Найти в Дзене
Цифрокритицизм

Чем опасны IT-курсы для новичков.

Сегодня наблюдается серьезный кризис в области образования в России. Текущий курс развития экономики и социальных отношений в российском обществе формирует у детей неправильное понимание такого важного процесса, как получение образования. Из короткой беседы с нынешними старшеклассниками и студентами-первокурсниками можно сделать весьма неутешительный вывод - интерес к освоению прикладных специальностей полностью отсутствует. Подрастающему поколению не интересно обучение для саморазвития - им интересно получить диплом как подтверждающий документ о получении неких знаний и навыков с целью предъявить его при трудоустройстве. Часто от них можно слышать фразы в духе “зачем мне нужен предмет n?”, “Где я применю твои интегралы?”, “Какой толк от твоей математики, если в обычной жизни она на таком уровне не нужна?”. Все это очень хорошие прикладные вопросы от ребенка, который не в состоянии трезво оценить всю практическую пользу от процесса обучения. Однако, сложно не согласиться с тем, что име

Сегодня наблюдается серьезный кризис в области образования в России. Текущий курс развития экономики и социальных отношений в российском обществе формирует у детей неправильное понимание такого важного процесса, как получение образования. Из короткой беседы с нынешними старшеклассниками и студентами-первокурсниками можно сделать весьма неутешительный вывод - интерес к освоению прикладных специальностей полностью отсутствует. Подрастающему поколению не интересно обучение для саморазвития - им интересно получить диплом как подтверждающий документ о получении неких знаний и навыков с целью предъявить его при трудоустройстве. Часто от них можно слышать фразы в духе “зачем мне нужен предмет n?”, “Где я применю твои интегралы?”, “Какой толк от твоей математики, если в обычной жизни она на таком уровне не нужна?”. Все это очень хорошие прикладные вопросы от ребенка, который не в состоянии трезво оценить всю практическую пользу от процесса обучения.

Однако, сложно не согласиться с тем, что именно ответы на такие базовые вопросы, подкрепленные конкретным прикладным примером, школьники и студенты должны получать от своих преподавателей внутри школы или университета. Ну и от родителей, в конце концов, так как именно от непонимания естественной сути вещей эти вопросы и возникают.

Как мы уже упоминали в нашей первой публикации в формате «статьи» - процесс деградации института образования в нашей стране был запущен одновременно с распадом Советского Союза и вызван в первую очередь почти полной сменой политической элиты и переходом к другой политико-экономической формации - капитализму. В 90-е годы наши граждане наблюдали чудовищные по своему масштабу экономические потрясения. Коренным образом подрывались устои и морально нравственные нормы, заложенные в том числе и советской системой образования. Тем не менее, люди жили, заводили детей и обустраивали, по мере возможностей, свой быт. Родившиеся в конце 80-х – начале 90-х годов, на стыке эпох, сейчас стали взрослыми в полной мере. Сменилось несколько поколений, появились и бесконечно приумножились платные места в ВУЗах, которые все больше начала захлестывать коммерция. Начало в полной мере проявляться отношение к образованию как продукту-услуге.

Поднимая столь животрепещущие вопросы в данной статье, наш авторский коллектив стремится предоставить пищу для размышления и убедить в первую очередь молодых читателей, что получение среднего и высшего образования – целостный и неотъемлемый этап становления человека как социальной единицы, члена общества, так как именно от уровня полученных прикладных знаний напрямую зависит дальнейший рост уровня жизни конкретного индивидуума в современном обществе. Данная статья должна стать своеобразной философской базой для публикаций под тегом #Профессии на канале в Telegram, обозначая ключевую опасность, создаваемую «продавцами успеха», для новичков, желающих освоить профессию программиста через коммерческие курсы. Теперь вернемся к сути.

