Найти в Дзене

Портрет цифрового управленца в России: 2021-2023

Знакомство с результатами совместного исследования ООО «Бизнес психологи» и сообщества «я-ИТ-ы», 2021-2023 гг. Сегодня, пожалуй, не существует такой профессиональной области, которая смогла бы конкурировать со сферой информационных технологий по степени востребованности и динамике развития. «Вокруг только и разговоров, что об ИТ», – так можно перефразировать реплику одного из героев известного фильма. Но, несмотря на то, что большинство из нас сегодня имеют хотя бы общее представление о том, кто такие айтишники, для многих эта категория специалистов продолжает оставаться загадкой. Кто же такие – люди, работающие в сфере информационных технологий? Каков их портрет и как организовать взаимодействие с ИТ наиболее эффективным образом? Эксперты компании «Бизнес Психологи» и организаторы крупнейшего в России сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы» на протяжении без малого 3-х лет исследовали особенности, потенциал и другие характеристики руководителей сферы ИТ и поделились итоговыми цифрами
Оглавление

Знакомство с результатами совместного исследования ООО «Бизнес психологи» и сообщества «я-ИТ-ы», 2021-2023 гг.

Сегодня, пожалуй, не существует такой профессиональной области, которая смогла бы конкурировать со сферой информационных технологий по степени востребованности и динамике развития. «Вокруг только и разговоров, что об ИТ», – так можно перефразировать реплику одного из героев известного фильма. Но, несмотря на то, что большинство из нас сегодня имеют хотя бы общее представление о том, кто такие айтишники, для многих эта категория специалистов продолжает оставаться загадкой.

Кто же такие – люди, работающие в сфере информационных технологий? Каков их портрет и как организовать взаимодействие с ИТ наиболее эффективным образом? Эксперты компании «Бизнес Психологи» и организаторы крупнейшего в России сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы» на протяжении без малого 3-х лет исследовали особенности, потенциал и другие характеристики руководителей сферы ИТ и поделились итоговыми цифрами, открытиями и выводами после совместной работы.

Исследователи смогли увидеть распределение командных ролей среди лидеров ИТ, а также ключевые мотиваторы, стрессоры, деструкторы ИТ-управленцев, сравнили данные из Москвы и Петербурга с региональными особенностями, проанализировали сходства и различия руководителей с точки зрения масштаба бизнеса, а также динамику изменений и новые тенденции, характерные для цифровых управленцев в 2021-2023 гг. В исследовании приняли участие руководители сферы ИТ из разных регионов России, состоящие в сообществе «я-ИТ-ы».

Кто есть кто в команде

Прежде всего, полученные данные были рассмотрены с точки зрения классификации командных ролей Р.Белбина. Распределение ролей позволяет получить общее понимание о ведущей направленности человека в его рабочей деятельности. Кроме того, эта модель является достаточно простой для интерпретации, в том числе в рамках ИТ-сообщества, участники которого не являются профессионалами HR.

-2

Респонденты отвечали на вопросы о том, на каких этапах проекта им проще всего работать, достаточно ли им ресурсов в процессе реализации задач, какие роли встречаются чаще, кого не хватает в случае объединения в команды и т.д. Важно помнить, что в исследовании принимали участие руководители сферы цифровой трансформации, управления данными и инновациями, то есть управленцы высшего звена.

«Когда 2,5 года назад мы впервые увидели результаты, роль «генератор идей» оказалась на первом месте», – рассказывает Павел Клепинин, основатель сообщества «я-ИТ-ы».

Исследование показывает, что для руководителя процесс генерации идей в большинстве случаев действительно играет первостепенную роль (62% опрошенных). При этом роли финишера и реализатора представлены скромно – 10% и 6% соответственно. При проведении повторного опроса в 2023 году эксперты получили те же данные (при этом выборка респондентов выросла примерно на 25%). «Мы придумаем и начнем руководить, а доделывает пусть кто-то другой», – так можно в целом охарактеризовать распределение командных ролей среди участников исследования.

«Выборка, которую мы получили, вполне объяснима: мы опросили руководителей, у которых сформировалась привычка делегировать обязанности, и доделывание не всегда находится в их фокусе внимания», – объясняет Ирина Зарина, генеральный директор ООО «Бизнес Психологи».

Вместе с тем, может случиться и так, что лидеру свойственны сразу несколько ролей и стилей управления. Подобное сочетание, безусловно, является особенно ценным, но в большинстве случаев «закрыть» недостающие роли финишеров и реализаторов, то есть довести сгенерированные идеи до момента их воплощения и завершения, помогают другие специалисты.

А как в сообществе?

