В связи с предстоящим 4 ноября Днем народного единства и по ТВ, и в сети не раз скажут, мол, как символично, что в 1612 году Москва была освобождена на празднование «Казанской» (осенней).
Хотя в этом нет никакой случайности. И вообще в подобных утверждениях причину и следствие поменяли местами. Дело в том, что осеннее почитание Иконы Казанской Божией Матери как раз и было назначено на 4 ноября, так как в этот день освободили Москву.
Обстоятельства подобного «высокого покровительства» надо искать в Ярославле, который во время событий 1612 года исполнял функции «временной столицы страны» и именно из этого города ополчение взяло с собой «список» «Казанской иконы».
Мы решили побывать в Казанском монастыре - одном из первых подобных сооружений в нашей стране в ходе заочной экскурсии по древнему городу на Волге, организованной гостиницей «Яранга» (Ярославль).
Ярославль был сделан столицей совершенно неслучайно, так как несколько раз смог противостоять отрядам поляков. Считалось, что в этом горожанам помогал «список» «Казанской иконы», который был дарован в свое время Иваном Грозным, не раз бывавшем в волжском городе на богомолье.
В указанное время «Казанская» (в отличие от «Владимирской») ещё не была широко чтима. Однако ополченцы решили, что именно она помогает в деле освобождения страны. К слову сказать, версия о «нижегородском ополчении Минина и Пожарского», хотя и красивая, но не более чем легенда, которая в свое время тиражировалась династией Романовых (особо после 1812 года) для укрепления «верноподданнических настроений».
В «Совете Всея Земли» - выборном правительстве, заседавшем в Ярославле, указанные деятели не были даже в первой десятке влияния. Из Ярославля в поход на Москву вышло двадцать тысяч человек, большая часть из которых были уроженцами северных городов.
Из собственно Нижнего Новгорода во «временную столицу» пришло не более двух тысяч человек, половина из которых тут же «повернула назад», когда выяснилось, что ярославские купцы не намерены платить более уже назначенного (а вы думали, что боевые действия – дело сугубо бескорыстное?)
В любом случае именно в Ярославле обширное ополчение делает одним из своих символов Икону Казанской Божией матери (точнее говоря, её «список»), хранившуюся в часовне, чудесным образом не пострадавшей во время польских набегов 1607 и 1609 годов, что в итоге и приводит к осеннему празднованию как особому патриотическому акту.
Искренне ваш, мини-отель домашнего проживания «Яранга» (Ярославль)