Фильм "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" — это экранизация знаменитого романа американской писательницы Джуди Блум, который недавно вышел в международный прокат. Главная героиня — 11-летняя девочка, которая через религию ищет самопознание. Помимо типичных проблем полового созревания, фильм также затрагивает кризис христианства, который часто становится сложностью для воспитания американских подростков. Кинокритик Оля Смолина подчеркивает, что "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" больше является погружением в эпоху, чем просто фильмом о взрослении.
Смотреть художественный фильм "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет"
Невероятно, что этот знаменитый роман Джуди Блум, который был опубликован еще в 1970 году, только сейчас нашел свое место на больших экранах. В то время "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" считался революционным и откровенным произведением: автор задавала юным читателям неудобные вопросы о боге, описывала менструацию и гормональные изменения, а также критиковала консервативные методы американского воспитания. Естественно, что с течением времени после выхода книги, она исчезла из школьных библиотек и была, в некоторой степени, отвергнута обществом. Тем не менее, спустя несколько лет "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" снова попала в продажу в книжных магазинах и даже вошла в список 100 лучших романов для подростков по версии журнала Time в 2010 году.
Однако в течение 49 лет Джуди Блум отказывалась от любых предложений о киноадаптации своего произведения. Единственной, кто смог тронуть сердце писательницы, была Келли Фремон, режиссер фильма «Почти семнадцать» с Хэйли Стейнфилд в главной роли. Этот фильм, вышедший в конце 2016 года, также рассказывал историю подростка. Сюжет фильма о старшекласснице, которая сталкивается с кризисом в семье и первой школьной любовью. «Почти семнадцать», ставший дебютом Фремон в режиссуре, относился к жанру "coming-of-age" (фильм о взрослении). Он отличался от других подобных фильмов остроумными диалогами и харизмой главной героини. Вероятно, Блум, подобно западным критикам, была впечатлена работой Фремон и поэтому решила продать ей права на экранизацию своей книги.
"Почти семнадцать" и "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" имеют лишь одну общую черту - жанр. В остальном, фильмы получились абсолютно разными, соответствующими возрастному периоду и духу времени, который влиял на героинь. 11-летняя Маргарет (Эбби Райдер Фортсон) вырастает в мультирелигиозной семье: ее мать (Рэйчел МакАдамс) является христианкой, а отец (режиссер "Неограненных алмазов" Бенни Сефди) - иудеем. Действие фильма разворачивается в 1970-х годах в штате Нью-Джерси, который славится своим этническим и религиозным разнообразием. Из-за этого обстановка в доме Маргарет периодически накаляется. Ситуация окончательно выходит из-под контроля, когда девочка решает найти свое религиозное самоопределение и начинает посещать и синагогу, и католическую церковь.
Каждый вечер, Маргарет обращается к Богу в своей особой молитве, наивно рассказывая о своих заветных мечтах, маленьких секретах и переживаниях. Как и все девочки ее возраста, Маргарет тревожат мальчики, отсутствие развития груди и приближение менструации - знак взросления, которого она так ждет. Во второй половине прошлого века (время написания книги) этапы развития женского тела не обсуждались так открыто, как сегодня. Вопросы о сексе, менструации и ранней беременности являлись табу. Подросшее поколение искало информацию в самых разных источниках: от скучных образовательных фильмов до номеров Playboy из коллекции папы. В результате, вопросы о взрослении часто окружались странными и порой смешными мифами. Например, в фильмах девочкам показывали, что молитвами можно увеличить размер груди. Однако некоторые вещи не изменились до сих пор: тайные клубы, разговоры девочек, игры в бутылочку - все это осталось неотъемлемой частью жизни Маргарет.
Отдельного внимания заслуживает конфликт в семье Маргарет, связанный с религиозными предубеждениями. Родители матери Маргарет, ярые христиане, противились ее свадьбе с иудеем. Хотя родители главной героини, принадлежащие к разным конфессиям, решили не обсуждать вопросы веры при ее воспитании, бабушка и дедушка делали все возможное, чтобы привлечь внучку на свою сторону. Маргарет, как типичный подросток, осознанно отдаляется от религии, рассматривая ее как нечто неположительное, что создает напряжение и дискомфорт в семье. Ее разговоры с Богом больше похожи на саморефлексию: в поиске ответов на свои вопросы Маргарет, по сути, обращается к самой себе - к личности, только-только начавшей формироваться и найти свой индивидуальный голос. В понимании Маргарет, понятие "Бог" теряет свою религиозную окраску, превращаясь в "супер-эго" в психоанализе, которое отвечает за моральные принципы, нормы, идеалы и совесть человека.
Визуально фильм "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" отражает эстетику 1970-х годов: от саундтрека до костюмов и детально воссозданных улиц. Этот аспект придает фильму свое очарование. Однако, несмотря на все его достоинства как фильма о взрослении, работа режиссера Келли Фремон слаба: она следует проторенным путям жанра, не предлагая ничего нового современной аудитории. Хотя темы гормональных изменений являются важными, такие тезисы можно найти во многих других фильмах этого жанра, который был создан для общения с подростковой аудиторией, не всегда открытой для взрослых. Вместе с этим фильм Фремон ценен как своеобразный отражение исторической эпохи и религиозного традиционализма, который до сих пор является актуальной проблемой современной Америки. Важно отметить, что создатели фильма не ставят своей целью урок морали, а, наоборот, Фремон сосредотачивается на устаревших конфликтах прошлого в надежде оказать влияние на будущее общество, которое является целевой аудиторией фильма.