423,4K подписчиков

Двухсистемные заметки

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава. Начал шутить с помощником про электрификацию, мол провода ещё не повесили, а электровозы уже подгоняют. Узловую обещали электрифицировать с 1990 года, и всю мою жизнь ходят эти слухи. После 90-го в стране начались проблемы: развал Союза, Чеченская война, дефолт, кризис, и так постепенно электрофикация откладывается больше 30 лет. Обещали снова в 2024 году, но потом перенесли на 2026, а после начала СВО и вовсе на 2031. Видимо электрификация Узловой будет своеобразным индикатором положения дел в стране, как только мы увидим контактный провод, знать и дела пойдут в гору.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.

Ладно, улыбнулись, но когда я подъехал ближе, то офигел. ВЛ82М-069. Много разных электровозов перегоняют, но такой редкий увидеть, все равно, что паровоз. Хотя паровозы сейчас чаще встречаются. ВЛ82М - советский двухсистемный электровоз, может работать, как на постоянном, так и на переменном токе. Была выпущена всего 91 машина. После развала союза они остались практически только на Украине.

Сначала я сразу подумал про Купянск, как раз там было самое большое скопление этих машин, думаю неужели трофей, но сразу отмахнул эту версию. Многие машины могли быть просто уничтожены во время боевых действий, а которые сохранились по-любому давно угнали куда-нибудь. Ну ладно мне надо было доехать до Ожерелья и вернуться, я надеялся, что эта ВЛка не успеет уехать.

Мы приехали в Ожерелье. Я обгоняюсь под другой поезд, меняю кабину напротив депо, поворачиваю голову и вижу еще один редчайший электровоз - ЭП10. Думаю, что за день сегодня такой.

.
.

На фото два, еще одна сплотка из пяти штук стояла дальше. Видимо их куда-то готовят отправить. ЭП10 российский двухсистемный электровоз. Хотя все внутренности там иностранные, включая тяговые электродвигатели. В свое время на них потратили почти миллиард рублей, построили 12 штук в Новочеркасске. Но французская начинка всё никак не могла прижиться в русской оболочке, и всё время ломалась, их так и не смогли довести до ума.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-3

Но зато ЭП10 принёс ценный опыт, и уже ЭП20 получился на славу, правда тоже основные узлы прикупили за рубежом, но хотя бы получилось их собрать, чтобы не ломались.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-4

Я начал думать, а что если этот миллиард было бы вложить в наши технологии? Возможно ли было придумать свой асинхронный ТЭД и преобразователь?

Видимо это не принесло бы результата, чтобы организовать такое высокотехнологичное производство с нуля нужен совсем другой уровень инвестиций, на порядок выше. К примеру, Группа Синара только в 2022 году вложила в развитие производства и бизнеса 7 миллиардов рублей, делает она это не первый, и не последний год, но своего двухсистемника мы пока не увидели. Если уж в Союзе закупали преобразователь для ВЛ86Ф у Финляндии, то в конце 90-х создать своё тяговое оборудование не было никакого шанса.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-5

Свой асинхронный тяговый привод вместе с преобразователем Синара всё таки создала благодаря санкций. Представили их только в 2022 году на электровозе 3ЭС8. Если бы не санкции, так бы и строили 2ЭС10 "Гранит", в котором германская начинка Сименс. И то 3ЭС8 электровоз постоянного тока, и только на его базе планируют создать двухсистемник. Получается в этом вопросе мы отстали от развитых стран примерно на 40 лет. Но опять же, если считать критерием развития наличие в государстве высокотехнологичного полупроводникового производства.

Проехали...

Проехали мы депо Ожерелье, я проводил сплотки ЭП10 взглядом, думаю - главное чтоб не распили. А сам нажимаю по участку до Узловой, режим рабочего времени подходил к концу, пропустили без остановок. Вообщем, через шесть часов, с момента встречи ВЛ82М, я сдал свой тепловоз, и погнал на парк фотографировать её.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-6

На электровозе был сопровождающий, он рассказал мне, что машина с Октябрьского дороги, стояла почти десять 10 лет под забором в депо Волховстрой.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-7

Внутри всё что можно было снять добрые люди срезали и сдали. В своё время эта "Машка", такое прозвище дали бригады Южной железной дороги ВЛ82М, водила пассажирские поезда из Выборга в Финляндию.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-8

69-Ая была последней действующей в России, и проходила почти до 2014 года. Сейчас она едет на ремонтный завод в Ростов, где её восстановят, а после отправят куда-то на постамент. И будет она памятником, только где неизвестно.

Я сквозил с поездом мимо Узловой. Вижу на транзитном парке стоит зеленый электровоз во главе состава.-9

Пост автора PashaMashinist.

Комментарии