Найти в Дзене
Спортс“

Тара Липински – американская Загитова: выиграла Олимпиаду в 15 (хотя все обожали ее соперницу) и укатила за красивой жизнью

Оглавление

Кузнецов – о лучшем одноразовом стаканчике в истории.

«На меня нахлынула убийственная тоска, какая охватывает мужчин при виде мимолетной красоты, которая вот-вот исчезнет. В такой миг хочется крикнуть: постой, я люблю тебя. Но язык не поворачивается это произнести. И лето уходит в ее образе, чтобы никогда больше не вернуться».

Рэй Брэдери, «К западу от октября»

***

Невозможно придумать двух более непохожих фигуристок, чем Мишель Кван и Тара Липински.

Пластика против механики. Музыкальность против сложности. Компоненты против техники. Химия против физики. Очаровательная девушка против неуклюжего подростка. Красота против силы. XX век против XXI.

Когда Хо-Юэн – дед Кван по отцовской линии – был ребенком, родители продали его более состоятельному человеку: бедные семьи в Китае спасались от голода такими сделками. 5-летний Хо-Юэн Кван охранял одну из коров нового хозяина. Несколько лет спустя богатый дядя выкупил ребенка и вернул семье.

«Это старая печальная история, – вспоминал Дэнни Кван, отец Мишель. – Я не люблю об этом говорить».

Жизнь забросила Дэнни сначала в Гонконг, а затем и в Калифорнию, где он начинал уборщиком, потом работал в телефонной компании, а позже приобрел китайский ресторан в Торрэнс – пригороде Лос-Анджелеса. Там в 1980-м и появилась на свет одна из самых ярких фигуристок в истории, Мишель Кван – уже через 5 лет она двинула на лед вслед за братом-хоккеистом Роном и сестрой-фигуристкой Карен.

-2

Еще через несколько лет судьба привела ее в знаменитый Ice Castle Training Center, где вместе с легендарным Фрэнком Кэрролом Мишель и начала подготовку к Олимпиаде-1998.

Тара Липински – из той же страны, но с другого конца света, известного как американский средний класс. Единственный ребенок в семье. Джек Липински работал юристом и нефтяным менеджером, мать – секретарем. В 3 года Тара выбросила во двор все детские игрушки и переоборудовала ящик для них под импровизированный пьедестал. Тогда же в Сьюэлле (Нью-Джерси) Тара увлеклась роликами. В 9 лет выиграла национальный чемпионат по роликам в своей возрастной группе, а затем понеслась в фигурное катание.

-3

Впрочем, у девчонок было намного больше общего в биографиях, чем казалось на первый взгляд: разница в возрасте – всего 2 года; обе не из спортивных семей. Корни обеих уходили далеко за пределы Штатов: Кван – в Гонконг, Липински – в Польшу (все бабушки и дедушки Тары родились там).

И, что куда более важно, обе выросли в золотую эпоху фигурного катания США.

***

Американская фигурка когда-то бурлила, как сейчас наша. Чего только стоят едва не ставшие кровавыми разборки перед Играми-1994 между Тоней Хардинг и Нэнси Кэрриган: с покушением, лишением титула и пожизненной дисквалификацией.

«Ее не обязательно убивать – можно покалечить». Покушение на фигуристку-чемпионку

В конце века Штаты жили фигурным катанием: дети толпами валили в секции, стадионы забивались под завязку, ледовые шоу штамповали как пончики из Dunkin Donuts. Открывались новые катки и выстраивалась индустрия финансирования и спонсорства – взять хотя бы красивую историю создания Ice Castle International Training Center, где работал Рафаэль Арутюнян.

Дело тут не только в еще действовавшем эффекте Дороти Хэмилл. Причин много – вот небольшой шорт-лист олимпийских достижений американских одиночников конца XX века:

• Скотт Хэмилтон (золото ОИ-1984);

-4

• Брайан Бойтано (золото ОИ-1988);

• Кристи Ямагучи (золото ОИ-1992);

• Пол Уайли (серебро ОИ-1992);

• Линда Фрэтьенн (серебро ОИ-1980);

• Розалинн Самнерс (серебро ОИ-1984);

• Нэнси Кэрриган (серебро ОИ-1994, бронза ОИ-1992);

• Деби Томас (бронза ОИ-1988).

Вот в какой фигурной среде сформировались Кван и Липински. Для сравнения за три последние Олимпиады у США только одна медаль в одиночных разрядах – и то силами Эвана Лайсачека.

