Найти в Дзене
Просто о психологии

Куда исчезают учителя физики?

Сегодня завершилась XXII Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования.
Одной из тем внезапно стала
проблематика подготовки учителей физики и уровень преподавания физики в школах.

Так ли стихийно возникла эта проблема? Куда исчезают учителя физики? Почему даже университеты с громким именем и железной репутацией недобирают абитуриентов на это направление?
Разбираемся с экспертами круглого стола конференции, которые отвечали на эти вопросы. В круглом столе
участвовали десять специалистов в области преподавания физики.

О том, что проблема существует нам говорят не только цифры приемки в педагогические вузы, но и степень внимания специалистов.

Личак Дмитрий Алексеевич, заведующий кафедрой физики и информационных технологий Физико-математического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского считает, что есть несколько причин.

Кадровая проблема с педагогами-физиками возникла не вчера и не внезапно - говорит Дмитрий. О ней мы, в Ярославском университете, знали ещё несколько лет назад.

Причин у проблемы несколько:

1. Демографическая

Сейчас в университеты поступают дети не «тучных нулевых», а те, кто родился в период демографической ямы.

2. Сложность дисциплины

Физика - дисциплина довольно сложная.

В педагогические вузы нередко поступают по остаточному принципу. А это значит, что уровень подготовки абитуриентов, к сожалению, недостаточно высок для физики.

3. Нацеленность

Если мы не говорим о тех педагогических династиях, которых единицы, то мечтающих стать учителями физики очень мало. И тому есть ещё одно объяснение - следующая причина.

4. Экономическая

Уровень заработной платы учителя физики, особенно в регионе, не позволит молодому специалисту прокормить семью. Я вижу примеры, когда выпускники вместо учительства в школе выбирают работу далекую от их образования, но более прибыльную.

Причины, которые озвучил Дмитрий Алексеевич - это причины фундаментальные, основные и частью бытовые, но важные.

-2

Продолжаем глубже вникать в суть проблемы?

О глубинных переменах мы порассуждали с Лозовенко Сергеем Владимировичем, заведующим кафедрой теории и методики обучения физике имени А.В. Перышкина Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, участника проекта МПГУ «Новая физика».

Не только физика страдает от нехватки кадров. Требуются учителя информатики, технологии. Я знаю это по тем запросам, которые идут в мой институт. Это звенья одной цепи, связанные с тем же какие проблемы сейчас испытывают инженерные вузы по приёму абитуриентов. И туда сейчас поступает очень мало абитуриентов. Даже во многих известных, региональных инженерных вузах каждый год есть недобор. А происходит это потому, что мало учеников сдают ЕГЭ по физике.

Почему это происходит?

Потому что физика сложный предмет и подчас учитель физики, который работает в школе, не может замотивировать ученика к дальнейшему изучению физики и применению полученных знаний в своей будущей профессии.

Почему здесь есть кризис?
Он сложился на протяжении последних десятилетий, когда больше внимания уделялось гуманитарным наукам, а физика в школе оставалась на уровне классической науки 17 – 19 века.

В науке все давно ушло далеко и сейчас существуют высокотехнологичные производства, открытия в сфере высоких технологий, которые связаны с физикой, а иногда находятся на стыке нескольких наук, например физики, биологии, химии.

-3

Все новейшие открытия в технологиях, новые материалы, например, все это тоже связано с новыми открытиями в физике.

Если же мы посмотрим учебники физики, которые сейчас есть в школах, мы увидим, что там современные открытия в области физики и высокие технологии показаны в очень узком виде. Если только речь не идет о наших космических исследованиях. Нет новой информации.

Ученики, которые учатся сейчас по таким учебникам, не знают о новых технологиях, о новых открытиях. И в этом случае для ученика физика — это какая-то очень древняя и сложная наука с большим количеством формул и законов. И они не видят, как она взаимосвязана с их жизнью, как она может им помочь?