Подобное распределение ролей характерно и для работы комьюнити «я-ИТ-ы», в котором система управления опирается на волонтерский труд.

«Для меня исследование стало хорошим источником информации о людях, благодаря которой можно более вдумчиво делать назначения в сообществе», – говорит Павел Клепинин.

Силы и способности генераторов идей были направлены на формирование нестандартных программ мероприятий сообщества и создание улучшений внутренней деятельности «я-ИТ-ы». Люди с проявленной ролью исследователя ресурсов стали амбассадорами бренда, занимаясь продвижением ценностей «я-ИТы» среди коллег в рамках внешних мероприятий. Координаторы заняли позиции руководителей региональных кластеров, а немногочисленные реализаторы и финишеры привлечены для работы над внутренними проектами комьюнити.

«Не мешайте мне работать»

Чтобы портрет цифрового управленца стал более объемным, нужно обратить внимание и на мотивацию к работе. В этом вопросе данные исследования 2023 года продемонстрировали любопытные изменения по сравнению с результатами первого опроса участников сообщества. Внешние драйверы – «Статус» и «Карьерный рост», отмеченные как ключевые 2,5 года назад, чуть снизили свои позиции, а мотиватор «Материальное вознаграждение», лидировавший в первом исследовании, потерял сразу 15% своей значимости. В то же время на первом плане оказался драйвер «Автономия»: 71% респондентов отметили его в качестве ключевого условия мотивации.

-3

По мнению Павла Клепинина, на результаты повторного опроса могли повлиять два существенных фактора, изменивших работу ИТ. Первый – это пандемия COVID-19, когда на плечи айтишников был возложен огромный объем работы в связи с переводом людей на удалённый формат и внедрением онлайн-сервисов. Это повлекло за собой и необходимость взаимодействия в авральном режиме с другими бизнес-функциями и руководством.

«Айтишники внезапно стали крайне востребованными, от них зависела работоспособность бизнеса», – объясняет Павел.

Вторым фактором стали события начала 2022 года, когда возникла задача срочного замещения иностранных сервисов, оборудования и информационных систем. И снова непредсказуемость и авральная работа, результаты которой напрямую связаны с жизнеспособностью российских предприятий.

«Есть ощущение, что ребята устали… Начали уставать в 2021 году, а к 2023-му окончательно перешли в режим энергосбережения», – говорит Ирина Зарина.

Существенно снизилось желание включаться в интересные задачи и проекты (с 77% в 2021 году до 50% в 2023-м), еще больше уменьшилась и без того небольшая потребность доказывать свое влияние на коммерческий результат (17% в 2021 году и 14% в 2023-м), заниматься профессиональным ростом и работать сверхурочно.

«Не трогайте меня, дайте работать спокойно», «Я сам знаю, как правильно» – ключевые сообщения экспертов цифрового сообщества», – добавляет Ирина.
-4

Признание и эскапизм

Последнее исследование подсветило то, что большую ценность для лидеров ИТ приобретает мотиватор «Признание». Кроме того, сохраняет высокие позиции драйвер, связанный с общением и поддержкой, который может обеспечивать признание профессионального вклада ИТ, а также стимулирует к продолжению взаимодействия в рамках сообщества, к участию в его работе, несмотря на дополнительные вложения времени и других ресурсов.

Любопытно, что одну из последних позиций в списке мотиваторов уверенно сохраняет «Влияние на коммерческий результат». В отличие от специалистов сферы продаж, для которых, например, анализ графиков с количеством заключенных сделок, будет существенным стимулом в работе, для ИТ фактор корреляции с экономической выгодой сыграет, скорее, роль демотиватора.

«Айтишники всегда выступали в роли тех, кто просит деньги (и немалые) на реализацию своих проектов. При этом прямой эффект от таких вложений посчитать сложно, и ИТ стали прибегать к рассказам о разнообразных косвенных преимуществах. И в этой парадигме они отлично себя чувствуют», – объясняет Павел Клепинин.

Кроме того, зачастую роль тех, кто занимается экономической составляющей проекта, выполняют CDO, CDTO и др.

«Это своего рода реинкарнация профессионалов IT: переводчики с языка цифры, умеющие объяснить, чем именно та или иная идея полезна для бизнеса», – добавляет Ирина Зарина.

Говорить в открытую

-5

Данные опроса 2023 года помогли посмотреть и на «теневую сторону» цифровых управленцев, выявить их антикомпетенции (деструкторы). Здесь на первом плане оказались прямолинейность, давление в процессе общения с другими людьми и, в то же время, нерешительность.

«Причиной нерешительности может быть недостаток бизнес-навыков у многих IT-руководителей, что зачастую влечет за собой относительно медленное принятие решений», – объясняет Павел Клепинин.

