Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

Непризнанный гений: Юрий Олеша и его борьба

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – советский писатель, поэт, драматург. Создатель одного из самых ярких образов – “Трех толстяков”, сказки о том как народная воля побеждает “толстосумов”. Но почему его не любила советская власть? После отъезда родителей Юрий Карлович уехал в Москву. Под разными творческими псевдонимами (например, "Зубило") писал статьи и сатирические заметки. Его сочинения нашли приют в той же газете, где публиковались произведения таких известных деятелей, как Булгаков, Ильф, Петров. По легенде, “Трех толстяков” писатель создал так: однажды Олеша увидел юную девушку, читавшую сказку Ганса Андерсена. Тогда он дал обещание, что напишет свою, не уступающую сказкам Андерсена. Уже через неделю рукопись сказки была готова на типографских бумажных рулонах. Примечательно изменение взглядов писателя в то время. В "Трех толстяках” однозначно поддерживается революция. А в “Зависти” противопоставляется романтика и идеализм революции с действительностью. Такая идеологически не
Оглавление

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – советский писатель, поэт, драматург. Создатель одного из самых ярких образов – “Трех толстяков”, сказки о том как народная воля побеждает “толстосумов”. Но почему его не любила советская власть?
Ю.К. Олеша, источник Яндекс картинки
Ю.К. Олеша, источник Яндекс картинки

Происхождение

  • Юрий Олеша родился в 1899 году в семье белорусских дворян. Его происхождение имеет корни в боярском роде. Семья Олеши изначально была православной, но впоследствии приняла католичество.
  • Родным языком Олеши был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу, где он поступил в гимназию и начал сочинять стихи. В Одессе он познакомился с молодыми литераторами, среди которых были В. Катаев, Э. Багрицкий и И. Ильф и другие.
  • В 1922 году его родители эмигрировала в Польшу. Несмотря на то, что его род происходит из Польши и польский был родным для него языком, Олеша остался, выбрав путь советского писателя.
  • Во время Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, но в 1921 году переехал в Харьков. Здесь он работал журналистом и писал стихи.
  • После отъезда родителей Олеша переехал в Москву, где писал фельетоны и статьи под псевдонимами. Его произведения публиковались в «Гудке», где также публиковались Булгаков, Катаев, Ильф и Петров.
Фото, Яндекс картинки
Фото, Яндекс картинки

Советский Союз, Москва

После отъезда родителей Юрий Карлович уехал в Москву. Под разными творческими псевдонимами (например, "Зубило") писал статьи и сатирические заметки. Его сочинения нашли приют в той же газете, где публиковались произведения таких известных деятелей, как Булгаков, Ильф, Петров.
  • К моменту написания одного из самых своих прославленных произведений, Олеша уже был известен как литературный критик и журналист, активно участвуя в литературных дискуссиях. В 1924 году он написал дебютный роман – “Три толстяка”, который был опубликован спустя четыре года. Несмотря на жанр сказки, роман был скорее реалистичным с включениями фантастических элементов.
По легенде, “Трех толстяков” писатель создал так: однажды Олеша увидел юную девушку, читавшую сказку Ганса Андерсена. Тогда он дал обещание, что напишет свою, не уступающую сказкам Андерсена. Уже через неделю рукопись сказки была готова на типографских бумажных рулонах.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

“Зависть”, перелом

  • А в 1927 г. Олеша опубликовал "Зависть" – исследование противоречий между индивидуальностью и коллективизмом, которое раскрывает сложные взаимоотношения интеллигенции в послереволюционной России
  • Главный герой был архетипом "лишнего человека". После выхода в свет роман вызвал бурные дискуссии и критику, привлек пристальное внимание властей. Сегодня роман считается одной из вершин русской литературы XX века.
Примечательно изменение взглядов писателя в то время. В "Трех толстяках” однозначно поддерживается революция. А в “Зависти” противопоставляется романтика и идеализм революции с действительностью. Такая идеологически неправильная книга стала причиной давления на писателя. Что ж Олеша стал писать идеологически верные произведения, либо переделывать уже написанные, чтобы пройти цензуру.
  • Это решение привело к творческому и личностному кризису писателя. Свою творческую борьбу он объяснил в письме к жене, рассказав, что эстетика, определявшая его творчество, теперь воспринимается как ненужная, даже опасная. Но это решение исходит не “от народа” или “от страны”, а от “подлой банды”.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

30 - е

  • 30-е годы оказались суровее. Как для писателя, для Олеши в нем не было места. Он не мог и не хотел писать книги, отвечающие заданным цензурой темам и требованиям. С 30-х годов он не издал ничего крупного. Многие его друзья и знакомые стали жертвами репрессий. Его старые книги не переиздавали.
  • В пейзаж новой "индустриальной" литературы Олеша не вписался. Его герои-мечтатели не были востребованы в новом советском государстве, и писатель не смог совместить свои идеалы с требованиями времени.
  • Отражение этого факта можно увидеть в его произведениях 1930-х и последующих годов, которые не были признаны крупными художественными произведениями. Олеша сам признался, что просто стал "никем" в искусстве, запретив себе быть самим собой. Он не желал писать по канонам соцреализма, и его творческий кризис связан с несовместимостью его эстетики с антихудожественной эстетикой, установленной в стране.
  • Под давлением цензуры он был вынужден переписать свою пьесу "Список благодеяний", и после нескольких успешных сезонов ее сняли. Олеша также выступил с обличением бывших руководителей партии в статье "Фашисты перед судом народа", прославляя Сталина.
  • Все эти факты и обстоятельства окружающей действительности оказали значительное угнетающее воздействие на Олешу.
Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Закат

В 50-е годы писатель находил утешение в посещении ресторана Дома литераторов, где его талант и прежние заслуги находили поддержку. Однако в этот период Юрий Карлович страдал от чрезмерного увлечения алкоголем. Одним из показательных и ставших известным моментов нищеты поздних лет жизни Олеши был тот, когда, узнав о категориях похорон советских писателей, он шутливо спросил, можно ли отказаться от дорогих похорон, выбрать себе дешевые, а разницу получить уже сейчас.

  • К сожалению, алкоголь и тяготы жизни подорвали здоровье Юрия Карловича. Он скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. О сохранившемся таланте большого художника свидетельствуют его дневниковые записи. Еще при жизни писателя, в 1956 году, первые фрагменты его дневника опубликованы под названием "Ни дня без строчки". Позже, в 1961 году, вышло дополненное издание. А в 1999 году появился значительно дополненный вариант дневников под названием "Книга прощания".
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.