-5

Вероятно, Штаты и конец XX века – единственная точка пространства и времени, когда у фигурного катания появился шанс вырасти в большую коммерческую индустрию. Фигурных звезд продюсировали глыбы шоу-бизнеса (как, к примеру, агентом Дороти Хэмилл был Джерри Вайнтрауб, среди клиентов которого – Боб Дилан, Джон Денвер и Нил Даймонд). В 90-х Штаты получили мощнейший приток мозгов из стран бывшего СССР, который продолжается до сих пор (речь далеко не только об Арутюняне – среди мигрантов Зуева, Шпильбанд, Фадеев, Петренко, Змиевская etc).

Коктейль из денег, кадров, побед и внимания медиа спровоцировал бум: его кульминацию воплощали две девушки. В феврале 1998-го самолет нес их на другую сторону земного шара – в японский Нагано, и кто бы тогда им рассказал, что то было вовсе не начало эпохи, как казалось, а почти конец.

Побег советского фигуриста Игоря Шпильбанда: на гастролях в Нью-Йорке ушел из отеля, подставил Тарасову и уже 30 лет живет в США

***

Америка в 1998-м сделала упрямый, беспощадный и абсолютно эстетический выбор: болеть за Мишель Кван.

«С точки зрения большинства моих американских коллег, стать чемпионкой должна была Кван, – писала в «Спорт-Экспрессе» Елена Вайцеховская, освещавшая ту Олимпиаду. – Привыкшая все подсчитывать Америка прикинула, что в случае победы – пусть она даже тут же уйдет из любительского спорта – Мишель получит $15 млн только за первый год ее рекламной раскрутки. Предварительный интерес к фигуристке выразили фирмы, производящие спортинвентарь, косметику, вечерние платья и нижнее белье, ювелирные украшения и автомобили. А что могла бы рекламировать Липински? Игрушки и конфеты?»

-6

Кван воплощала ту область фигурного катания, которую сопровождают патетические разговоры о высоком: искусство, классика, отстраненность. И кроме того это то была история про американскую мечту: девочка из нищей семьи, с которой тренер согласился заниматься бесплатно с условием последующего выставления счетов за чемпионство, летит к успеху.

«В свое время в Америке так работал великий Карло Фасси: с богатых он брал сумасшедшую плату, за талантливых платил из своего кармана, и те с ужасающей для соперников регулярностью становились олимпийскими чемпионами, – вспоминает Вайцеховская о благородном жесте Фрэнка Кэррола по отношению к семье Кван. – Если бы олимпийской чемпионкой стала Кван, то у рождественской истории сложился бы закономерный хэппи-энд».

У Липински просто не было выбора: Кван уже заняла нишу эстетики, а потому Таре оставалось воплощать все остальное.

За три года до Игр Липински стала самой молодой чемпионкой США в истории (12 лет). За год до Игр – самой молодой чемпионкой мира в истории (14 лет). Фигурное катание погрузилось в пространные дискуссии о том, с какого возраста ты имеешь право побеждать. Едва ли не самый известный фигурный колумнист Филип Херш в колонках для Chicago Tribune предупреждал: фигурка вот-вот перейдет в руки малолетней шпаны. Один из швейцарских журналов называл Липински «блохой, которая плавит лед».

-7

О Таре говорили с той снисходительностью, с которой говорят о детях, позволивших себе влезть в разговор взрослых. К примеру, Фрэнк Кэролл на пресс-конференциях регулярно болтал об искусстве, об интерпретации, о музыкальности Кван. Хвалился музыкой Рахманинова, которую катала Мишель, и пренебрежительно подшучивал над тем, что Липински позволяет себе кататься под музыку из мультика (ее короткая программа сезона-1997/98 под музыку из «Анастасии»).

Но Тару все это, кажется, мало волновало. В Нагано она, слоняясь по олимпийской деревне, радовалась жизни и при каждом удобном случае шутила с журналистами, пока Кван перемещалась между катком и гостиничным номером в центре города.

В победу Липински тогда не верил никто – и Тара прекрасно это знала. Через 20 лет она напишет в колонке для NY Times: «Я знала, кто был моей главной соперницей – Мишель Кван. Она регулярно получала высший балл – 6,0. Как побить высший балл? Мы с моими тренерами придумали план. Мы решили, что лучше всего усиливать технику. Мы добавили каскад тройной риттбергер-тройной риттбергер, и я стала первой женщиной, которая его приземлила».

Липински проиграла короткую программу – ту, что под мультфильм. И выиграла в произвольной: помогла ошибка Кван – Мишель превратила предполагаемый каскад тройной лутц-тройной тулуп в тройной лутц-двойной тулуп. А Липински не ошиблась.

«Тара кричала в голос от восторга, по-детски открывая рот каждый раз, когда очередной каскад завершался идеальным приземлением», – делилась впечатлениями Вайцеховская.

-8

Филип Херш выпустил колонку с заголовком «Не верьте этим ТВ-картинкам, Липински заслужила золото», где объяснял, что причина поражения Кван – не только в сдвоенном тулупе. По мнению Херша, с каждым соревнованием Мишель каталась все медленнее – и ТВ-камеры не способны улавливать такие изменения.

