Если вы будете стараться всем угодить, то рано или поздно обязательно попадёте в дурную историю.
Расскажу об одной девочке, которая очень старалась угодить своей матери и потому ожидаемо попала в плохую историю. Речь пойдёт об известной всем сказке "Красная шапочка ".
Мы не знаем точно, как именно было дело. Мы можем только реконстуировать ситуацию по итогам одного поступка, рассмотрев то, что о нем известно со всех сторон.
Итак, главная героиня - маленькая девочка из деревни.
В деревне детям с молодых лет прививают труд и послушание родителям. Это не то, что современные городские дети, которые и посуду за собой помыть леняться. Деревенская жизнь нелёгка, а старшие дети обычно безропотно помогают родителям. Так уж они приучены.
Хорошая послушная девочка вставала каждое утро пораньше, чтобы помочь по дому, отец, видимо, уходил на работу, а мать оставалась с детьми дома. Жили они неплохо. Водилась у них выпечка, вино, масло и молоко, не бедняки были.
Была ещё и бабушка, которая подарила этой хорошей девочке шапочку из алого бархата, но с этой бабушкой вообще такая мутная и темная история, что мало что с ней понятно. Много вопросов есть к бабушке, и не самых простых.
Я перечитала несколько неадаптированных сказок о Красной шапочке из разных регионов Европы на английском языке, чтобы понять, в чем тут дело.
Где жила бабушка Красной шапочки?
Добренький Шарль Перро пишет, что бабушка жила в соседней деревне, в первом доме у леса, и именно его версию мы считаем классической в русском переводе.
Но не все так просто. Потому что все остальные рассказчики даже не слышали о соседней деревне и упоминают, что бабушка жила в лесу. Прямо в чаще стоял её дом.
Вот что пишут о том, где жила бабушка в сказке авторства братьев Гримм. Выясняется, что бабушка жила в лесу, а ни в какой не в деревне.
Little Red Cap, just where does your grandmother live?"
"Her house is a good quarter hour from here in the woods, under the three large oak trees. There's a hedge of hazel bushes there. You must know the place," said Little Red Cap.
А вот как описывается место жительства бабушки в настоящей фольклорной версии сказки, записанной в регионе Lower Lusatia. Сейчас это западная Польша и Восточная Германия. Тоже, говорят, в лесу.
But granny lived out in a forest, half an hour's walk from the village.
Почему же эта бабушка живёт в лесу, а не вместе с людьми в деревне?
Кто построил бабушке дом в лесной чаще? Может выгнали её люди? Не хотели, чтобы она жила вместе с ними? И что же она сделала, эта бабушка, за какую такую страшную провинность её выселили в чащу?
В старые времена люди старались держаться вместе. Деревни ставили на высоких или защищенных природными условиями местах, чтобы врагам было не удобно прокрасться незамеченно и ограбить деревню. Только за самые страшные провинности изгоняли члена общества и не позволяли селиться рядом. Изгой - страшное слово из древних времен, обозначающее того, с кем не хотят ни общаться ни даже жить рядом.
Эта непростая бабушка, живущая в лесу, подарила девочке шапочку из красного бархата. Королевский сделала подарок, можно сказать. В Средние века разноцветные ткани стоили очень дорого, а алый бархат был вообще королевской тканью. Простолюдинам не позволялось такое носить, простые серые и коричневые ткани носили простые люди в те суровые времена. И вот бабушка сшила девчонке шапку, а в других версиях ткани хватило на плащик с капюшоном из алого королевского бархата, чтоб девчонка шарахалась в обновке по деревне.
В сказке о Красной шапочке авторства Charles Marelles нам напрямую говорится о том, что бабушка была ведьма. И люди думали, что Красная шапка тоже была непроста.
And as the good old woman was considered something of a witch, everyone thought the little hood rather bewitched too.
Но бабушку и ее генетику оставим, впрочем. Ведьма она была, или нет - к основной истории это не имеет особого отношения. А важно то, с этой девчонке многие завидовали. И скорее всего в тайне завидовала и собственная мать.
Однажды мать подозвала девочку, велела ей взять для бабушки гостинцев - свежевыпеченных пирожков и горшочек масла, и отправиться навестить бабушку, которая приболела.
