Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодняшние кадры с тем, как узбекистанцы штурмуют автосалоны, лезут в выбитые окна и двери, облетели соцсети. Многие пользователи задавались вопросом – откуда столько людей узнали об открытии контрактации еще до официального объявления и стал ли простой покупатель так вести себя в автосалоне, или это спекулянты, зарабатывающие на перепродаже дефицитных авто неплохой куш.
Аналитик, специалист по R&D, магистр Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" Тимурмалик Эльмурадов (телеграм-канал "Пик Скартариса") отмечает, что до тех пор, пока автомобилей на всех не хватает, это хорошая инвестиция и один из главных инструментов спекуляции. Как только пузырь лопнет из-за отмены растаможки, увеличения количества местных заводов или других факторов, то он станет плохой инвестицией и нулевым инструментом спекуляции.
По его словам, доходность б/у автомобилей в 2022 году составила 12-15%, новых – 9%. То есть, если в других странах автомобиль теряет в цене, как только сходит с конвейера, то в Узбекистане он почти как вино – с годами его ценность только растет. Такая странная ситуация возникала потому что на рынке пузырь – местные автозаводы не в силах сами покрыть спрос, а импорта мало из-за дорогой растаможки.
Однако так будет не всегда, уверен эксперт.
Во-первых, Узбекистан вот уже несколько лет готовится вступить во Всемирную торговую организацию, потому что нужно получить доступ на рынки других стран. Это двустороннее движение, так что придется открыть свой рынок для других, то есть отменить дорогую растаможку. Да, это долгий процесс и может растянуться на десятилетия, однако, тут в дело вступает, во-вторых, – растаможка постепенно дешевеет и без ВТО. Пошлины снизились в феврале 2022 года, потом еще раз в июне 2023 года. В 2024 и 2025 годах это наверняка продолжится.
Таким образом, автомобили не всегда будут дефицитом – как только пузырь лопнет и предложения станет больше, цены полетят вниз, и "хорошая инвестиция" превратится в тыкву, пишет Эльмурадов.
Если кто-то думает, что это никогда не случится, посмотрите меры Центробанка по автокредитам. Наверняка ЦБ готовится, ведь при обрушении цен на автомобили людям становится невыгодно платить по кредиту, и они отказываются от него. В результате банки остаются с огромным количеством автомобилей, которые люди закладывали в качестве обеспечения, что делать с этими автомобилями непонятно, потому что цены обрушились и прежнего спроса уже нет. Похожая ситуация была в США в 2008 году, только тогда там банки остались с огромным количеством домов, которые после пузыря оказались никому не нужны.
В итоге, отмечает эксперт, до тех пор, пока автомобилей на всех не хватает, это хорошая инвестиция и один из главных инструментов спекуляции. Как только пузырь лопнет из-за отмены растаможки, увеличения количества местных заводов или других факторов, то это станет плохой инвестицией и нулевым инструментом спекуляции. Судя по тому, как ЦБ серьезно относится к этой ситуации, второй вариант очень даже реален. Стоит иметь это ввиду, если рассматриваете автомобили как вложение.
Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.