Найти тему
Бизнес-юрист

Ошибки на сайте, за которые вы заплатите больше 500 000 рублей

Проверяем сайт на наличие ошибок
Проверяем сайт на наличие ошибок

Вы могли не задумываться об этом, когда делали свой сайт. Но в законе есть определенные требования к сайтам, и, если их не соблюдать, вас оштрафуют.

Разберем самые распространенные ошибки.

1) Политика обработки персональных данных (она же – Политика конфиденциальности)

  • обязательно должна быть на сайте, в неограниченном доступе (п. 2 ст. 18.1 Закона 152-ФЗ «О персональных данных»). Лучше всего, если она будет в подвале сайта;
  • должна быть доступна с любой страницы сайта;
  • имеет декларативный характер – закон не требует, чтобы пользователь как-то соглашался с этой политикой.

Если её нет – это нарушение по п. 3 ст. 13.11 КоАП РФ.

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

Штраф: для ИП – 10-20 000 рублей, для юридических лиц – 30-60 000 рублей.

2) Согласие на обработку персональных данных

На вашем сайте наверняка есть форма для регистрации, запроса или обратной связи. А иногда и все сразу. Когда вы запрашиваете у пользователя такие данные, вы становитесь оператором персональных данных. Да, даже если вы их никуда не передаете! Сбор и хранение – это тоже обработка персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона 152-ФЗ).

По закону обработка персональных данных возможна только с согласия субъекта, то есть человека, чьи персональные данные вы получаете (п. 1 ст. 9 Закона 152-ФЗ). Но написать под формой сбора данных фразу из серии «подавая заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности» недостаточно.

К согласию тоже есть требования:

  • согласие на обработку персональных данных и политика обработки персональных данных – это разные документы, не нужно их смешивать;
  • в согласии должна быть указана цель обработки персональных данных;
  • каждый пользователь должен подтвердить свое согласие на обработку его персональных данных активным действием. Поэтому категорически нельзя использовать автоматически проставленные галочки в форме согласия – нельзя будет подтвердить, что пользователь действительно сознательно и свободно дал согласие на обработку своих данных.

Если у вас нет согласия на обработку персональных данных, не указаны цели обработки или предустановлены галочки – это нарушение по п. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие.

Штраф: за первое нарушение для юридических лиц – 30-150 000 рублей, за повторное нарушение для ИП – 100-300 000 рублей, для юридических лиц – 300-500 000 рублей.

3) Рекламные рассылки

На многих сайтах полученные персональные данные потом используют для рекламных рассылок. Иногда вообще без каких-либо согласий, а иногда это согласие «зашивают» в согласие на обработку персональных данных или в политику конфиденциальности. Это незаконно.

Согласие на получение рекламной рассылки должно быть отдельным, добровольным и осознанным. Достаточно, чтобы человек пожаловался на то, что он не давал согласие на получение рекламы, а вы бомбардируете его своими рассылками – и вы будете оштрафованы.

Рассылка рекламы без конкретного согласия на это пользователей – нарушение по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Штраф: для юридических лиц – 100-500 000 рублей.

4) Кроме этого, проблемы могут быть:

  • с правами на сам сайт и тот контент, который вы на нем используете (фото, видео, тексты, дизайн);
  • с офертой или пользовательским соглашением;
  • с требованиями специального законодательства (например, к сайтам образовательных организаций).

Если вы хотите полноценно проверить свой сайт и убедиться, что вам не грозят штрафы, обращайтесь к нам. Мы проведем аудит вашего сайта, после которого вы получите рекомендации по устранению нарушений и скидку на подготовку нужных документов.

Пример готового отчета по итогам правового аудита сайта можно посмотреть на нашем сайте.

Проверить свой сайт на штрафы: https://audit.axislaw.ru/

Автор статьи: юрист Юлия Ярова

#аудитсайта #штрафысайт #нарушениянасайте #юридическаяконсультация #axislaw #политикаконфиденциальности #документынасайт #онлайнбизнесюрист