В лес идти? Через тёмный неприветливый лес пилить по чащобе несколько километров, чтобы отнести бабушке пирожки и горшочек масла? Серьёзно? Да какая мать отправит своего ребёнка одного через лес посыльным? Интересное кино. У женщины есть муж, потому что в те времена мало женщин жили одни. Женщина знает, что бабушка приболела, потому что видимо недавно бабушку кто-то навещал. Телефонов в те времена не было, женщина о болезни бабушки знает. Так почему эта женщина не обратилась к своему мужу, и не попросила его вечером после работы съездить к бабушке и проведать её? Почему она просит маленькую девочку, которая не может ей отказать? Почему её совсем не интересует вопрос безопасности ребёнка? Ей важно только, чтоб гостинцы были бабушке доставлены, чтобы бабушка оценила, какая же женщина молодец и бабушку не забывает!
А в сказке авторства Charles Marelles мать вообще вот что говорит девочке. Собственной маленькой дочери такое говорит!
One day the mother said to the child, "Let us see, my Little Golden-Hood, if you know now how to find your way by yourself.
Давай, говорит, посмотрим, сможешь ли ты самостоятельно найти дорогу. Это нормально вообще, так сказать ребёнку? В лесу вообще-то могут быть разбойники. Дикие звери. Подвыпившие лесорубы. Да кто угодно может захотеть причинить вред ребёнку, на котором надета дорогая вещь! А мать с усмешечкой говорит - отнеси-ка, милая, гостинцы бабушке, а мы заодно проверим, сможешь ли ты найти дорогу сама.
Странные речи. Родным такое не говорят. Не иначе у матери имелся зуб на эту девочку, или ей на девочку было глубоко наплевать. Или просто мать девочки очень хотела выглядеть хорошей в глазах этой бабушки, и может быть односельчан, и ей совсем не важно, что ребёнок мог и пострадать, выполняя её желание. Не любила мать эту девочку, что уж говорить. Себя, такую хорошую, родственников не забывающую и заботливую, любила гораздо больше.
Девочка согласилась, и пошла по воле безумной матери в темный лес. Куда же ей было деваться. И конечно, попала в неприятную историю! Но это в сказке девочка выжила. По счастливой, надо сказать, случайности. В жизни такого может и не произойти, и девочка может попасть в серьёзную переделку, если будет все время послушной, молча соглашаться и делать все, что от нее требуется.
В сказке это просто маленькая девочка, приученная к послушанию. Выхода у неё другого не было, кроме как подчиниться воле матери и идти через тёмный лес по ее странному поручению. А как не согласиться, если с детства приучают слушаться? Это замкнутый круг, ребёнку из него не выбраться, но взрослому - под силу. Взрослый может сделать выводы, принять решение и перестать уже вести себя как послушный и хороший ребёнок. Снять наконец эту Красную шапочку и отрастить волчьи уши.
К сожалению бывает так, что те, кому мы наиболее открыты и доверчивы, стараются использовать нас по полной в своих интересах. Не как к своим относятся, а как к чужим. Добыть и принести то не знаю что. Навестить родственников в темном лесу, куда по определённым причинам самой идти не хочется. Помочь еще в тысяче скользких ситуаций. Просто потому, что ни кто другой не будет таскать для них каштаны из огня. Все откажутся. Просто пальцем покрутят у виска и пошлют подальше. А своего, доверчивого, послушного, но не любимого, можно о таком просить. Должен помочь, что он, эгоист что ли? Чтоб потом посмотреть, сможет ли он самостоятельно выбраться из такой ситуации, или сгинет, пропадёт. Ведь эта показная заботливость, этот поход в тёмный лес, чтоб отнести подарочки, куда важнее жизни и безопасности ребёнка, с которым по дороге может случиться все что угодно.
Мораль этой запутанной истории такова.
Если девочка хочет выжить в суровом мире, она не должна быть послушной и слепо повиноваться, делая все, о чем её попросят, даже если, и особенно, если просят родственники.
Девочка не должна бояться кого-то обидеть, выглядеть эгоисткой и всегда думать своей головой, надо ли беспрекословно слушаться, или все же в этой ситуации следует вежливо отказать.