Зато современный ученик хорошо владеет технологиями, у него в руках есть гаджеты, но он даже не знает как устроен этот смартфон. Что в его действия заложены физические законы, что в любом смартфоне находится огромное количество датчиков и сам смартфон — это ходячая цифровая лаборатория, с помощью которого можно делать измерения, проводить эксперименты. Он об этом не знает и учителя ему об этом не говорят.

Поэтому теряется интерес к физике и у учащихся нет мотивации сдавать ЕГЭ по физике, они не хотят поступать в инженерные вузы.

-4

А параллельно идёт недобор в педагогических вузах на направление физики, технологии, информатики. Одна из причин этой проблемы - решение о том, что на всем педагогическом направлении приёмным экзаменом будет обществознание. Это привело к тому, что у абитуриентов нет разделения по дисциплинам при сдаче ЕГЭ.

В этом году, когда была введена система приоритета, к нам проходили абитуриенты, у которых физический факультет был на пятом и даже седьмом приоритете, после филфака и иняза. И какая дальше мотивация у этого ученика стать учителем физики? Никакой!

Но решить эту проблему, введя со следующего года обязательным экзаменом на направление «физика» экзамен по предмету не получится. Это усугубит наш приём, потому что мы не сможем конкурировать с техническими вузами, которые также не добирают студентов.

Эту проблему нужно решать системно, и она не решится за один-два года. Это перспективное решение, которое требует минимум десяти лет.

-5

А что нужно делать?

Нужно с младших классов заниматься с детьми естественно-научным образованием. Заниматься экспериментальными задачами, которые позволят показать детям насколько интересна наша дисциплина. Какие можно делать открытия, какие они красочные.

И мы, команда физиков института, который я возглавляю, занимаемся проектом, который называется «Новая физика». В прошлом году наша команда проехали по нескольким регионам России, начиная с Южно-Сахалинска и заканчивая Воронежем.

И во всех регионах наша команда занималась с учащимися пятых и девятых классов, давая им различные экспериментальные задачи и возможность самим экспериментировать, самим открывать, самим предполагать. Самое интересное что было открыто - это то, что пятиклассники наиболее активно заряжаются на эту работу. Они порой знают больше, чем девятиклассники из различных источников: образовательных мультфильмов, из семьи.

И это благодатная почва, на которой можно в дальнейшем строить интерес и мотивацию для изучения такого сложного предмета как физика.

Студентов мы должны точно также готовить к дальнейшей их профессии. Сейчас мы набрали новый курс пилотного проекта базового высшего образования, направление "Физика и информатика".

И уже на первом курсе мы со студентами начали эксперимент - погружение в профессию и изучение физики не с формул и законов, а с решения экспериментальных задач по физике, где они точно также экспериментируют, думают, решают, выдвигают гипотезы, ищут ответы через эксперимент на наши вопросы. Они сами снимают короткие видеоролики по тем экспериментальным задачам, которые создают. Они встречаются со школьниками и решают эти задачи с детьми и так понимают на деле чего им не хватает и сразу пытаются совершенствоваться.

На мой взгляд, если такого рода работа со студентами будет планомерной и постоянной, то это приведёт к изменению учителя физики. И такие выпускники смогут по-другому подготовить новых учащихся и количество сдающих ЕГЭ по физике и желающих посвятить свою жизнь этому предмету и науке будет гораздо больше.

Пурышева Наталия Сергеевна, научный руководитель кафедры теории и методики обучения физике имени А.В. Перышкина факультета физики и информационных технологий МПГУ, профессор, доктор педагогических наук считает, что не хватает исследований.
В последнее время практически - говорит она - нет исследований, посвященных содержанию школьного образования, в принципе, и физического в частности.

Нет глобальных исследований на докторском уровне,посвященных содержанию образования и подготовки учителей физики системно, к сожалению, пока нет. И этим нужно заниматься.