Итак, дети 90-х выросли и стали взрослыми, у них, возможно, появились свои дети, появилась работа, не всегда высокооплачиваемая, появились обязательства. Столкнувшись с проблемами, человек неизбежно встает перед выбором - оставить все как есть или попытаться изменить свою жизнь. С развитием информационных технологий, человек неизбежно начинает искать ответы на свои вопросы во всемирной сети, где можно найти огромное количество разнообразных курсов и обучающих программ по смене профессии на «IT-шную» или в смежной с ней отрасли. Заявляются эти образовательные мероприятия как достаточные для перехода от профессии условного сварщика 1-разряда к профессии условного Python-разработчика. Мы специально выделяем профессии через приставку «условно», так как мы не стремимся обозначить преимущества одних технологий или профессий над другими, а лишь хотим обозначить таким образом вектор предполагаемого «профессионального транзита» граждан, задающихся вопросом улучшения своего социального положения. Однако отметим, что такой подход с нашей точки зрения абсолютно неверен и подменяет в глазах наивных и неопытных читателей понимание того, чем сама по себе является профессия программиста. Для удобства обозначения всего многообразия курсов от образовательных площадок наш авторский коллектив хотел бы ввести термин микро- обучение.

Микро- обучение (в широком смысле) – это, организуемый коммерческими компаниями, целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению узкопрофильными знаниями, умениями и навыками внутри конкретной профессии согласно программам, разработанным внутри этой коммерческой организации, с целью извлечения коммерческой выгоды. Контроль за результатами такого обучения осуществляется исключительно сотрудниками организации.

Читатели конечно же спросят, а в чем, собственно, противоречие? Что не так с этим микро- обучением? Это хорошие вопросы, и мы постараемся на них ответить.

Сейчас микро- обучение воспринимается в обществе, как гибкий инструмент для перехода из одной профессиональный сферы в другую. Мы видим огромное количество обучающих площадок, предлагающих свои услуги населению и обещая в процессе трудоустройство. Среди таких площадок Skillbox, SkillFactory, Yandex.Практикум, Geekbrains и др. Эти площадки представляют различные «профессиональные» курсы, вроде “Python-разработчик”, “Data Scientist”, “Графический дизайнер” и т.д. Сроки прохождения курсов разнятся - от трех месяцев до полутора лет. По итогам курсов обещают трудоустройство, высокооплачиваемую работу и карьерный рост. И вроде бы “на бумаге” все выглядит отлично: приобрёл курс, прошел его, получил нужные навыки и знания, устроился на работу, получаешь удовольствие от жизни. Однако, давайте снимем розовые очки и обратим взгляд в реальный мир.

Тут важно оговориться, что общеотраслевого стандарта в российской и, тем более, в англоязычной терминологии не существует, поэтому такие сущности, как «программист», «инженер-программист» и «разработчик» могут относиться к одной и той же должности в разных компаниях. Чаще всего человек с должностью «инженер-программист» или «разработчик программного обеспечения» сосредоточен на решении одних и тех же производственных задач, а именно - реализацию продуктов организации путем написания программного кода. Такие специалисты могут быть как студентами или выпускниками профильных вузов, иметь ученую степень в области компьютерных наук, или быть вообще самоучками. Ожидается, что человек с должностью «инженер-программист» будет понимать принципы разработки программного обеспечения, знать более «сложную» математику и использовать в работе научный подход. В компаниях, которые проводят различие между инженерами-программистами, программистами и разработчиками, у первых могут быть более широкие обязанности, такие как проектирование или разработка новых систем, функций и платформ для нужд организации или заказчика; управление жизненным циклом разработки программного обеспечения, включая проектирование, внедрение, тестирование и развертывание; руководство командой разработчиков и другие обязанности по части бизнес-взаимодействия. Такие специалисты в современной терминологии называются техлидами (от англ. - Techlead).

Так, в самом обучении при помощи курсов нет ничего плохого. Особенно, когда у человека, их приобретающего, заранее есть понимание - каких конкретно знаний ему не хватает. Опасность же для новичка заключается в их ошибочном восприятии: люди, приобретающие курс или набор курсов, обычно полагают, что после их прохождения сама собой произойдет смена профессии. Есть и те, кто рассуждает еще более опасным образом, цинично потребительским, формируя для себя установку “я заплатил - меня должны обучить, мне должны сменить профессию”. Таким образом, поддерживается подмена понятий, безусловно выгодная продавцам курсов, которые со своей стороны тоже работают в этом направлении, активно эксплуатируя маркетинговые инструменты. Модель продвижения каждого курса как самостоятельного продукта одинаковая:

  1. Формируется страница курса (“лендинг”), которая заполняется всей сопутствующей курсу (как продукту) информацией. Сверх того, обязательно должны быть “истории успеха”, средняя по рынку заработная плата специалиста из области, освещаемой курсом/логотипы именитых компаний-партнеров и обещания помощи в трудоустройстве или трудоустройства. Лучше, все сразу.
  2. Запускается реклама (таргетинговая, контекстная, рассылки, флаеры и т.д. - любая) и так называемые акции со скидками на курс, которые проводятся с завидной регулярностью.