Шестибалльная система позволяла судьям сделать любой выбор: в то время каждый элемент не был так бешено урегулирован, как сейчас – никаких уровней дорожек шагов, GOE и комплиментов за безусильные заходы на прыжки.

Безусловно, у арбитров и сейчас масса пространства для манипуляций – но подавляющее большинство кричащих пороков современной системы выросли из старой: и блоковое судейство, и фальсификация второй оценки, и завышение/занижение в зависимости от флага. Все это было легко осуществимо в мире 6,0, в мире 1998 года – судьи выглядели кем-то вроде жюри из шоу «Ледниковый период».

Бешеная инфляция, сексизм и надбавка за флаг: что не так с оценкой за компоненты у фигуристов?

Но то была битва американок – все самые влиятельные федерации отодвинулись далеко от баттла Кван-Липински: канадки не попали в топ-20, будущая олимпийская чемпионка Сидзука Аракава – в топ-10, Мария Бутырская на золото не претендовала.

-9

Тем вечером не было холодной войны, подковерной борьбы (в этом смысле Ричард Кэллаган, тренер Липински, по масштабу фигуры полностью уравновешивал Фрэнка Кэррола). Судьи могли принять любое решение и выбрали Тару Липински. И, вероятно, я бы никогда не понял почему – если бы спустя 20 лет в Пхенчхане не случился похожий сюжет.

***

На такие истории всегда принято смотреть с позиции Кван: это трагедия талантливого человека, который драматично шел в историю, но которому в последний момент помешало нечто, что принято называть случаем.

Липински стала для Кван сосулькой, упавшей на голову. Параллель между Кван и Медведевой пугающая: начиная с того, что 15-летняя девочка убила ее риттбергером и самой высокой технической базой в истории на тот момент, заканчивая стрессовым переломом ноги в олимпийском сезоне. Из-за нее Мишель снялась с Финала Гран-при и уже не вышла на оптимальную форму в оставшейся части сезона.

-10
-11

Через 4 года после Олимпиады в Нагано Кван выдала в Солт-Лейке один из самых завораживающих перфомансов, что я когда-либо видел в женском катании. Она закончила карьеру 9-кратной чемпионкой США и 5-кратной чемпионкой мира, но так и не выиграла Олимпиаду.

Игры в Нагано – последнее спортивное соревнование для Липински. Она снялась с постолимпийского чемпионата мира и в апреле 1998 года в эфире Today Show объявила о завершении карьеры. Тара выразила желание положить конец разлуке с семьей, вызванной карьерой в фигурном катании, и сосредоточиться на других целях – например, на поступлении в колледж через два года. По информации New York Times, ее решение «вызвало дрожь в олимпийском сообществе фигурного катания».

Как сообщал Associated Press, уже в 1998 году доход Липински составил $12 млн. Ее ждала головокружительная карьера в Голливуде, еще они с Джонни Вейром образовали великий комментаторский дуэт. В 2014-м году TSM Plug назвал Тару одной из самых богатых фигуристок всех времен, но то уже совсем другая история. История успеха на экране.

Я не знаю, где была бы Липински, если бы судьи в тот вечер выбрали Кван. Может, там же, где и сейчас – долларовым миллионером в очередной телестудии, обаятельно рассуждающим о фигурном катании; в утренних телешоу, где готовят спагетти; раздающей интервью журналам вроде GQ и отвечающей на эти бесконечные вопросы про «20 лет назад вы...».

-12

А может, нигде.

Почему судьи в тот вечер выбрали Липински?

Люди так часто преклоняются перед обаянием эстетики. Перед красотой, талантом, театральностью. Они хотят персонажей и спортсменов с историями, мы хотим большого пути с обязательным хэппи-эндом, где загадочная сентиментальность объединится с гением и мучительно доберется до места под солнцем.

Но есть, как сильно бы это не раздражало, не вводило в состояние паники, сокрушительное, обезоруживающее и абсолютно волшебное обаяние мимолетности.

Как написал однажды Фил Херш, «Мишель Кван умела летать, но Тара Липински была Питером Пэном. Есть ли смысл взрослеть, когда твои мечты сбываются в 14?»

-13

Есть что-то чарующее в таком явлении, как вундеркинд: в его несоответствии – своему возрасту, человеческим представлениям о способностях и времени и общественным укладам. Первая мысль, когда я увидел прокат Тары Липински на ютубе: как это может нравиться?

Риттбергер, риттбергер.

Есть что-то совершенно потрясающее в этой подростковой, циничной, почти что хамской атаке на прекрасное музыкой из детского мультика.

Возможно, рок-н-ролл.