51,1K подписчиков

"Совершенно серьёзно" (СССР, 1961) и "Одиноким предоставляется общежитие" (СССР, 1984): "за" и "против"

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков.

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков. Сценаристы: Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, Вильям Козлов, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный, Морис Слободской, Леонид Гайдай. Актеры: Анатолий Папанов, Сергей Филиппов, Ростислав Плятт, Георгий Георгиу, Борис Новиков, Эмилия Трейвас, Рина Зелёная, Мария Миронова, Александр Белявский, Илья Рутберг, Татьяна Бестаева, Ольга Викландт, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Павел Винник и др. 23,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков.-2

Этот сборник комедийных короткометражек единственный раз в жизни объединил Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая под одной «обложкой». Именно в этом киносборнике зрители впервые увидели гайдаевский «Пес Барбос и необычный кросс», который, по сути, и стал его локомотивом.

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков.-3

Правда, комедийная новелла Эльдара Рязанова «Как создавался Робинзон», высмеивающая редакторские и цензурные придирки, тоже была довольно забавной.

Зрительский смех в зале вызывала и сатирическая новелла «Иностранцы» Э. Змойро, высмеивающая стиляг и фарцовщиков…

Комедийные новеллы «История с пирожками», Н. Трахтенберга и «Приятного аппетита» В. Семакова были, на мой взгляд, не столь интересными…

Любопытно, что Наум Трахтенберг (1909–1970) в последние годы жизни уже не возвращался комедии, поставив такие фильмы, как «Выстрел» и «Я его невеста».

Владимир Семаков дальнейшую свою карьеру посвятил в основном фильмам–спектаклям, тоже в основном далеко не комедийного жанра.

Что касается Эдуарда Змойро (1925–1984), то «Иностранцы» осталась его единственной режиссерской работой в кино, в дальнейшем он работал исключительно художником–постановщиком…

Кинопресса отнеслась к «Совершенно серьезно» в основном позитивно, хотя театральный и кинокритик Вадим Фролов (1918–1994) в своей статье в журнале «Искусство кино» писал, что «не все фильмы–новеллы одинаково хороши по мастерству и средствам выразительности. Некоторым из них не хватает цельности и завершенности. Есть остроумные находки в комедии Эльдара Рязанова «Как создавался Робинзон». «Отредактированный» обитатель острова выглядит удивительно смешным. Он потешно «перестроился», насадил зеленые насаждения, приручил облезлого льва. Все, как у Ильфа и Петрова. Но комедия как бы распадается на два несоединенных стиля, на две манеры подачи комического: с одной стороны, А. Папанов, играющий в мягкой и серьезной комедийной манере роль редактора, а с другой — С. Филиппов, показывающий неудержимую выдумку в эксцентрике. Эти оба актера играют как бы в двух разных фильмах. Режиссер, мне кажется, не нашел единства в манере, и поэтому в комедии нет необходимой завершенности» (Фролов, 1961: 90).

Больше всех других комедийных новелл в альманахе «Совершенно серьезно» Вадиму Фролову понравилась короткометражка Леонида Гайдая: «Я испытал удовольствие, когда смотрел комедию Л. Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», хотя ничего нового, пожалуй, в фильме нет. Герои картины — взрослые бугаи, задумавшие толом глушить рыбу, смешны в той изобретательности, с какой спасаются от собственной глупости. Трюки, неожиданные повороты «погони», даже отсутствие диалога — все играет в этой комедии. Слова не нужны, когда живут выразительная мимика и жест, которыми отлично пользуются артисты Е. Моргунов, Г. Вицин и Ю. Никулин» (Фролов, 1961: 92).

Мнения зрителей XXI века по поводу альманаха «Совершенно серьезно» далеко не всегда совпадают:

«Любимый мой фильм! В большей степени запал сюжет "Иностранцы" – ах, Александр Белявский! Да, все новеллы хороши, любимы, такая ностальгия!» (Р. Марковна).

«Поделка для весьма недалёкого зрителя. Поэтому не вижу ничего необычного в её бешеном успехе» (Сережа).

Киновед Александр Федоров

Совершенно серьёзно. СССР, 1961. Режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро, Владимир Семаков.-4

Одиноким предоставляется общежитие. СССР, 1984. Режиссер Самсон Самсонов. Сценарист Аркадий Инин. Актеры: Наталья Гундарева, Александр Михайлов, Тамара Сёмина, Фрунзик Мкртчян, Елена Драпеко, Виктор Павлов, Татьяна Божок, Татьяна Агафонова, Елена Майорова и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Одинокая Вера работает на текстильном комбинате и в качестве хобби сватает девушек из общежития…

В год выхода этой комедии в прокат «Спутник кинозрителя» хвалил ее за доброту, душевность, деликатность и наблюдательность (Сенчакова, 1984: 7).

Прошли годы, но поклонников у этой ленты, похоже, не убавилось:

«Какой же всё–таки замечательный фильм! Как же мне нравится Вера, которую играет Н. Гундарева. Такая родная и близкая. И когда она плачет, я плачу вместе с ней. И радуюсь тоже. Удивительно душевный фильм, очень проникновенный и искренний» (А. Алексеева).

«Обожаю этот фильм! Когда был период, личная жизнь наперекосяк, мечтала о такой вот Вере. … Вообще кто жил в общагах, увидят в этом фильме столько знакомого!» (С. Войтюк).

Киновед Александр Федоров