Какая древняя мудрость зашифрована в сказке? В 1928 г. советский филолог, фольклорист В. Я. Пропп опубликовал свою знаменитую работу "Морфология волшебной сказки", в которой показал, как самые древние образцы сказочного наследия строятся по одной и той же структуре: 31 сюжетный поворот, который описывает путь героя. А в другой, не менее известной работе - "Исторические корни волшебной сказки" раскрыл, какие древние обряды стоят за этими историями.
Меня зовут Алена Выхованец, я этно-музыкант, гусляр, а еще религиовед и социолог. Я много исследую русский фольклор и вижу свою миссию в том, чтобы найти в традиционном наследии те элементы опыта и мироощущения, которые полезны и актуальны для нас, современных людей, у которых ключевая ценность - это свобода. Мы уже не живем в деревне, не строим свою жизнь в соответствии с аграрным циклом, и многое из архаического наследия для нас может показаться не актуальным. Но есть все же те аспекты мудрости, которые могут помочь нам расширять свои границы, выходить на новый уровень и новый масштаб. И волшебная сказка - один из них.
Сегодня мы будем знакомиться с путем героини на примере сказки "Василиса Прекрасная". Как и положено в сказке, начинается все с отъезда или смерти родителей. Перед смертью мама дает Василисе волшебную куколку. В трудный час ее нужно покормить и можно просить помощи. Отец уезжает, Василиса остается с мачехой, которая хочет ее извести. В доме гаснет свет и мачехины дочки отправляют Василису за огнем в темный лес к Бабе Яге.
"Прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо верей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная."
Почему инициация - это обязательно поход в мир смерти? Древние обряды, действительно были опасны для жизни, и были призваны испытать и одновременно подготовить ребенка к жизни. Но ведь времена меняются, почему эти образы просуществовали в сказках тысячи лет?
Потому что выход на новый уровень - это всегда преодоление страха и смерть предыдущей версии себя. В страхе нет ничего плохого - это естественный механизм, который защищает жизнь. Драма начинаетс тогда, когда страх блокирует действия, заставляет впасть в оцепенение и замереть. Это может быть страх осуждения, страх одиночества, страх большой ответственности или чего угодно еще. Но, как гласит название известной книги "иди туда, где страшно - именно там ты обретешь силу". Девочка должна умереть, чтобы родилась женщина. Рождение в новом статусе - это новый масштаб личности, новая ответственность, и новая сила. Герой, успешсяно прошедший все испытания и вернувшийся из темного леса, воцаряется в сказочном царстве, и в своей жизни. В архаической культуре родоплеменного строя пройденная инициация означает, что ребенок перестает существовать и становится полноправным членом общества, который берет на себя все взрослые, в том числе опасные, задачи. И заслуживает к себе обращения, как к равному.
Начинается все с дефицита - потеря родителей, затухание огня. Здесь наша героиня отправляется в путь. Темный лес - это символ другого мира - мира мертвых. В такой лес сложно попасть, но еще сложнее из него выйти. Ключевой персонаж, живущий в этом лесу - это Баба Яга. В данном случае она находится в центре другого мира, как его властелин. Хотя в ряде сказок Баба Яга выступает, как страж границы. Про нее ходят слухи, что она ест людей, и забор ее дома из костей и черепов. Но в действительности нет сказок, где бы действительно она съедала героя или героиню. Напротив, она является дарительницей магических артефактов или знаний.
Почему прежде, чем увидеть героя, Баба Яга говорит "Фу-фу-фу, русским духом пахнет"? Здесь происходит оборачивание: мертвые определяют живых также, как и живые мертвых - по запаху.
Чтобы испытать героиню, она дает ей задания, например, перебрать маковые зерна от земли. Но почему задания в сказках герою помогает выполнять какой-то магический помощник? В нашем случае куколка олицетворяет собой силу матери, которая помогает Василисе справляться с трудностями. Это, можно сказать, сила женского рода, который стоит у нее за плечами со своим опытом и знаниями. Замечали, что любая психологическая работа на всех тренингах начинается с выстраивания отношений с родителями? Так вот и в сказке этот сюжет освещается таким символическим образом через магического помощника. Например, в скази "Финист Ясный сокол" Марьюшка встречает трех старух, которые ей также дарят магические предметы и передают мудрость.
Почему инициация - это обязательно поход в мир смерти? Древние обряды, действительно были опасны для жизни, и были призваны испытать и одновременно подготовить ребенка к жизни. Но ведь времена меняются, почему эти образы просуществовали в сказках тысячи лет?
Потому что выход на новый уровень - это всегда преодоление страха и смерть предыдущей версии себя. В страхе нет ничего плохого - это естественный механизм, который защищает жизнь. Драма начинается тогда, когда страх блокирует действия, заставляет впасть в оцепенение и замереть. Это может быть страх осуждения, страх одиночества, страх большой ответственности или чего угодно еще. Но, как гласит название известной книги "иди туда, где страшно - именно там ты обретешь силу".
Василиса возвращается из леса и череп сжигает ее мачеху и сестер, после чего о них уже никто не вспоминает. В данном случае аллегорически сжигаются все препятствия, которые заставляли Василису страдать. Василиса воцаряется в своем царстве, то есть, наконец, получается власть над свой жизнью.