Виллу Мечта мы увидели в первый раз, когда были в Симеизе в 2004 году.
Изящный замок, будто из старой восточной сказки, с минаретом и ажурным декором на фасадах, в окружении кипарисов, является визитной карточкой города. Здание удачно расположено в городской застройке: оно занимает естественную возвышенность, и эту возвышенность огибает дорога. Так что виллу можно рассмотреть со всех сторон.
Вход тогда был свободный, и территория никак не была огорожена, поэтому мы смогли сделать обмеры и много фотографий. Имя архитектора и заказчика тогда в Симеизе никто нам не назвал – ни экскурсоводы, ни местные жители. И историю её знали смутно. Из того, что мы тогда смогли узнать, было то, что её знают также как виллу Мечеть, и что название Мечта, видимо, и появилось от слова Мечеть в советские годы. Скорее всего, это местная легенда, рождённая псевдомавританским стилем виллы, её декором в виде арабских текстов на фасаде и над входной аркой и отсутствием точной информации о её обитателях и об архитекторе. Сейчас при развитых средствах массовой информации можно найти сведения и о заказчиках виллы, семьи Керковых, и об архитекторе Н.П. Краснове, и даже опубликованы архивы с планом развития территории усадьбы. Это был, конечно, не дворец, а дача для отдыха, выполненная в традициях арабской архитектуры. Но хозяевам не удалось пожить в ней, война и революция изменила историю. Эта вилла не успела принять хозяев и их гостей, здесь не было семейных вечеров у камина и веселых праздников. После революции вилла стала госпиталем для раненых красноармейцев, а потом она была переоборудована под туберкулезный санаторий.
Тогда, в 2004 году бывшие работники санатория рассказывали, что помнили виллу в довоенное и в послевоенное время, и что в бытность советского санатория в вилле была золотая мозаика на стенах и узоры из плитки на полах. Мы не уверены в этом. Перед нами вилла предстала без следов отделочных материалов и ветшающая. Ну, а то, что происходило после 2004 года, в течение последних 20 лет, ситуацию только ухудшило. Вилла была в собственности разных организаций и стремительно разрушалась.
Несмотря ни на что, вилла до сих пор производит ошеломляющее впечатление. Она издалека, с моря, выглядит легкой, хрупкой и изящной, когда приближаешься к ней, идя по городу, то понимаешь, что это внушительная мощная постройка, а когда находишься в самом здании виллы, то становятся понятны её размах и мощь. Для усиления этого эффекта архитектор нарочно сделал вход на территорию через миниатюрную узкую арку, как будто это вход в небольшой дворик. После арки надо подняться по крутой лестнице вверх, к вилле. И она открывается, возвышается на фоне гор, и тут ты понимаешь истинный масштаб здания и задумку архитектора. На современном слэнге это называется «вау-эффект». Конечно, у виллы есть и второй вход, с верхнего уровня, чтобы попасть сразу на второй этаж и на террасы. Оттуда вилла выглядит небольшой, и она уже предстает перед нами на фоне моря, что тоже очень красиво. Из окон и с открытых террас открываются потрясающие виды на море и горы.
Первые дни мы просто любовались виллой и осматривали её, а потом решили сделать обмеры. Мы же архитекторы. Осмотр показал, что, скорее всего, вилла была построена перед революцией и вряд ли была доделана. Мы увидели на фасадах подготовленные для декора ниши (скорее всего, предполагалась мозаика или барельефы), но без остатков следов декора. Внутри виллы есть закладные под камин, но сам камин не был установлен, судя по месту. Дымоход есть, а следов от камина нет. На потолках не были установлены карнизы. На то, что работы по строительству были остановлены, указывают найденные в подполье бетонные формы, в которых отливали узорчатые элементы окон и балюстрад.
Примерно в послевоенные годы в здании проводилось усиление несущих конструкций (скорее всего, какой-нибудь организацией, занимающейся промышленными зданиями): стены были усилены рамами из стального швеллера, которые как клети стянули стены. Над перекрытием второго этажа были выполнены монолитные пояса, связывающие все конструкции воедино. Таким образом, дом защитили еще и от сейсмических толчков.
Швеллеры на фасадах, конечно, здание не украсили, но спасли его.
По планировке здание ближе к классике – симметричная крестовая планировка со световым фонарем в центре. Можно здание отнести к стилю историзм, популярном на рубеже 19 и 20 веков, когда база планировки закладывалась классическая, а элементы декорирования фасада относились к другому архитектурному стилю. В данном случае, это псевдомавританский стиль. Узкая башенка с характерным арабским куполом только напоминает минарет. Это удачный декоративный прием для стилизации виллы в арабском стиле. Интересно то, что в августовскую ночь, если стоять у подножья виллы, то месяц висит серпом рядом с черным силуэтом минарета, а рядом с месяцем горит одинокая звезда. Это очень красиво.
Мы поднимались на крышу, там можно было увидеть, что половина стальных листов кровли была оторвана. Вода делала свое дело: стропила и часть стен пришли в негодность. Часть перекрытий подгнила и наполовину была разрушена , а в других местах из стен виднелись обрезки свежеспиленных деревянных балок .
Интересный факт - кипарисы, высаженные сразу после строительства виллы и по задумке архитектора предназначенные для обрамления главного входа в здание, только сейчас стали взрослыми исполинами, так эффектно подчеркивающими силуэт виллы. Теперь только воображение может совместить прошлое архитектурное великолепие и современные деревья.
Спасибо Крымскому климату, который, как может, бережет виллу Мечта. Московский климат разделался бы с этим памятником за пару лет. Можно ли восстановить виллу? Можно! Технически это вполне выполнимо.