Инициатива Минцифры
Правительство РФ приняло стратегию цифровой трансформации образования до 2030 года. В документе говорится в том числе и о том, что проверка домашних заданий школьников будет автоматизирована благодаря искусственному интеллекту.
Олег Качанов, замглавы Минцифры РФ, ранее рассказывал об этом изменении. В планах министерства — разработка государственной системы на базе онлайн-платформы «Моя школа». Используя её, ученики и родители смогут:
- пользоваться «верифицированным цифровым образовательным контентом»;
- выбирать школы для поступления и перевода;
- записываться на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и государственных итоговых аттестациях;
- онлайн получать документы об образовании и подавать их в колледжи и вузы.
Мнение депутатов
Комитет Госдумы по просвещению обеспокоен таким решением. Глава комитета, Ольга Казакова, высказалась против автоматизации домашних заданий:
«Домашнее задание — это не только проверка цифр и букв, это также замечания учителя, которые выражают отношение и индивидуальный подход педагога к каждому ребёнку. Индивидуальный подход невозможно заменить машиной».
Также Казакова отметила, что ожидает конкретных предложений о том, как именно искусственный интеллект поможет педагогам освободить время от рутинной проверки домашних работ и больше общаться с учениками вживую. Только тогда депутаты рассмотрят инициативу, руководствуясь мнением всех участников образовательного процесса.
Яна Лантратова, первый зампред комитета попросила Минпросвещения дать официальный комментарий по этому вопросу и направила на имя Сергея Кравцова официальное письмо с просьбой не внедрять автоматическую проверку домашних заданий.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подтвердило, что заключительное решение «будет приниматься только совместно с экспертами, педагогами и родителями», но детали пока не озвучены.
«Искусственный интеллект должен лишь помогать педагогу, выдавая предварительные результаты для принятия им окончательного решения.
О переходе на полностью автоматическую проверку речи не идёт».
Пресс-служба Минцифры
Отношение общественности
Минпросвещения РФ никак не прокомментировало инициативу. Педагоги относятся к ней скептически, считают, что автоматическая проверка не всегда может быть объективной. Она не оценит креативность, творчество, умение размышлять. Всегда найдутся те, кто попытается переиграть систему. Да и цель домашней работы несколько иная — не оценить, а закрепить знания, понять, что вызывает затруднения.
Аналитики из университета «Синергия» узнали общественное мнение по этому вопросу, опросив более пяти тысяч респондентов.
- 31%, примерно треть опрошенных уверены, что педагогов нужно совсем освободить от проверки домашних заданий.
- 52%, чуть больше половины считают, что учитель может проверять часть «домашки» автоматически, а часть — вручную.
- 17 % респондентов уверены, в том, что ИИ не должен участвовать в проверке домашней работы.
Сторонники автоматической проверки приводят аргументы в защиту своего мнения:
- это поможет педагогам сберечь время и силы для образовательной и воспитательной деятельности;
- освободит учителей от повышенной нагрузки;
- сделает оценивание домашних заданий непредвзятым.
У оппонентов следующие доводы:
- проверка домашнего задания помогает педагогам оценить развитие ученика, найти слабые стороны и точки роста;
- машина не сможет оценить творческую, креативную составляющую школьных работ;
- автопроверка невозможна, так как не у всех есть компьютеры и хороший интернет.