В изложенной схеме Вам всегда обещают “золотые горы” и заоблачный успех (впрочем, здесь ничего нового). Также часто любят обещать “много практики”, “крутые проекты”, “реальные кейсы” и пр. Сопутствующая же курсу информация (п. 1), как, например, план тем курса, ретушируется, дабы иметь возможность гордо называться “продающей”. Действительно, зачем нужна эта проклятая теория? Но как можно быть специалистом, не зная основ? Никак. Курс по языку Python, возможно, научит его синтаксису и принципам написания кода. “Много практики”, возможно, даст некоторый опыт в решении задач конкретного типа с помощью каких-либо технологий. Только этого катастрофически недостаточно для того, чтобы получить профессию программиста (понятие которой тоже размыли, но в целом — это тема для отдельной статьи), - ведь все перечисленное всего лишь инструменты. Формально, если смотреть только на название курса - “курс по Python” - задачи можно считать выполненными. Но что делать с задачами других типов, с другими технологиями, не рассматриваемыми конкретным курсом? Что делать с фундаментальными профессиональными знаниями, которые должны быть хорошо структурированы в голове, чтобы ими можно было своевременно пользоваться для решения более серьезных и глубоких задач? Взять, например, устройство компьютера в каком-то среднеуровневом приближении: не обязательно глубокое понимание вплоть до логических вентилей, конечно же, но хотя бы до уровня организации и управления памятью. Даже этот уровень понимания будет позволять разработчику писать “хороший” код не только с точки зрения синтаксиса и высокоуровневых требований, но и в разрезе, скажем, технической оптимальности. И этот вопрос далеко не всегда получится переложить на плечи старших, более опытных коллег, отвечающих за проектирование архитектуры или возглавляющих команды (“тимлидов”). Конечно, приведенный пример довольно груб, но кажется вполне достаточным для идентификации проблемной области. Более удачные, более глубокие и важные примеры можно приводить бесконечно, но это, пожалуй, не так важно сейчас, как идентифицировать проблему. Суть заключается в том, что продавцы курсов осуществляют подмену понятий, отождествляя прохождение курса со сменой профессии, во благо повышения их (курсов) товарной привлекательности. Да, мы живем в мире капитализма и каждый, понятное дело, стремится заработать и приумножить свой капитал. Если говорить о потребительских товарах, как, скажем, смартфон, приобретая который, Вы заранее знаете, что он обладает конкретными технико-техническими характеристиками, красивой оболочкой (корпусом), заявленным интерфейсом и возможностями, то Вы можете оценить все плюсы и минусы данной покупки еще до ее совершения. И даже после покупки Вы еще можете передумать, вернув товар в магазин, а случись с товаром что-то по вине производителя - у Вас есть гарантия. Иная, несравненно более сложная, ситуация обстоит с образованием. Во-первых, Вы не сможете оценить целесообразность приобретения по причине, как минимум, отсутствия объективных характеристик. Да, бывает, что продавец дает ознакомительный доступ на одну или несколько первых лекций курса, но этого недостаточно, так как курс - единый продукт, оценка выгоды от приобретения которого возможна будет только после завершения его прохождения. Во-вторых, помимо прямой траты в виде крупной суммы денежных средств (стоимости курса), покупатель должен также потратить большое количество своего времени (одна из самых ценных вещей, что есть у человека) на прохождение самого курса. Таким образом, покупка курса становится крайне рискованным и дорогостоящим предприятием для покупателя. Прибавим к этому обозначенную подмену понятий, которая откровенно обманывает и дезориентирует покупателя, никак и нигде не разъясняя самое важное - для смены профессии и даже просто для получения уверенного начального уровня катастрофически недостаточно обучиться только лишь базовому обращению с одним конкретным инструментом в виде языка программирования.

Обобщая сказанное, отметим, что прохождение условного “Курса по Python” не то, что не гарантирует Вам смену профессии, а даже не позволит эффективно решать простейшие профессиональные задачи, которые будет ставить перед Вами новый работодатель. Каждая такая задача будет требовать от Вас гораздо больше времени, чем у условного Васи Иванова, студента 4 курса какого-нибудь средненького технического ВУЗа.