Кроме того, чтобы решиться что-либо делать, ИТ-специалисту необходима доскональная предварительная проработка вопроса.

«Айтишники не склонны к риску, часто от них можно услышать: «Не трогай то, что работает!». А в бизнесе, наоборот, часто необходимо рисковать и принимать на себя ответственность», – добавляет Павел.

В результате, при всех преимуществах и уникальных навыках, далеко не всегда ИТ удается учитывать актуальный контекст ситуации, экологично доносить свое мнение до окружающих и быстро принимать решения.

Стресс и выгорание

-6

В связи с громадным количеством работы в условиях неопределенности и внезапных перемен, одним из актуальных вопросов, который предстояло исследовать, стало выгорание ИТ. Может показаться удивительным, но данные последнего опроса вполне утешительны: более половины респондентов продемонстрировали низкий уровень профессионального истощения.

«Для руководителей ИТ характерна низкая эмоциональная устойчивость. Они достаточно быстро могут выйти из себя или почувствовать бессилие в эмоциональном плане, склонны дистанцироваться и уходить в себя. При этом почти 2/3 участников сообщества не ощущают снижения профессиональной мотивации», – рассказывает Ирина Зарина.

По оценкам экспертов, такая картина является достаточно типичной для людей на руководящих должностях.

«Главное – выпустить пар, отрегулировать свое эмоциональное состояние, и снова можно продолжать работать», – уточняет Ирина.

Вместе с тем, существенно снизить степень эмоциональной нестабильности (а в некоторых случаях и вовсе избежать перепадов настроения) помогает понимание ключевых факторов стресса. Результаты исследования показали, что больше всего ИТ-лидеры не любят рутинную работу (62%). Кроме того, их часто выводит из себя тот факт, что окружающие к ним не прислушиваются, а также необходимость выполнять неинтеллектуальные задачи, отсутствие возможности работать самостоятельно, конфликты и бюрократия, недостаток поддержки и ограничения возможностей для творчества.

-7

Полностью избежать возникновения стресса невозможно, однако существенно снизить влияние этого фактора на работу цифровых управленцев может знание их копинг-стратегий (то, каким образом ИТ-лидеры справляются с возникшим напряжением). Цифры исследования показали, что ведущими реакциями на стресс у руководителей ИТ является поиск социальной поддержки (46% респондентов), а также рефрейминг (44%), то есть позитивная переоценка ситуации, и дистанцирование (43%). Поскольку респондентами исследования стали участники крупного ИТ-сообщества, такой результат оценки вполне объясним: люди, вступившие в комьюнити, явно испытывают потребность в поддержке и ощущении дружеского плеча рядом.

«Я считаю такой результат исследования своего рода искажением выборки», – говорит Павел Клепинин.

В то же время не стоит игнорировать тот факт, что социальная поддержка позволяет нивелировать негативные моменты в работе и, таким образом, снизить степень профессионального выгорания.

«В нашем этическом кодексе говорится, что, если к тебе обратились за помощью, то нужно либо помочь, либо подумать и переадресовать вопрос на человека, который сможет оказать помощь», – объясняет Павел.

Участники сообщества «я-ИТ-ы» заинтересованы в реализации его основной ценности – душе комьюнити и ежедневно создают ее – через поддержание доверительной атмосферы и общение на равных.

-8

В вопросе выгорания стратегия дистанцирования также является выигрышной для руководителя, позволяя на время отстраниться, снизить степень эмоциональной интенсивности и прийти в норму. В то же время такая реакция может негативно отразиться на работе организации. В этом случае большую помощь и поддержку снова может оказать сообщество: единая концепция, общие ценности, участие на равных и отсутствие жестких требований предпринимать какие-либо действия – это возможность как выйти из тени и выговориться, так и немного отстраниться в тот или иной момент.

Все амбиции – в столицах?

-9

Гипотеза о том, что более амбициозные цифровые управленцы находят себя в компаниях Москвы или Санкт-Петербурга, подтвердилась: мотивация, связанная со статусом и профессиональным признанием, больше характерна для столичных ИТ-лидеров. Руководители из регионов испытывают чуть больше энтузиазма, выполняя сверхурочную работу, а также активнее выражают себя в роли реализатора или финишера, готовы больше делать своими руками.

-10

Цифры последнего исследования продемонстрировали то, что работа в Москве и Петербурге создает меньше благоприятных условий для затягивания принятия решений, то есть проявления нерешительности, к которой склонны многие IT-управленцы.

«Вполне закономерно, что стремление закрепиться там, где предоставляется больше возможностей, влечет за собой необходимость личных изменений, в том числе работы с собственными деструкторами», – говорит Ирина Зарина.

