанам будет трудно понять, что хотел сказать автор. Встречаясь с читателями в России, я старался не только прочитать стихотворение, но и объяснить им, что это не война жителей Донбасса с нацистской Украиной, а война русского мира с фашиствующим западным миром.
Чтобы написать одно стихотворение исписываются от трёх до десяти листов блокнота с разными вариантами и мыслями о том, что хочется написать. Я когда-то читал, что аборигены Австралии, чтобы вспомнить важный для них день берут с места события какой-либо предмет с сильным запахом и когда они хотят вспомнить этот день – они нюхают предмет, и воспоминания приходят к ним. Щепка, цветок, растение становятся опорными сигналами памяти для них. Мои стихотворения и исписанные черновики – это мои опорные сигналы. Некоторые стихи дописывались позже, когда приходило осознание события или данные которые я в тот момент не знал. В постскриптумах я об этом пишу.
Я долго думал, с каких стихов начать эту книгу. С до майданной Украины? Был у меня такой цикл стихов. Эти стихи многое объяснили бы читателям почему майдан стал возможен, но эта книга о войне, и я начал её со стихотворения посвящённого Януковичу. Вернее, его трусости, его предательству. Если бы он не струсил, как бы повернулась история и где бы проходила линия фронта?
В первой части стихи и дневники датированные. Вторая часть писалась в течении шести лет войны.
Эта книга не имеет конца – война ещё не закончена. Но я надеюсь, что придёт День Победы и я допишу её, и опять буду писать стихи о любви.