Вы даже можете начать работу с одного с упомянутым Васей уровня - например, junior разработчика. Только вот Вам, чтобы получить такой же фактический уровень, понадобится не менее полугода усердного самообучения путем чтения и практики, причем объем Вашего ежедневного самообучения должен быть существенно больше, чем у Васи (IT развивается семимильными шагами, и IT специалисты давно привыкли к необходимости ежедневного самообучения), чтобы не оказаться в роли догоняющего. Все ли покупатели курсов понимают вышесказанное и готовы к этому?

Другой важный момент - отсутствие в модели продвижения места как для самого содержимого курса, так и для квалификаций “тьюторов”,”менторов” и ”коучей”. Оба показателя независимы друг от друга: каким бы замечательным, полным и структурированным не было содержание курса, неумелый преподаватель сведет к нулю всю пользу от него. Оценить же качество этих показателей практически невозможно, не обладая должной квалификацией методиста или отраслевого специалиста, но и такая оценка будет не совсем объективной. Для объективности необходимо сравнение с эталоном - например, общепринятыми стандартами и требованиями, которых для коммерческих курсов просто нет.

Есть конечно призрачная надежда на законодательном уровне заставить стандартизировать подобные услуги под существующие ФГОСы, но, как мы понимаем, такая мера приравняет “курсы по языку n” к полноценной образовательной дисциплине, увеличив сроки прохождения и освоения материала, а также два самых главных параметра - стоимость и время прохождения курса - многократно. С одной стороны, это отпугнет недобросовестных продавцов услуг с рынка и позволит качественно пересмотреть подход к такому виду образовательных программ. С другой же, сделает нецелесообразным организацию предоставления подобных услуг. Это станет просто невыгодно, ведь реализовать такое обучение возможно только при непосредственном участии крупных образовательных организаций, таких как учреждения СПО и ВУЗ-ы.

В самой основе микро- обучения лежит концепция быстрой прибыли. В срок от 3 до 12, а то 18 месяцев дать человеку представления о новой профессии и, возможно, реализовать его в новой для него системе координат (партнеру - компании работодателю).

Однако, помимо очевидного негативного эффекта, мы можем также рассматривать микро- обучение и с позитивной стороны. Для многих, неопределившихся со специальностью в раннем возрасте подобные курсы могут стать “спасательным кругом”, помочь прийти (а не быть заволоченными) в профессию и стать действительно востребованными специалистами приложив при этом, однако, титанические усилия.

Но важно обозначить для всех читателей еще раз - обучения на курсе недостаточно для того, чтобы получить профессию программиста. К сожалению, в отсутствие необходимых навыков, невозможности спросить совета у преподавателя и сомнительного позиционирования микро- обучения в медиа, необходима длительная и серьезная самоподготовка. И тут нужно либо принудить организаторов курса предоставлять список обязательной к самостоятельному изучению литературы, а при проведении аттестации по программе проводить контрольный срез знаний не только по материалам курсов непосредственно, но и по перечню такой литературы.

Подытожим. Смена профессии, равно как и её получение — это процесс изучения комплекса дисциплин, формирование “фундамента”. В советское время набор образовательных дисциплин, преподаваемых в ВУЗах студентам первые 2 года продолжал нести общеобразовательный характер. Это значит, что студенты, проучившись на тот момент 10 классов общеобразовательной школы, поступив в университет, продолжали строить базу для будущей специальности – изучая алгебру, геометрию, химию, физику и т.д. Вся эта информация загружалась в мозг студенту с целью дать необходимый минимум для изучения будущей профессии. Если немного обобщить, провести черту, то в соответствии с этапами обучения человека в СССР можно выделить следующую закономерность. Первые 10-11 лет человек строит по кирпичикам целостное представление об окружающем мире. Шутки ради можно сказать, что первые 10 лет нужны просто для того, чтобы Вы, дорогие читатели, просто не умерли. Далее, в течение 5-6 лет происходит формирование фундамента будущей профессии, в идеале подкрепленного практикой. В идеале, хорошо бы, чтобы те навыки и знания, которые были получены в школе, еще имели какую-то ценность, надолго задержались в голове и в нужный момент могли быть оттуда извлечены и применены.

Больше постов в Телеграм.