В то же время, при разрешении спорных ситуаций руководители из регионов чаще готовы брать ответственность на себя по сравнению с их столичными коллегами. В целом же анализ деструкторов и копинг-стратегий ИТ-руководителей не выявил существенных отличий между сотрудниками Москвы и Северной столицы и представителями других российских регионов.

-11

Разница в масштабах

Стоит посмотреть и на зависимость результатов исследования от такого фактора, как масштаб бизнеса.

-12

Результаты получились любопытными, показав, что, чем меньше компания, тем сильнее руководитель ИТ ощущает недостаток своих полномочий. Для этой ситуации характерна выраженность деструктора «Требовательность» по отношению к другим людям.

«Можно сформулировать это так: «Вот стану большим руководителем – тогда развернусь и со всех стребую», – поясняет Ирина Зарина.

Руководители, работающие в среднем и крупном бизнесе, напротив, более спокойны и менее придирчивы как к окружающим, так и к различным аспектам своей работы.

-13

Когда у руководителя меньший объем и масштаб задач, такой человек может полагать, что его мало слышат, ощущать недостаток карьерного развития, ограничение автономии, интеллектуальных и творческих задач, испытывать сильное раздражение от бюрократических усложнений в работе. На более высоких позициях (при большей масштабности и размерности компаний) недовольство уходит, но в то же время появляется необходимость решать сложные задачи, приходится работать в большей изоляции, может возникнуть потребность в поддержке команды.

«Получается, что человек, мечтавший о полномочиях, получив их, начинает испытывать стресс именно от этого», – обращает внимание Ирина Зарина.
-14

Чуть сложнее приходится цифровым управленцам крупного бизнеса, если касаться вопроса выгорания. Причиной может служить отстраненность от команд (и в целом от людей), недостаток ресурса в сочетании с достаточно высокой коммуникативно-эмоциональной нагрузкой. В то же время, несмотря на высокую степень усталости, такие руководители не стремятся поменять работу.

-15

Отличается и реакция на стресс у ИТ-управленцев в компаниях разного масштаба.

«Те, кто находится «выше» и умудрен опытом, предпочитают «переждать грозу» и не рвутся сразу решать проблему», – рассказывает Павел Клепинин.

Такие руководители уже не испытывают потребность что-либо доказывать, избегают суеты и могут на время дистанцироваться от ситуации. От них можно часто услышать фразу: «Подожди выполнять – отменят».

Динамика 2021 – 2023: человеку нужен человек

В целом же, сравнение данных первого исследования с результатами оценки ИТ-управленцев в 2023 году выявило яркую и необычную для таких специалистов тенденцию – возникновение потребности в социальной поддержке. Еще 2,5 года назад этот фактор не был таким заметным: респонденты выражали удовлетворенность автономным характером своей работы, а необходимость общаться с коллегами, скорее, вызывала стресс. С течением времени все меняется с точностью до наоборот: цифровым лидерам нужна поддержка, ощущается потребность в команде и т.д.

«Людей тянет к людям. Полномочия, вознаграждение и объем работы, а также видимость и значимость у них уже есть, и необходим ресурс, который можно восполнять через взаимодействие и общение с коллегами», – отмечает Ирина Зарина.
-16

По оценкам Павла Клепинина, за последние 2,5 года сообщество «я-ИТ-ы» выросло более, чем в два раза.

«Безусловно, фактор узнаваемости бренда сыграл свою роль, но то, что людям нужна поддержка и что они во многом получают ее через комьюнити, совершенно очевидно», – говорит Павел.

Вместе с тем, эксперты говорят о важности выбора типа поддержки в зависимости от потребностей конкретного человека. Для плодотворного взаимодействия в одном случае стоит оказать психологическую поддержку, в другом – предложить необходимую экспертизу, в третьем – возможности карьерного развития и т.д.

-17

В целом же поиск социальной поддержки реализуется как стратегия работы со стрессом и неопределенностью. Потребность в общении как таковом, в той самой душе сообщества, которая обозначена как главная ценность «я-ИТ-ы» и как результат доверительного взаимодействия на равных, не вызывает сомнений и, как видно из исследования, становится ключевой. Потребность человека в человеке – это та опора, которую можно использовать в разных направлениях (и в разных сообществах), чтобы расти и двигаться вперед.

«Если вы работаете с сообществом, призываю вас разбираться, кого именно вы привлекаете, кто (и из-за чего) с вами остался, как меняется портрет участников, какие акценты появляются и сформирована ли у вас та самая персональная душа комьюнити», – обращает внимание Ирина Зарина.

Запись вебинара «Прямолинейные, автономные, генераторы идей: портрет ИТ-руководителя в современной России»: