Найти тему
110,4K подписчиков

Что нужно знать об «амазонке русского авангарда» Ольге Розановой

629 прочитали

Представительница русского авангарда и изобретательница цветописи Ольга Розанова совершила прорыв в изобразительном искусстве. «Амазонке русского авангарда» посвящена новая выставка в «ГЭС-2» «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», которая откроется 10 ноября. «Сноб» составил гид по творчеству художницы

Ольга Розанова. Этюд к автопортрету (фрагмент), 1912 год
Ольга Розанова. Этюд к автопортрету (фрагмент), 1912 год

Кто такая Ольга Розанова

Ольга Розанова (1886–1918) — русская художница, живописец, график и иллюстратор. С детства она увлекалась поэзией и изобразительным искусством. В 1904 году вместе с семьей переехала в Москву, где совмещала учебу в школе рисования Константина Юона и училище живописи и скульптуры Анатолия Большакова. В студенческие годы Розанова вошла в число самых активных представителей Союза молодежи и написала его манифест — одну из первых деклараций русских художников-новаторов.

В 1911 году Ольга Розанова переехала в Санкт-Петербург и продолжила обучение в художественной школе Елизаветы Званцевой. Молодая авангардистка участвовала в выставках, делала иллюстрации к футуристическим сборникам и книгам («Рыкающий Парнас», «Чорт и речетворцы», «Стихи В. Маяковского. Выпыт»).

Вернувшись в Москву, художница вступила в самое крупное творческое объединение раннего авангарда «Бубновый валет», а позже — в общество «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Розановой посвящали свои стихи Владимир Маяковский и Алексей Крученых, а поэт Бенедикт Лившиц называл ее «амазонкой русского авангарда».

В каких стилях писала художница

Ольга Розанова работала в разных направлениях. Первые ее работы — это ранний авангард и примитивизм. На картинах нет теней, световых бликов и объема. Позже авангардистка создала серию «Игральные карты» в футуристическом стиле. Художница вдохновилась творчеством Казимира Малевича, и ее работы стали напоминать кубофутуризм, но с хаотичным сочетанием различных мотивов на одном полотне. Увлечение алогизмом, когда на картинах изображают несовместимые друг с другом предметы, переросло в «заумную поэзию». Художница создала графические композиции, на которых объединила современные стихи с изобразительными элементами. Розанова также написала более полутора десятков супрематических полотен. В основе этого стиля лежит сочетание окрашенных простейших геометрических фигур и наложенных на плоскость объемных форм.

Картины Розановой отличались оригинальностью, новизной в подходе к цвету и свету. В 1917 году художница придумала собственный метод анализа изображения и начала работать над картинами с «преображенным колоритом». Позже этот прием получил название «цветопись».

Почему картина «Зеленая полоса» стала прорывом для авангарда

Ольга Розанова умерла в 32 года от дифтерии. Одной из последних работ, которая прославила художницу после смерти, стала картина «Зеленая полоса». Она также известна по названиям «Хвост кометы» и «Распыленный свет». Написанное в 1917–1918 годах полотно стало первым в абстрактном искусстве произведением живописи, вышедшим за пределы холста. Это был прорыв в авангарде, решивший проблему плоскостности изображения.

Розанова сделала контур полотна размытым. Зеленая полоса, которая нанесена на белый фон тонкими лессировками, создает впечатление преломленного на белом фоне цветного луча. Искусствовед Анатолий Осмоловский в своей книге «Теория искусства Клемента Гринберга» отмечал, что «Зеленая полоса» повлияла на мировой авангард так же, как и «Черный квадрат». Однако работа Розановой, хоть и считается одной из самых значимых полотен этого художественного направления, не обрела мировой известности, сопоставимой с успехом Малевича.

Какие работы Розановой покажут на выставке

В «ГЭС-2» можно будет увидеть не только самую известную картину Ольги Розановой «Зеленая полоса», но и другие работы. В названии разделов выставки используют строки из стихотворений художницы, сообщил «Снобу» куратор выставочных проектов фонда V-A-C и Дома культуры «ГЭС-2» Андрей Паршиков. В каждом разделе представят работы одного из периодов творчества Розановой. В их числе полотна «Хрустящий в волосах колышется бант», «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой», «Черные тумбы оцепенения», «Хрусталь неба в воздетом пространстве», «В кафе», цикл «Игральные карты». Также на выставке покажут работу авангардистки «Метроном», привезенную из Третьяковской галереи, и полотно «Кузница» из Русского музея.

Картины каких художников также можно будет увидеть в «ГЭС-2»

Творчеством Ольги Розановой вдохновлялись многие современные художники. Работы некоторых из них покажут на выставке «Кубок созвучий». Например, картины Галины Андреевой и группы художников «Малышки 18:22», чьи полотна основаны на произведениях «Зеленая полоса» и «Портрет сестры, Анны Владимировны Розановой». Художники размышляют на темы экологии и феминизма. Александра Паперно, Анна Кондратьева и Анна Титова в своем творчестве переосмысляют фундаментальные принципы супрематизма и кубофутуризма с помощью геометрии цветоформ или динамического освещения. Художницы Алена Кирцова и Александра Галкина обращаются к абстракции как к выразительному языку и предмету для изучения.

Выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» продлится до 28 марта 2024 года.

Подготовила Ирина Филиппова