Построенный в 1971 году как «Massalia», пассажирский и автомобильный паром «Scandinavian Star» списали после десятилетней службы и, вероятно, должны были забыть о его существовании. Однако этого не произошло, потому что из-за таинственного пожара 1990 года История корабля будет возвращаться в судах и во время расследований, хотя сам корабль уже был списан.
19 января 1971 года на французской верфи Dubigeon-Normandie SA был спущен на воду пассажирский и автомобильный паром «Massalia». Он имел длину 142 м и тоннаж 10 513 БРТ. Привод состоял из 2 16-тицилиндровых дизельных двигателя мощностью 15 800 л. с., обеспечивающих максимальную скорость 20 узлов. Судно имело 8 палуб и могло вместить до 1152 человек. Пассажирам предоставлялся лаундж, ресторан и дискотека. Это был один из нескольких паромов, предназначенных для обслуживания маршрута Марсель – Малага – Касабланка и круизов по Средиземному морю. В течение нескольких последующих лет корабль неоднократно менял владельцев и названия, пока, наконец, линия Scandinavian World Cruises не получила название «Scandinavian Star» в декабре 1984 года.
Новый владелец прикомандировал судно в Санкт-Петербург во Флориде и в Косумель в Мексике. В 1990 году «Scandinavian Star» после приобретения Vognmandsruten K/S, A / S и DA-NO Linjen вернулась в Европу, где взяла на себя маршрут Осло – Фредериксхавн. После капитального ремонта 1 апреля судно было введено в эксплуатацию. 7 апреля 1990 года «Scandinavian Star» отправилась в обычный круиз с экипажем, который недавно прошел быструю и очень беглую подготовку по эксплуатации судна. Большая ее часть состояла из моряков из Португалии, не знавших ни норвежского, ни английского языка.
Около 2 часов ночи один из пассажиров заметил пожар на борту и сообщил об этом экипажу. Началась беспорядочная, необдуманная спасательная операция. Большой проблемой было полное незнание корабля экипажем и многочисленные неисправности оборудования, особенно противопожарных дверей. Огонь очень быстро распространился по палубам 3, 4 и 5. В то время на борту находилось около 395 пассажиров и 97 членов экипажа, причем эти цифры, вероятно, не являются точными, поскольку, по словам судовладельца, в списке пассажиров не было детей до 7 лет.
Не в силах справиться с огнем, капитан корабля приказал покинуть палубу и подал сигнал Mayday. Экипаж покинул палубу первым, оставив многих пассажиров на произвол судьбы. Тем временем на место происшествия прибыли спасательные подразделения, которые отбуксировали горящий паром в гавань, где пожарные тушили пожар в ходе 10-часовой операции. Одной из причин быстрого распространения огня была конструкция корабля и использование легковоспламеняющихся накладок на стенах и полах. При горении они производили много ядовитого дыма.
В результате проведенного расследования были обнаружены тела 159 человек, из которых 136 были норвежцами (один человек позже скончался в больнице). Большинство жертв были найдены в каютах - некоторые люди, вероятно, не слышали пожарной сигнализации, а те, кто слышал ее, не могли выйти из кабин из-за дыма. Кроме того, специфическая планировка коридоров делала некоторые из них слепыми, что затрудняло эвакуацию. Следователи быстро пришли к выводу, что причиной пожара был поджог, а вина была возложена на бывшего поджигателя из Дании Эрика Мерка Андерсена, который погиб на борту. Тем временем судно было отбуксировано в Данию, а затем в Великобританию, где оно оставалось до февраля 1994 года под названием «Candi». Позже судно было продано, и последующие владельцы эксплуатировали его на различных маршрутах в Европе и Америке под другими названиями. Наконец, в 2003 году паром был выведен из эксплуатации, и 14 мая 2004 года в Аланге его утилизировали.
Однако это был не конец истории «Scandinavian Star». Анализ спасательной операции, Показания свидетелей, отчеты и сам пожар не давали покоя многим специалистам и следователям, которые, несмотря на закрытие расследования, продолжали изучать имеющиеся материалы. В 2009 году расследование показало, что инициаторами пожаров могли стать несколько человек, хорошо знакомых с планировкой корабля. В 2013 году появился независимый отчет группы Stiftelsen Etterforskning Av Mordbrannen Scandinavian Star, в котором говорилось, что Андерсен погиб во время одного из первых двух пожаров, то есть за 9 часов до начала последнего пожара. Поэтому он не мог быть виновен.
В отчете говорилось, что около 9 членов экипажа, которые сели на корабль в Тампе, могли быть ответственны за инициирование 6 пожаров, а также многочисленные акты саботажа, которые должны были помешать спасению – свидетельством были специфические повреждения противопожарных дверей, и непонятное поведение некоторых членов экипажа. Их действия должны были быть мотивированы желанием вымогать компенсацию за повреждение парома, который был застрахован на сумму, вдвое превышающую стоимость его покупки.
Дальнейшие независимые расследования только усиливали подозрения в отношении экипажа и указывали на гораздо более загадочные действия, которые вместо того, чтобы помогать в борьбе с огнем, препятствовали спасению. Кроме того, была найдена информация о том, что уже в порту к пожарным присоединились несколько членов экипажа, поведение которых было очень подозрительным. Позже на борту появилась группа людей, которые вошли на корабль и через некоторое время спустились с него. После их визита был замечен огонь во многих помещениях. Также было отмечено, что корабль не прошел положительный противопожарный контроль после прибытия в Европу, но, тем не менее, был допущен к эксплуатации. Все эти сведения привели к возобновлению официального расследования, которое не дало информации, способной стать основанием для обвинения кого-либо в поджоге.
_______________________________
Интересное криминальное чтиво на канале ЖЕСТЬ